Зайцева Олеся
Тестопластика как условие развития творческой личности
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕСТОПЛАСТИКА, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Зайцева Олеся Германовна
воспитатель МБДОУ
«ДС № 108 г. Челябинска»
«Простые движения помогают убрать
напряжение не только с самих рук,
но и лучше расслабить мышцы всего тела.
Чем лучше работают пальцы и вся кисть,
тем лучше говорит ребенок.»
Иммануил Кант
Публикация «Тестопластика как условие развития творческой личности» размещена в разделах
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Современные развивающие технологии и программы образования ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов. Продуктивные виды деятельности играют одну из основных ролей в процессе всестороннего развития дошкольников.
С младшего возраста дети учатся активным действиям с тестом : потрогать, понюхать, помять, слепить колбаски, а потом учатся делать простые поделки («Угощение для кукол», раскатывать тесто скалочками и вырезать фигурки формочками. Процесс лепки целесообразно дополнять музыкальным сопровождение, так же в ходе продуктивную деятельность можно провести познавательную беседу о муке, соли, воде и их свойствах.
К старшему возрасту - дети учатся лепить объемные формы. Основа формы – неваляшка, т. е. к большому шарику прикрепляется шарик меньшего размера при помощи деревянного стержня (зубочистка или спичка). А потом
к основе можно добавить характерные признаки – ушки, носик, глазки, хвост. Темы для лепки: зайчик, бабочка, мишка, ежик.
Накопленный опыт, полученные умения и навыки, позволяют перейти к самостоятельной деятельности, к лепке по замыслу.
Важно чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовать веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать подобранные в соответствии с возрастными особенностями дошкольника задания и поощрение взрослого. Необходимо так же добиваться, чтобы выполненные поделки имели аккуратный и красивый вид.
В ходе совместной работы был разработан план работы для детей старшей группы. С целью поддержки детского творчества, в ходе проведения тематической недели «Город мастеров» родителям были предложены беседы, показан мастер-класс и презентация «Дымковская игрушка»
Цели и задачи:
1. Создать условия в группе для выполнения развивающего дела.
2. Формировать представления об искусстве как виде творческой деятельности людей.
3. Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.
4. Воспитывать интерес к искусству.
5. Способствовать формированию установки на получение качественного результата и преодоление частных неудач, неизбежных в процессе его получения.
6. Развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Влияние занятий декоративной лепкой велико: формируются такие качества, как усидчивость, целеустремленность, настойчивость, терпение. Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, вызывает радостное, приподнятое настроение.
Так же необходимо отметить, что «тестопластика» играет большую роль в развитие мелкой моторики : ребенка исследует, сравнивает, классифицирует и тем самым более детально изучает мир, в котором он живет. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечают за движение органов речи и управляющие пальцев рук, расположенные в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Таким образом, развитие мелкой моторики сыграет огромную роль в развитие речи детей.
Тестопластика является интересным и увлекательным занятием для детей. Одним и положительных результатов данного направления является совместная работа детей и родителей. Ребята учат родителей замешивать место в домашних условиях, и обучают родителей лепке из теста. Результатом работы – стала выставка совместных поделок, которые дети приносили в группу.
Таким образом, проведенная работа доказывает, что занятия тестопластикой способствуют развитию мелкой моторики, эстетическому образованию детей, формируют базовые предпосылки школьного обучения: усидчивость, самоконтроль, планирование деятельности.
Литература:
1. Лыкова И. Лепка и тестопластика. Издательский дом: Карапуз, 2008
И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду 2009г.
2. О. А. Гильмутдинова. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 74с.
3. И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007 4. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, изобразительная деятельность в детском саду. М. : «Просвещение», 1982 -2005с.
5. Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 -250 с. Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону «Феникс», 2006- 217с.
6. И. Кискальт. Соленое тесто. М. : «Аст –пресс», 2002- 142с. В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009