Cветлана Цицарова
Тетрадь преемственности работы учителя-дефектолога и воспитателя в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ «Детский сад №56»
Тетрадь преемственности
работы учителя-дефектолога Цицаровой С. Н.
с воспитателями старшей группы для детей 5-6 лет с задержкой психического развития (ЗПР) № 1 «Солнышко»
Солововой С. А. Мокровой М. В.
Комплексно-тематическое планирование
по методическим рекомендациям «Подготовка детей к школе с ЗПР» С. Г. Шевченко
на 2022-2023 учебный год
Публикация «Тетрадь преемственности работы учителя-дефектолога и воспитателя в старшей группе детского сада» размещена в разделах
Основная цель коррекционно-педагогической работы направлена на развитие эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.
Задачи:
• Познание
Развитие речи и ознакомление с окружающим миром
- расширение кругозора, уточнение представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности;
- развитие базовых психических функций.
- совершенствование лексико-грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
- формирование и развитие фонематического восприятия.
Формирование элементарных математических представлений
- для сенсорного развития (ориентировка в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и параметрам, др.);
- для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
- развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций;
- формирование представлений о множестве, количественном представлении, пространственном и временном представлении.
Конструктивная деятельность
- формировать умение выделять существенные отношения и связи между деталями и предметами;
- преобразовывать предметные отношения различными способами (надстраиванием, перестраиванием комбинированием и др.);
- закреплять навыки моделирования пространства и чтению графических моделей и простых схем-планов;
- закреплять умение конструировать из строительного материала, бумаги, природного материала, обучают различным способам крепления деталей конструкторов;
- формировать навыки предварительного планирования;
- развивать восприятия пространственных представлений, сенсорно-перцептивных способностей, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способности к моделированию и замещению.
• Чтение художественной литературой
- расширение представлений об окружающем мире, расширение словаря.
• Социализация
- формирование представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, социальных отношениях и др
- формировать умение правильно строить ролевое взаимодействие;
- формировать умение отражать в игре ролевые связи и отношения.
• Художественное творчество
- развития пространственных представлений, тонкой моторики и зрительно-моторной координации;
- формирование изобразительных умений и навыков;
- коррекция и развитие эмоциональной и познавательной сферы;
- развитие творческих способностей по средствам применения нетрадиционных техник рисования.
• Здоровье
- знакомство с основами безопасности жизнедеятельности.
Комплексно-тематическое планирование (рекомендации учителя-дефектолога)
Лексическая
тема Направления Образовательные
области Виды детской деятельности и формы образовательной деятельности
Наш детский сад. Осень
Познавательно-речевое
Развитие
Познание
Развитие зрительного восприятия и мышления :
«Сложи картинку» (складывание целого из частей)
Развитие мышления:
«Чего не хватает?»
(найти недостающие части предмета)
Игра с мячом: Какой? Какое? Какая?
ФЭМП: Игры на передвижение: «Волшебная геометрия» (учить планированию)
Игры головоломки: по желанию детей.
Пальчиковая гимнастика: «Играй-ка»
Конструктивная деятельность: Разрезные картинки по теме «Времена года»;
«Сложи узор» (кубики Никитина)
Расширение кругозора детей: Рассказ педагога: о семье.
Коммуникация Предложить придумать рассказ о семье. Проговаривание выделенных слов и словосочетаний.
Д/ и «Два и пять»
Потренировать детей в передаче ритмического рисунка слов ( прохлопать слова: мама, папа, дом, кукла, мишка, шарик, машина).
Чтение
художественной
литературы Выучить с детьми стихотворение о маме;
Выучить загадки о семье.
Социально-личностное развитие
Социализация Подготовка к театрализованной игре по сказке Сутеева «Палочка – выручалочка» : просмотр в кукольном театре, работа над выразительностью речи при заучивании слов своего героя, работа над тембром голоса. Работа над мимикой. Развивать творческое воображение.
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество Развитие графических навыков:
«Дорисуй у куклы лицо»
«Дорисуй недостающие детали»
«Обведи рисунки по точкам и раскрась их»
«Составь игрушки из геометрических фигур»
«Составь из палочек»
«Дорисуй симметрично»
«Нарисуй по клеточкам»
Лексическая
тема Направления Образовательные
области Виды детской деятельности и формы образовательной деятельности
Времена года. Осень.
Познавательно-речевое
развитие
Познание
Исследовательская деятельность: сравнение времен года между собой, например, осень и лето, осень и зима, выделяя признаки различия.
Закрепить временные представления: последовательность времен года, характерные признаки времен года. Провести наблюдение за поздней осенью, показать ее характерные признаки; активизировать словарь за счет прилагательных «Небо, оно какое» (небо, дождь, солнце и т. д., учить согласовывать существительные и прилагательные в роде; учить стихи.
