света голобородько
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей. Старшая группа. Лексическая тема: «Аквариумные и Пресноводные рыбы»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА : «АКВАРИУМНЫЕ И ПРЕСНОВОДНЫЕ РЫБЫ»
Упражнения на развитие дыхания и голоса:
«Буря в море». Воздух набирать носом, щек не надувать. На одном выдохе дуть на «море». Отметить, у кого буря продлиться дольше.
«Звуковая волна». Дети проговаривают звук П – П – П – П – П то повышая, то понижая голос.
Упражнение для щек и губ
Публикация «Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей, Старшая группа, Лексическая тема: „Аквариумные и Пресноводные рыбы“» размещена в разделах
- Аквариум
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Пресноводные рыбы, речные
- Работа логопеда. Логопедия
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
«Прополощите рот морской водой». Набирать воздух то за левую, то за правую щеки, то за верхние, то за нижние губы. Набирать в рот воздух, вытянуть губы вперед, делать ими вращательные движения.
Упражнения для языка:
В море живет рыба игла тоненькая, длинная. Носик у нее острый, как иголка, но уколоть никого не может – мягкий.
«Рыба-игла». Губы в улыбке, рот открыт, язычок – иголочка не прикасается к нижней и верхней губам, не уклоняется в сторону – 3 раза по 6 сек.
«Рыба – прилипала». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка—ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы—в улыбке. В таком положении—до 10 сек.
«Акула» — показать зубы, оскалиться.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка.
Рыбка, рыбка, озорница, Погрозить пальчиком.
Мы хотим тебя поймать. Медленно сблизить ладони.
Рыбка спинку изогнула. Снова показать, как плывет рыбка.
Крошку хлебную взяла. Сделать хватательное движение двумя руками.
Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. Снова показать, как плывет
Физминутка «Рыбки».
Ходят волны на просторе. Вы узнали? Это – море. (идут по кругу, плавно машут руками)
Рыбки весело резвятся в чистой тепленькой воде, (делают произвольные движения)
То сожмутся, разожмутся, (приседают и встают)
То зароются в песке. (ложатся на спину, движения руками и ногами)
Самомассаж рук массажным мячом «Морские ежи»
Играть в футбол морским ежом решили окунишки,
И скоро стали решетом их новые штанишки.
За эти милые дела их дома трепка бы ждала.
Но рыба добрая – игла зашить штанишки помогла.
Лексико-грамматические игры и упражнения
1. Прослушай внимательно, повтори по памяти: ГУППИ, ГУРАМИ, МЕЧЕНОСЕЦ, СОМИК.
• Назови, кто это. (Это аквариумные рыбки)
• Почему они называются АКВАРИУМНЫМИ?
• Сосчитай количество слогов в этих словах.
2. «Один - много». Четко проговаривать окончания слов!
• Сомик – сомики – много сомиков.
• Меченосец - меченосцы – много меченосцев
• Скалярия - скалярии – много скалярий
• Улитка - улитки – много улиток и т. д
•
Расскажи, что есть у рыбок. (хвост, плавники, чешуя, жабры)
4. Посчитай до 5, правильно согласовывая слова:
1 плавник – 2 …. – 3… - 4… - 5…
1 сом – 2…. – 3… - 4…. – 5….
1 окунь – 2…. – 3… - 4…. – 5….
1 щука – 2…. – 3… - 4…. – 5….
5. Подобрать слова – определения:
• Рыбка (какая) : (красивая, проворная, золотая, серебристая, шустрая, маленькая, блестящая и т. д.)
• Щука (какая) – (хищная, большая, зубастая)
• Карась (какой) – (маленький, проворный, быстрый).
6. Расскажи, чем рыбы отличаются от животных:
• У животных шерсть, а у рыб - …. (чешуя)
• У животных лапы, а у рыб - … (плавники)
• У животных легкие, а у рыб - …. (жабры)
7. «Большой - маленький»
Щука – щучка, Сом - сомик, Рыба -, Икра –…., Окунь - ….,
Карась - …., Плавник -, Хвост -, Чешуя - ….
«Запомни и повтори». Формирование обобщающих понятий у детей.
Ерш, сом, пескарь — это речные рыбы.
Камбала, горбуша, сельдь — это морские рыбы.
Карп, карась, плотва — это озерные рыбы.
Акула, мурена, щука — это хищные рыбы.
«Вопросы — ответы». Усвоение притяжательных прилагательных.
Чья голова? — Это рыбья голова.
Чьи жабры? — Это рыбьи жабры.
Чье туловище? — Это рыбье туловище.
Чья чешуя? — Это рыбья чешуя.
Чей хвост? — Это рыбий хвост.
Чье брюшко? — Это рыбье брюшко.
Чьи плавники? — Это рыбьи плавники.
Чьи икринки? — Это рыбьи икринки.
Чьи кости? — Это рыбьи кости.
Игра «Рыбалка» :
Мы поймали много рыб –
Не одного окуня, а много … окуней
Не одну щуку, а много …
Не одного карася, а много …
Выучи стихотворение:
К нам из сказки приплыла,
Там царицею была.
Это рыбка не простая,
Рыбка это золотая.
Индивидуальная работа: