Наталья Быкова
Тестопластика в работе с дошкольниками, на примере реализации долгосрочного проекта «Мукосолька»
▼ Скачать + Заказать документы
Быкова Наталья Владимировна, воспитатель
Г. Шуя Ивановская область, МДОУ № 39
Тестопластика в работе с дошкольниками (на примере реализации долгосрочного проекта «Мукосолька»).
Немного соли и муки чуть-чуть,
Воды добавить также не забудь,
Перемешать всё тщательно и в путь
Творений необычных созиданья,
Рожденья красоты и доброты
И воплощенья сказочной мечты!
Актуальность проекта :
Публикация «Тестопластика в работе с дошкольниками, на примере реализации долгосрочного проекта „Мукосолька“» размещена в разделах
Выбирая направление для своей кружковой работы, я остановила свой выбор на тестопластике. Тестопластика –это искусство создания объемных и рельефных изделий из солёного теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера. Солёное тесто имеет ряд преимуществ: сделано из экологически чистых материалов, его можно приготовить в любой момент, не липнет к рукам, очень легко отмывается, безопасно при попадании в рот (если не добавлять клей, прекрасно лепится, мягкое, пластичное, приятное на ощупь, сушится в духовке или на воздухе.
Для деток изготовление поделок из соленого теста является не только интересным, но еще и очень полезным занятием, поскольку мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи, мышления, внимания, воображения, зрительной и двигательной памяти, а любое совместное творчество сближает. Своими корнями лепка из теста уходит в далекое прошлое и тесно связана с народными обычаями, праздниками, домашним укладом. Встречая весну, обычно выпекали вылепленных из теста птичек. С помощью таких жаворонков, тетерок, дети призывали весну, дарили их друг другу, вкладывая в подарок символический смысл.
Занятие тестопластикой помогает решить следующие задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с историей возникновения этого прикладного искусства.
- научить владеть различными материалами и инструментами.
- начать формирование знаний о композиции, основах цветоведения, технике работы с гуашью.
Технические:
- научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием.
- развивать координацию движения рук.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук, речь, наблюдательность и эстетический вкус, образное и логическое мышление.
- расширять кругозор и словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.
- воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.
Социальные:
- создать благоприятную атмосферу для общения детей, увлечённых общим делом.
- учить дошкольников организовывать свой досуг.
- прививать им стремление заботиться о близких, путём изготовления подарков для своих родных.
Цель проекта :
Развитие творческих способностей, памяти, воображения, речи детей, мелкой моторики через использование технологии тестопластика.
Участники проекта : дети, родители, воспитатель.
Предполагаемый результат:
Развитие самостоятельности, инициативности, творческих способностей детей, овладение умениями работы с солёным тестом - лепка с натуры, по представлению, лепка скульптуры, выразительность образа, пропорции, способы лепки (сплющивание и защипывание, соединение краёв теста, оттягивание и вдавливание, сглаживание и прижимание, примазывание и раскатывание).
Реализация проекта :
Предварительный этап- дети знакомятся с тестопластикой как видом народно- прикладного искусства, её особенностями, инструментами, необходимыми для работы с тестом. Творческие мастерские, начинаются с беседы об истории тестопластики, с замешиванием теста вместе с ребятами. Дети: мнут, нюхают, катают колобки, колбаски, делают всевозможные отпечатки с помощью стеки, пуговиц, карандашей, пробок и т. д. Когда тесто высыхает они с большим интересом его окрашивают.
Основной этап:
Знакомство детей с техникой тестопластики, учить создавать простые сюжетные композиции, развивать творческие способности. Дошкольники уже освоили лепку, предлагаем им поработать со скалкой, для раскатывания заготовки и сделать оттиск своей ладошки на праздник к Дню Матери. Работа проходит в течении примерно трёх недель, в процессе участвуют все дети из группы, по два –три человека ребят с помощью воспитателя, в течении 10-15 минут изготовляют свои заготовки, затем занятие проходит со следующей подгруппой. И так в течении одной недели все ребята из группы имеют свои заготовки. Последующие две недели мы начинаем их окрашивать, по мере подсыхания. И на праздник к Дню Матери у нас готовы замечательные сувениры, с оттиском ладошки собственного ребёнка, и сделанного его руками.
На Новогоднюю тематику у нас была проведена, как и индивидуальная работа, каждый ребёнок делал ёлку на бумажном конусе, так и коллективная работа на выставку «Рождественский лес». Ребята забирали свои ёлочки домой и с помощью родителей украшали их бусинами, пуговицами и т. д.
На праздник 8 Марта мы мамам преподнесли подсвечники в виде сердца с лепниной.
И к празднику Светлой Пасхи ребята делали подставку под пасхальное яйцо, и заключительный этап у нас был- это коллективная Пасхальная подставка под крашенки с вазой.
В этом году наш проект мы продолжаем и пока начинаем вспоминать, как работать с солёным тестом, мы делаем заготовки разделочных досок и тарелок для дальнейшей росписи на занятиях по рисованию.
Заключительный этап:
Март-апрель изготовление картины на плоскости по замыслу детей.