МААМ-картинки

Самоопределение уровня готовности наставника педагога к профилактике эмоционального выгорания

Ольга Конева
Самоопределение уровня готовности наставника педагога к профилактике эмоционального выгорания
▼ Скачать + Заказать документы

Цель исследования: является выявление осведомленности и компетентности педагога по проблеме профессионального эмоционального выгорания, знаний основных факторов риска, понимание роли профилактики, применение приёмов и технологий по его предупреждению.

Симптомы эмоционального «выгорания»

истощение, усталость;

психосоматические осложнения;

бессонница;

негативные установки по отношению к обучающимся;

Публикация «Самоопределение уровня готовности наставника педагога к профилактике эмоционального выгорания» размещена в разделах

негативные установки по отношению к своей работе;

пренебрежение исполнением своих обязанностей;

увеличение объема психостимулирующих веществ (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

уменьшение аппетита или переедание;

негативная самооценка;

усиление агрессивности;

усиление пассивности;

чувство вины.

Основные стадии профессионального эмоционального выгорания педагога :

1 я стадия – забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена ли нужная запись в документацию, задан ли планируемый вопрос, получен ли ответ). Обычно мы к этому относимся легко, называя такие явления «девичьей памятью», «склерозом». Появляется приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний; педагог неожиданно замечает : вроде бы все пока нормально, но… скучно и пусто на душе; становится мало положительных эмоций. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста 1 я стадия может формироваться в течение 3–5 лет.

2 я стадия – снижение интереса к работе, потребности в общении.

Возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!», появляется некоторая отстраненность в отношениях с коллегами, неделя длится нескончаемо, нарастает апатия к концу недели, появляются устойчивые соматические симптомы (головные боли по вечерам, «мертвый сон» без сновидений); повышается раздражительность (человек заводится с пол-оборота). Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.

3 я стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными, чем с людьми. Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.

Вопросы для самоопределения :

1. Как бы Вы в нескольких словах (или одной фразой) определили, что такое «профессиональное выгорание»?

2. Отметьте, какие из перечисленных ниже факторов оказывают влияние на формирование профессионального выгорания в педагогической среде? Выберите не более трех ответов и поставьте напротив них «галочку».

2.1. Неблагоприятная психологическая атмосфера в педагогическом коллективе.

2.2. Отсутствие слаженной работы в коллективе, нет четкого распределения обязанностей и ответственности.

2.3. Качества личности: мягкость, гуманность, ориентированность на людей, склонность к идеализации, повышенная ответственность.

2.4. Женщины в большей степени находится в группе риска.

2.5. Отсутствие каких-либо интересов вне работы.

2.6. Дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и материальным вознаграждением.

2.7. Работа с детьми различной категории (ОВЗ, инвалиды, дети с деструктивным поведением и др.).

2.8. Предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка.

2.9. Напряженный характер работы, связаны с ответственностью за жизнь и здоровье вверенных детей.

3. Отметьте, какие из перечисленных ниже характеристик, на Ваш взгляд, являются признаками профессионального выгорания? Выберите не более пяти ответов и поставьте напротив них «галочку».

3.1. Чувство эмоциональной опустошенности, желание уединится от всех, отдохнуть от работы.

3.2. Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события.

3.3. Частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»).

3.4. Частые беспричинные головные боли. 3

.5. Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»).

3.6. Полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 часов утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2- 3 часов ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу).

3.7. Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня.

3.8. Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).

3.9. Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности).

3.10. Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам.

3.11. Равнодушие и потеря интереса к тому, что раньше радовало.

3.12. Формальное общение с - коллегами, - обучающимися/воспитанниками, - родителями.

3.13. Чувство усталости, когда встаешь утром и должен идти на работу.

4. Отметьте, какие из перечисленных признаков профессионального выгорания Вы можете выделить у себя? Выберите не более пяти ответов и поставьте напротив них «галочку».

4.1. Отсутствие желания работать, дефицит мотивации.

4.2. Снижение продуктивности в работе, пренебрежение исполнением своих обязанностей.

4.3. Раздражительность, конфликты (с начальством, коллегами, родителями, воспитанниками/учениками).

4.4. Нарушение сна (сонливость, беспокойный сон, бессонница).

4.5. Появление или обострение хронических заболеваний. 4.6. Увеличение объема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства и др.).

4.7. Уменьшение аппетита или переедание.