Словесно-логические игры: «Наведи порядок» и «Четвертый лишний». «Что за чем, что перед чем?» «Что изменилось?» «Осенние листья»
Словесно-логические упражнения: «Где прячется осень?», «Объяснялка». (объяснить смысл поговорок и пословиц). Подбор слов-признаков и слов-действий к словам: дожди, листья, дни.
Составление рассказа-описания осени по опорному картинному плану.
Игра па развитие навыков словообразования «Сложи в одно слово» (игра на развитие навыков словообразования). Листья падают — листопад; ребенок, который идет в школу, — школьник; человек, собирающий грибы, — грибник и т. д.
Называние примет осени в живой природе, в неживой природе и в жизни человека.
Подбор слов-признаков и слов-действий к словам: дожди, листья, дни и т. д.
Что за чем, что перед чем?» (По картинкам и без них — игра с мячом. «За летом — осень, за осенью — зима. ; перед осенью — лето, перед летом — весна.»)
«Где прячется осень?» Выбор картинок, изображающих осень,
«Что изменилось?» Сравнение двух времен года: лета и осени, i осени и зимы, осени и весны.
Пальчиковая гимнастика: «Ветер по лесу летал»
Конструктивная деятельность Разрезные картинки по теме «Времена года»;
«Сложи узор» (кубики Никитина)
ФЭМП
Счет листочков до пяти с называнием итогового числа и соотнесением с количеством пальцев.
Разложи листочки от самого большого до самого маленького.
Выделение нужного количества (в пределах 5) из множества.
Положи столько же, сколько и здесь (уравнивание множеств).
Положи столько листочков, сколько услышишь звуков.
Расширение кругозора детей: Рассказ педагога: об осени, изменениях происходящих в природе. Составление описательных загадок.
Коммуникация Проведение беседы, но теме «Времена года. Осень». Составление и распространение пред-ложений о приметах осени в неживой природе по картинкам.
Чтение
художественной
литературы Называние примет осени в живой природе и в жизни человека. Разучивание стихов про осень.
Лексическая
тема Направления Образовательные
области Виды детской деятельности и формы образовательной деятельности
Времена года. Осень.
Социально-личностное развитие
Социализация Подготовка к театрализованной игре по сказке Сутеева «Палочка – выручалочка» : просмотр в кукольном театре, работа над выразительностью речи при заучивании слов своего героя, работа над тембром голоса. Работа над мимикой. Развивать творческое воображение.
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество Вырезание круга по контуру; разрезные картинки по теме «Времена года».
Д/и «Что это?» (узнай по силуэту)
Развитие графических навыков:
«Дождь идет»
«Обведи по контуру»
«Раскрась лист»
«Нарисуй прожилки у листа»
«Нарисуй, как падают листья»
Лексическая
тема Направления Образовательные
области Виды детской деятельности и формы образовательной деятельности
Мебель в группе детского сада
Познавательно-речевое
развитие
Познание
Поисково- исследовательская деятельность Экскурсия по помещениям детского сада.
Рассматривание и составление рассказа по картине «Мебельв группе».
Составление загадок, кроссвордов о посуде.
Д/игры «Опиши не называя», «Что для чего?», «Магазин мебели» (составление из частей целого). «Мебельная лавка» (Кростики) Кюзинер.
Словестно-логическое упражнение: «Скажи наоборот», «Назови посуду», «Посчитай»
Пальчиковые игры: «Много мебели»Нищева
Конструктивная деятельность Составление разрезной картинки из 4 – 6 частей, «Собери узор» кубики Никитина. Составление частей вкладышей (из частей);
ФЭМП
Упражнять детей в вычислениях в пределах 5
Закреплять умение читать примеры на сложения и вычитания.
Закреплять умение объяснить значение порядкового числительного
Закреплять навыки порядкового счета в пределах 5.
Расширение кругозора детей
Рассказ педагога: «Такая разная посуда»
Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений предметов посуды по опорному картинному плану.
Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображениями посуды.
Коммуникация Беседы с детьми: «Какая бывает мебель в группе».
Свободное общение «История создания предметов мебели».
Составление описательных рассказов по предметам мебели.
Д/ игры: «Найди лишнюю картинку» (из 7 предметов, «Назови одним словом», «Разложи по полочкам» (макет группы и 10 предметных картинок).
Чтение
художественной
литературы
Чтение рассказов: В. Зотова «Разная мебель»
Чтение русской народной сказки «Три медведя»
Рассматривание иллюстраций с предметами мебели.
Нефедова К. П. Мебель. Какая она? (заучивание стихов о мебели).