Наталия Куликова
Терренкур «Путешествие бусинки»
Управления образования администрации Сергиево-Посадского
муниципального района Московской области
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №73»
Проект на тему:
«Терренкур на территории детского сада»
«Путешествие бусинки»
Сроки реализации: 1 -15 июня 2021
Составила и реализовала:
Куликова Н. С.
Сергиев Посад
Введение
1. Организация образовательного терренкура на участке МБДОУ.
2. План-схема терренкура.
Публикация «Терренкур „Путешествие бусинки“» размещена в разделах
Заключение
Приложения
Актуальность
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, сформированы требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОО, делающие акцент на территории, прилегающей к образовательной организации. Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности дошкольников, а также возможности для уединения, должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, доступной и безопасной.
Образовательные терренкуры - это специально организованные маршруты для детей по территории ДОО с посещением зоны игр, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождение экологических и оздоровительных троп, которые способствуют оздоровлению организма воспитанников, повышению уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых.
Участники проекта
Основными участниками воспитательно - образовательного процесса являются дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Вид проекта
Познавательно-исследовательский
Тип проекта: краткосрочный.
Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности и познавательно-исследовательской деятельности, прохождение оздоровительных троп.
Задачи проекта:
1. Учить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Учить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
4. Развивать социально – коммуникативные способности у детей.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный: постановка цели и задач, составление картосхемы терренкура с нанесением маршрута и всех его объектов.
II этап – познавательно-исследовательский: проведение занятий, игр.
III этап – обобщающий: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.
Ожидаемые результаты
1. Дети научатся действовать дружно.
2. Интерес к познанию живой и неживой природы.
3. Правильное определение состояние погоды, установка необходимых связей.
4. Научатся понимать активный отдых (с песнями, играми)
Формы и методы реализации проекта:
экологические беседы;
исследовательские опыты;
экологические конкурсы;
обсуждение и проигрывание ситуаций;
экологические игры (дидактические, имитационные, соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
инсценировки, театрализации и т. д.
1. Организация образовательного терренкура на участке МБДОУ.
Маршрут нашего терренкура прошел по всей территории сада : «Метеостанция», «Станция ПДД», «Спортивная станция», «В гостях у сказки», «Волшебный песок». Рассмотрим подробнее каждую станцию.
«Метеостанция»
Что такое погода?
• показания температуры воздуха;
• сила и направление ветра;
• наличие осадков;
• состояние неба и солнца;
• влажность воздуха.
Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети не обращают внимание самостоятельно. Конечно, порхание птиц, бабочек, появление листвы, цветение цветов – более красочные явления и находятся в близком поле зрения ребенка-дошкольника, по сравнению с неживой природой. Поэтому задача педагога привлечь детское внимание в этом направлении и зажечь искру познавательной деятельности, помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы. Чтобы составлять собственные прогнозы, мы планируем устроить у себя на площадке метеостанцию.
Цель – обучение детей наблюдению за изменениями состояния погоды, обучение анализировать и делать выводы.
1- я задача: обучать детей снятию показаний приборов;
2- я задача: предоставление детям возможности проведения сравнения приборов между собой;
3- я задача: изучение детьми зависимости показаний приборов от времени года;
4- я задача: обеспечение условий для проведения детьми исследований.
Мы планируем использовать оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми.
Традиционное оборудование: термометр, компас.
Самодельное оборудование: дождемер, ветряные рукава, султанчики, флюгер, барометр.
Флюгер в форме вращающегося на опорной оси «самолетика», который позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.
Детский барометр, размещенный на некотором расстоянии ниже, выполнен на отрезке доски размером 15 х 30 х 2 см.
При этом принцип работы основан на наблюдениях таежных охотников за поведением хвойных пород деревьев перед переменой погоды. Параллельно (не касаясь) доске закреплен отрезок сухой очищенной от коры еловой ветки таким образом, чтобы боковая ветка в пасмурную погоду находилась в положении параллельном земле. Свойство ветки отклонятся при изменении атмосферного давления использовано в этом «приборе», при этом опытным путем определено ее положения в различную погоду.
Для обеспечения наглядности и доступности понимания показаний прибора шкала выполнена в виде аппликации из непромокаемого материала, которая отражает три вида погодных условий:
«тучка с дождинками» – к снижению атмосферного давления и дождю;
«тучка, закрывающая солнышко» – к повышению атмосферного давления и переменной облачности;
«светящееся солнышко» — к высокому давлению и солнечной погоде.
Ветряные рукава, султанчики, вертушки, выполненные детьми,
(приборы для определения направления и силы ветра) станут забавными элементами нашей собственной станции.
В самом низу конструкции, на специальном кронштейне, прикрепленном неподвижно к шесту, установлен при помощи эластичного крепления детский дождемер.
Он выполнен из прозрачной пластиковой бутылки, имеющего плоское дно и отрезанного от прозрачной пластиковой пятилитровой канистры «горлышка», которое как обыкновенная лейка установлено в ведро и неподвижно закреплено пластмассовой «ручкой» ведерка путем продевания «ручки» сквозь «горлышко». В передней части прибора закреплен отрезок линейки с нанесенной миллиметровой шкалой таким образом, чтобы начало шкалы совпадало с сечением дна ведерка. Местоположение прибора на шесте выбрано таким образом, чтобы дно ведерка находилось на уровне глаз ребенка.
При посещении этой станции, в заключительной части, нами планируется проведение игр малой подвижности или хороводные игры. Планируется разработка картотеки игр.
«Станция ПДД»
Цели: обучение детей безопасному поведению, формирование дисциплинированности, осторожности, наблюдательности – личностных качеств, которые помогут детям адаптироваться к дорожной среде.
Здесь планируется проведение сюжетно – ролевой игры «Водитель грузовика», проведение дидактических игр, например, «Говорящие знаки», «Светофор». Планируется использование выносных знаков.
«Спортивная станция»
Цели: развитие двигательной активности детей, воспитание дружеских отношений.
«Кругом болото» - ходьба по пенёчкам. Цели: формирование умения сохранять равновесие при прохождении по пенёчкам. Предполагается выносное полотно с вставляемыми в него пенёчками.
«Меткий стрелок» - метание мячей в горизонтальную и вертикальную цель.
Цели: обучение детей метанию мячей в горизонтальную цель держа мяч снизу, обучение метанию мячей в вертикальную цель выкидывая мяч из – за головы, развитие глазомера. Предполагается горизонтальная цель – выносной обруч, вертикальная цель – доска с разметкой как для стрельбы или игры в дартс.
«Извилистая дорожка» - ходьба по дорожке, засыпанной камнями.
Цели: развитие смелости и выносливости, воспитание храбрости. Предполагается извилистая дорожка засыпанная крупной галькой.
«В гостях у сказки»
Цели: обучение детей драматизации знакомых произведений, закрепление знаний русских народных сказок, воспитание дружеских и вежливых отношений друг к другу.
Задачи: 1. Учить согласовывать слова и действия персонажа.
2. Учить чётко и внятно проговаривать слова.
3. Формировать умение у детей эмоционально играть свою роль.
Предполагается выносить шапочки для героев.
«Волшебный песок».
Цели: развитие познавательно – экспериментальной деятельности у детей.
Предполагается проведение опытов с песком и организация игр с песком.
Опыты: 1. «Сыпучий песок»
Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. Рассмотрите через лупу форму песчинок. Она может быть разной, в пустыне она имеет форму ромба. Возьмите песок в руки, он сыпучий.
2. «Песок может двигаться»
Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он попал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.
3. «Свойства рассеянного песка»
Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.
Рассеянный песок заметнее плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.
3. «Своды и тоннели»
Понадобится трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги. Вставляем в нее карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вынимаем карандаш, а трубочку на некоторое время оставляем в песке. Затем вынимает трубочку и видим, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.
3. «Свойства мокрого песка»
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.
3. Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыпется песок? А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыпется – песок или глина? Песок. Поэтому и говорят, что песок «сыпучий». Глина сыпется комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Первый вывод: песок – рыхлый, в отличие от глины
3. «Песок путешествует по пустыне»
Поставьте перед каждым ребенком стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке – это личная пустыня каждого ребенка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем на песок. Что происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого добросовестного «ветра» появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить и в настоящей пустыне. Их создает ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует по пустыне.
3. «Песочная страна»
Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.
Описание. Предлагается детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего сосmourn песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинкималенькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего сменить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?
• На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок, а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось. Все вместе рассматривают детские рисунки.
3. «Цветной песок»
Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав с цветным мелом); научить пользоваться теркой.
Материалы: цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкиепредметы,2мешочка,мелкиетерки,миски,ложки (палочки) небольшие банки с крышками.
Описание. К детям прилетел галчонок Любознайка. Он просит детей отгадать, что у него в мешочках Дети пробуют определить на ощупь. (В одном мешочке—песок, в другом—кусочки мела.)Воспитатель открывает мешочки, дети проверяют предположения. Воспитатель с детьми рассматривают содержимое мешочков. Что это? Какой песок, Что с ним можно делать? Какого цвета мел? Какой на ощупь? Можно ли его сломать? Для чего он нужен? Галчонок спрашивает: «Может ли песок быть цветным? Как его сделать цветным? Что будет, если мы песок перемешаем с мелом? Как сделать, чтобы мел был таким же сыпучим, как песок?» Галчонок хвастается, что у него есть инструмент для превращения мела в мелкий порошок.
Показывает детям терку. Что это? Как ею пользоваться? Дети по примеру галчонка берут миски, терки и трут мел. Что получилось? Какого цвета у тебя порошок (Галчонок спрашивает каждого ребенка) Как теперь сделать песок цветным? Дети насыпают песок в миску и перемешивают его ложками или палочками. Дети рассматривают цветной песок. Как мы можем использовать этот песок? (делать красивые картинки.)
Галчонок предлагает поиграть. Показывает прозрачную емкость, заполненную разноцветными слоями песка, и спрашивает детей: «Как можно быстро найти спрятанный предмет?» Дети предлагают свои варианты. Воспитатель Объясняет, что перемешивать песок руками, палочкой или ложкой нельзя, и показывает способ выталкивания из песка.
3. Возьмите очень мелкий песок, пыль или муку и сбрызните водой: можно увидеть, как образуются шарики-капельки, т. е. пылинки собирают вокруг себя мелкие капельки воды и образуют одну большую каплю – шарик. Или обрызгайте из пульверизатора листья комнатных растений. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю или даже небольшую лужицу.
Игры в песке.
«Песочная мозаика»
Для изготовления песочных мозаичных панно используются камни (собранные и окрашенные детьми в разные цвета или сохранившие свой естественный цвет, бобы, фасоль, горох, ветки, шишки и т. д. Часть
материала для песочной мозаики собирается детьми самостоятельно, на
прогулках вместе с родителями, при этом неукоснительно соблюдается
правило – использование только упавших веток, шишек, листьев и т. д.
Каждая возрастная группа разрабатывает эскизы, примерную композицию,
которая затем создается на участке группы во время прогулки.
Площадка для создания мозаичного панно зачищается, сбрызгивается
водой и обрамляется рамкой, которая и задает тон всей композиции. На
первых порах воспитатели выкладывали мозаику вместе с детьми, но
достаточно быстро дети освоили мозаичную технику и стали создавать
собственные мозаичные композиции, которые в течение всего лета украшали
участки детского сада.
«Секретики в песке»
…Я делаю «секретик» : под стёклышком - цветочек.
А рядышком с цветочком зелёненький листочек.
«Секретик» я присыплю жёлтеньким песочком.
И придавлю тихонечко сандалика носочком.
Ирина Столовая
Само название тайника – секретик – предполагает скрытость,
потаённость от всего мира. Секретик – это страшная и святая тайна, доверить
которую можно было только самым близким подругам и которую нужно
было тщательно скрывать от чужих глаз. Поэтому секретики делаются в
«тайных местах».
Технология
Чтобы составить секретик, нужно просто сделать в земле небольшую
ямку, выстлать её цветной бумагой, фольгой или лоскутиком ткани,
выложить на эту основу какой -нибудь красивый или ценный (с точки зрения
ребёнка) предмет бусины или стразы, плотно закрыть всё чистым
стёклышком и засыпать землёй.
Для секретика можно использовать «домашние» стекла, небьющийся
стакан, вазочку для варенья. Наполнителем для секретиков, его начинкой и
изюминкой могла стать любая оригинальная вещица, задающая основную
тему творения. По настоящему захватывающим это занятие становится года в
четыре. Увлекаются секретиками, как правило, девочки. Мальчишки
предпочитают «тайники».
Темы для секретиков
• «Растительный», представляющий собой ни что иное, как
вариант гербария из ярких лепестков, семян, плодов или листьев.
• «Птичий», скрывающий воробьиные или голубиные перья,
выкрашенные в самые немыслимые цвета.
• «Пуговичный», являющийся подборкой необычных пуговиц.
• «Шоколадный», скрывающие в своих недрах фантики от самых
вкусных и любимых конфет и батончиков.
• «Фантиковый» тема секретика определяется картинкой фантика.
• «Бусиничный», «Стразовый», «Бисерный» и т. д.
Игры с секретиками
«Самый красивый секретик»
Роем ямку в земле или песке. Под прозрачную толстую пленку от
упаковки или стеклышко красиво укладываем кусочки фольги, желуди,
цветы, ягоды рябины, кусочки пластика и т. д. Засыпаем края землей. Задача –
сделать самый красивый секретик, зарыть его и запомнить место его
расположения. Разрывать секретик нужно аккуратно. Стараясь попасть в
центр стеклышка и отрывать как-бы окошко. Оценить – у кого получился
какой.
«Карта секретиков»
Можно нарисовать карту секретов. Отправится в путешествие по
поиску кладов.
«Исполнение желаний»
Для девочек можно делать символические секретики на
исполнение желаний. Сделала и нужно запомнить место. Если через пять
дней нашла свой секретик – желание сбудется!