4.8. Истощение, усталость.

4.9. Негативные установки по отношению к своей работе.

4.10. Неудовлетворенность собой (негативная самооценка, чувство вины).

5. Отметьте, какие из предложенных мер, по Вашему мнению, способствуют профилактике профессионального выгорания? Выберите не более трех ответов и поставьте напротив них «галочку».

5.1. Переход на правильное, сбалансированное питание.

5.2. Профессиональное развитие и самосовершенствование.

5.3. Овладение навыками саморегуляции.

5.4. Поддержание хорошей физической формы через занятия спортом.

5.5. Определение краткосрочных и долгосрочных целей (достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания).

5.6. Использование «тайм-аутов», отдыха от работы.

5.7. Раскрытие творческих способностей через хобби и увлечения.

5.8. Массаж, йога, посещение бани и другие способы релаксации.

5.9. Снижение напряжение через употребление алкоголя; курение; потребление вкусной, но нездоровой пищи.

5.10. Поездки, путешествия, отдых на природе.

5.11. Другое___

6. Какое из представленных ниже утверждений характеризует Ваше эмоциональное состояние в последнее время? Выберите не более трех ответов и поставьте напротив них «галочку».

6.1. «Я спокоен».

6.2. «Мне ничего не угрожает».

6.3. «Мне все безразлично».

6.4. «Я чувствую уверенность в себе».

6.5. «Я расстроен».

6.6. «Я раздражен».

6.7. «Я чувствую себя подавленно».

6.8. «Я встревожен и сильно нервничаю».

6.9. «Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения».

6.10. «Меня ничего особенно не беспокоит».

7. Чувствуя упадок сил, снижение продуктивности в работе, Вы… Продолжите предложение выбрав одно или два утверждения, и поставьте напротив них «галочку».

7.1. Не обращаете внимание.

7.2. Самостоятельно принимаете меры по восстановлению, опираясь на имеющиеся ресурсы.

7.3. Прибегаете к профессиональной помощи психолога.

7.4. Обращаетесь за советом к другу/подруге, родственникам, коллегам.

8. Отметьте, что Вы используете в качестве мер профилактики профессионального выгорания у себя? Выберите не более трех ответов и поставьте напротив них «галочку».

8.1. Заботитесь о режиме сна и отдыха.

8.2. Стараетесь правильно, сбалансированно питаться.

8.3. Придерживаетесь здорового образа жизни, исключая вредные привычки.

8.4. Стремитесь избегать «похитителей времени» : социальных сетей, праздных дел, длительного просмотра телепередач. 8.5. Используете техники саморегуляции, аутотренинг.

8.6. Посещаете тренажерный зал, бассейн, занимаетесь физическими упражнениями, спортом.

8.7. Общаетесь с друзьями и близкими в поисках поддержки.

8.8. Хобби, творчество являются вашими ресурсами.

8.9. Прибегаете к лекарственным средствам, снотворным и успокоительным.

8.10. Снимаете напряжение через употребление алкоголя; курение; потребление вкусной, но нездоровой пищи.

9. Если Вы заботитесь о профилактике профессионального выгорания недостаточно или нерегулярно, что является причиной? Выберите не более трех ответов и поставьте напротив них «галочку».

9.1. Не хватает силы воли.

9.2. Нет на это времени.

9.3. Нет компании (одному скучно).

9.4. Нет знаний, что для этого необходимо делать.

9.5. Нет соответствующих условий. 9.6. Необходимы большие материальные затраты.

9.7. Есть более важные дела.

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета)Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Добрый день, уважаемые коллеги.

Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности»Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности» Цель: - проработать актуальное состояние педагогов - профилактика эмоционального выгорания; - развитие эмоциональной гибкости; - гармонизировать.

О работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгоранияО работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания С каждым годом становится всё более актуальным вопрос о синдроме эмоционального выгорания работников, в частности, педагогов. Синдром эмоционального.

Помоги себе сам. Профилактика эмоционального выгорания педагога. Уважаемые коллеги, в последнее время остро стоит проблема сохранения психического здоровья педагога. Исследователи выявили, что педагоги.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя» Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Задачи: 1. Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгоранияТренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самоопределение уровня готовности наставника педагога к профилактике эмоционального выгорания
Опубликовано: 10 сентября 2023 в 09:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самоопределение уровня готовности наставника педагога к профилактике эмоционального выгорания» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Конева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД