Лена Новикова
Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по флористике
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми по флористике.
Работу с детьми дошкольного возраста по обучению аппликации из сухих цветов, листьев и трав можно разделить на два этапа.
На первом этапе обучения детей этому виду художественного творчества большое внимание уделяется накоплению общего запаса знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Публикация «Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по флористике» размещена в разделах
Прежде чем появиться на бумаге, образы складываются в сознании ребенка. А для этого необходимо накопить определенный сенсорный опыт, основанный на непосредственном восприятии и выделении свойств и качеств воспринимаемых объектов действительности. Обучая детей флористике, объектами восприятия и воображения являются природные предметы и явления. Поэтому большое внимание надо уделить накоплению у детей знаний и впечатлений о мире природы, об окружающей жизни, ознакомлению с произведениями искусства (изобразительного, музыкального, литературного, народного искусства на тему природы). Так же надо уделить внимание приобретению определенных знаний о предметах и явлениях природы, овладению навыков и умений, освоению способов художественно-изобразительной деятельности флористикой; особенно богатого художественного опыта на занятиях и в повседневной жизни (на прогулках, экскурсиях, в разнообразных играх, при знакомстве с произведениями искусства).
Все перечисленные компоненты являются важными и необходимыми в освоении ребенком окружающего мира для художественно-творческой деятельности.
Для обучения детей флористике, также очень важно сформировать у детей определенный сенсорный опыт путем восприятия (зрительного, слухового, осязательного, тактильного). Ребенок должен накопить разнообразные впечатления об окружающем мире, которые он хочет отобразить в своей творческой деятельности. Такие знания следует формировать целенаправленно, организуя специальные наблюдения, рассматривая предметы, проводя дидактические игры. Знания об окружающем мире дети получают путем анализа свойств предметов, выделяя их сходство и различие; путем объединения предметов по разным признакам. Вышеперечисленная работа повышает интеллектуальный уровень развития детей, а вместе с тем и уровень изобразительной деятельности.
Рассмотрим, какая же работа должна проводиться с детьми на I этапе обучения детей искусству флористики.
I Этап обучения флористике (Накопление общего запаса знаний и впечатлений).
1. Экскурсии в лес, в парк, на луг, в поле проводимые весной, летом, осенью и зимой помогут детям отметить сезонные изменения, происходящие в природе. Дети рассматривают деревья, их внешний вид, строение, отличительные особенности; отличительные признаки лесного покрова (мох, ветки, пни, муравейники, кусты). Так же на экскурсиях в лесу можно не только рассматривать окружающие объекты, но и слушать звуки природы (пение птиц, шелест листвы, тишину, скрип деревьев).
2. Подвижные игры в лесу научат детей ориентироваться в пространстве, различать деревья по внешнему виду. Подвижные игры, проводимые во время прогулок в лесу: «Найди такое же дерево», «Кто быстрей добежит до березки», «От какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Найди такой же листочек».
3. На экскурсиях хорошо использовать художественное слово: стихи о природе, о лесе, о сезонах; загадывать загадки о деревьях, о лесе и их жителях, рассказы, пословицы, поговорки. Художественные произведения помогают формированию эстетического отношения к действительности. Дети учатся понимать и любить природу…
4. Полученные впечатления от экскурсий хорошо запечатлеть на занятиях по рисованию и других видах художественной деятельности: «Осень в лесу», «Кто в лесу живет», «Разноцветные листочки».
5. После прогулок по лесу можно оформить гербарий из листьев.
6. Полученные знания об особенностях жизни лесного сообщества хорошо закреплять в дидактических играх: «Осенние листочки», «Когда это бывает», «Грибы», «С какого дерева листок», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки», «Растения леса», «Кто в лесу живет», «Лиственные и хвойные деревья», лото «Деревья».
7. Эмоциональному восприятию явлений природы способствуют музыкальные произведения (А. Вивальди «Весна», Г. Свиридова «Дождь», С. Прокофьева «Радуга и дождь», которые дети прослушивали на музыкальных занятиях.
8. Так же необходимо для накопления багажа знаний использовать народные приметы («Если листопад быстро пройдет – будет крутая зима», «Когда цветет черемуха – начинается похолодание», «Если во время листопада листья ложатся лицом вниз, зима будет холодной, лицом вверх – теплой»).
9. В свободное от занятий время хорошо читать детям рассказы о деревьях, животных, птицах, насекомых («таежный хоровод» Л. Катаевой, «Ель» М. Капсаргиной, «Съедобные грибы», «Поганки» Н. Павловой)
Экскурсии можно проводить и в парк, и на луг, и на поле, на поляну, на озеро…. Всюду дети получают массу впечатлений и знаний о природе, ее проявлениях и изменениях.
Так, на лугу можно прочитать детям стихотворение о цветах.
Г. Лагдзынь «Что растет?»
«На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
- Что еще?
Гвоздика, смолка, колокольчик
Хвощ – как елка. А еще?
- Кошачьи лапки, одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Граммофончики - вьюнки,
Еще много разных травок
У тропинок, и канавок,
И красивых, и пушистых
Разноцветных и душистых».
И его анализ поможет детям запомнить и название, и внешний вид растений луга.
Игры на лугу: «Найди такой же цветок», «Угадай по описанию», «Собери букет».
Загадки о цветах:
«Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет» (Колокольчик)
«Стоят в лугах сестрички –
Золотой глазок, белые реснички» (Ромашка) и другие.
о насекомых: бабочках, жуках, стрекозах, пчёлах
«Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел» (Бабочка)
Художественное описание и игры помогут сформировать определенные знания о живых организмах населяющих луг и познакомиться с растениями луга.
10. Проведя экскурсию на луг, можно продолжить углублять полученные знания, в других видах деятельности:
- Составление гербария растений луга.
- Беседа о луге (о растениях луга, о насекомых, об их взаимосвязях).
- Рассматривание картинок о растениях луга.
- Рисование («Собери букет для мамы» (карандашом, «Бабочки летят» (монотопия, «Кто там спрятался в траве», «Натюрморт луговых цветов»).
11. Рассматривание картин художников и мастеров прикладного творчества так же обогащает знания детей и эстетические чувства.
12. Дидактическое игры «Что растет на лугу», «Собери букет», «Цветы в саду», «Насекомые», «Отгадай загадку», «Цветочные часы» нужны для закрепления и уточнения знаний.
13. Для обобщения накопленных знаний о внешнем виде растений и насекомых, организовываются интегрированные занятия. Например, досуг на тему «Праздник цветов», на котором дети танцуют, поют песни о цветах, отгадывают загадки, играют в игры с цветами и в заключение, мастерят картины для украшения детского сада с изображением букетов цветов из сухих цветов, трав и листьев.
14. Обогащая знания детей не надо забывать и об активной деятельности: труд, игры, опыты с природными материалами.
а) Так можно давать детям задания на прогулке: «Собери букет для группы» (летом – цветы, осенью – листья, весной – веточки).
б) В процессе трудовой деятельности на огороде, в саду, на участке необходимо также обращать внимание на сезонные изменения в природе.
в) Трудовые поручения «Сбор овощей и фруктов», «Сгребание листьев», «Прополка грядок», «Посев семян», «посадка деревьев и кустов» помогают детям накопить знания и о внешнем виде предметов и объектов природы, и о взаимосвязи между ними и сезонными изменениями. («Подул ветер – усилился листопад, после заморозков – пожелтела трава, не стало насекомых, улетают птицы…»)
15. Хорошо привлекать детей к наблюдению за трудом взрослых всеми видами сезонных работ (посадка деревьев, обрезка кустов, посев семян на рассаду, укрывание снегом стволов деревьев)
16. Знакомство с животными леса, с домашними животными, птицами, насекомыми проводят так же в процессе бесед, чтения художественной литературы, наблюдений, просмотр диафильмов, дидактических и подвижных игр, трудовых поручений, экспериментов и опытов, занятий по изодеятельности.
17. Для накопления знаний детьми о диких и домашних животных можно использовать:
- Рассматривание картин из серии «Дикие животные», «Домашние животные» - С. Н. Николаевой и Н. Н. Мешковой, классической живописи «Утро в сосновом бору» - И. И. Шишкина и др.
- Художественное слово: стихи, загадки, рассказы (В. Бианки, Е. Чарушина, Л. Толстова, С Аксакова, М. Пришвина и др.).
- Диафильмы и слайды («Млекопитающие», «Рыбы», «Земноводные», «Птицы», «Пресмыкающиеся» и др.).
- Дидактические игры.
- Игрушки с природоведческим содержанием.
- Музыкальные диски с записью («Голоса животных и птиц», «Звуки окружающего мира» и др.).
- Знакомство с работами мастеров русского прикладного искусства (через картины, репродукции, предметы быта) Творчество детей строится не только на познании жизни, но и на знакомстве с произведениями как классического, так и народного искусства: изобразительного (живопись, графика, скульптура, декоративное искусство, музыкального, литературного, театрального и др.) Все это открывает перед детьми новый мир – мир художественного творчества.
Рассматривая, образцы работ народного творчества в музее (Жостовскую, Хохломскую, Городецкую роспись, Гжель, Полхов-Майданскую роспись, надо отметить, что темой их росписи является природа, ее растительный и животный мир (травинки, ягоды, листья цветы, бабочки, животные, птицы).
18. Плановые занятия по изодеятельности: «Роспись матрешки» (Полхов-майданская техника, «Городецкий сувенир» (роспись досок, «Золотая хохлома» (роспись бочонка, «Жостовские подносы» (роспись подносов); по лепке: «Гжельская посуда» (глина, «Дымковская лошадка» (глина, «Игрушка - свистушка» (филимоновская игрушка – глина); по аппликации: «Гжельская посуда» (аппликация из цветной бумаги, «Украсим ковер» (элементы Городецкой росписи, помогают глубже и шире познакомить детей с растительным миром. Такие занятия помогают сформировать у детей знания об элементах декорирования, о композиционном построении узора, о колорите и цветовом решении. Основываясь на этих полученных знаниях, дети с легкостью смогут строить на занятиях по флористике композиции и узоры из сухих цветов, трав и листьев, соблюдая ритмичность повтора элементов, правильность размещения их в пространстве заданного формата.
19. Художественный труд вне занятий старшими дошкольниками так же способствует накоплению знаний, умений и навыков для обучения детей искусству флористики.
Это и поделки из природного материала, и аппликация на ткани, и коллаж из природного материала, и аппликация из соломки по сказкам, и составление осенних букетов из сухоцветов.
Навыки художественного труда, также помогают детям легкому освоению нового вида творчества, как аппликация из сухих листьев, семян, цветов и трав.
20. Самым сильным мотивом для введения в работу с детьми техники флористики, было желание создавать украшение для групп, фойе, кабинетов из растительных материалов.
21. Работа с родителями так же имеет большое значение в освоении навыков флористики. С ними можно проводить:
а) консультации о том, «Что такое флористика в детском саду», «Как украсить открытку сухими листьями и цветами в подарок близким», «Что можно сложить из сухих листьев», «Как правильно построить букет».
б) оформить информационные папки с советами: «Особенности флористики с детьми дошкольниками», «Что и как можно сделать из сухих листьев», «Как хранить материал по флористике».
в) организовать совместные выставки детей и родителей: «Что подарила нам природа», «Листопад, листопад, литья желтые летят», «Волшебное превращение листочка», «Дары осени».
г) организовать семинары-практикумы родителей с детьми на тему : «Аппликация из сухих листьев, цветов и трав» с проведением занятия «Курочка с цыплятами», «Уточка с утятами». Занятие с детьми с участием родителей на тему: «Флористика для детей».
д) организовать выезды на природу совместно с родителями.
22. Для знакомства детей с профессиональными флористами и их учениками, можно организовывать посещение выставок по этому виду искусства в «Детском Доме творчества», где можно наблюдать не только готовые работы, но и непосредственную деятельность работы кружка.
23. Для успешного обучения детей искусству флористики хорошо создать специальные условия макро и микро среды.
а) комната изостудии, оборудованная по требованиям художественно-творческой деятельности.
б) комната по экологическому воспитанию.
в) и в каждой группе детского сада оборудовать зоны для самостоятельной художественно-изобразительной деятельности и ручному труду и экозоны.
II Этап – практическая деятельность детей на занятиях по флористике.
Начиная со II младшей группы по подготовительную группу, рекомендуется проводить занятия 1 раз в месяц, в сочетании со свободными видами деятельности в вечернее время.
Перед каждым опорным занятием провидится работа с детьми по обогащению их представлений о данном виде художественно - изобразительной деятельности (наблюдения, дидактические игры, слушание художественных произведений, просмотр готовых работ-образцов).
Положительного результата можно добиться лишь тогда, когда работа с детьми будет проводиться систематически, последовательно, с постепенным усложнением.
1. Одной из форм работы являются занятия по флористике.
В начале года детям предлагается несложная тема, например, «Дары осени», где они должны передать простые предметные образы: корзина или ваза, наполненная фруктами и ягодами. Анализируя, строение и форму плодов, дети подбирают, соответствующие этим признакам сухие листики: для изображения груш - удлиненные листики яблони, для круглых яблок – округлые листья липы, для ягод – красноватые листья черной рябины.
Далее задание можно усложнить. Чтобы изобразить чайный сервиз, ребенку надо проанализировать форму чайника, чашек, сравнить с формой листа и путем модернизации листика (разрезав лист на части ножницами, создать образ чайного сервиза.
2. Хорошо создавать с детьми коллективные работы, объединенные темой сказок, природы, игры. Например: занятие на тему «Теремок» предполагает объединение отдельно выполненных работ в один сюжет. Дети здесь учатся договариваться между собой, распределять деятельность, учатся подбирать материал самостоятельно, в связи с выбранным заданием. Аналогичное задание можно дать в подготовительной группе на занятии по аппликации «Поезд моей мечты», где дети создадут изображения разных экзотических животных.
Для овладения техникой аппликации из сухих листьев, необходимо особое внимание уделить анализу формы, цвета, величины сухих листьев, умению сравнивать их с формами предметов и их частями. Особенность аппликации из сухих листьев состоит в том, что необходимо подбирать нужные по цвету и форме листья для изображения предметов близкие к оригиналу, т. е. изображаемому предмету. Пользоваться ножницами для исправления формы можно только в редких случаях, т. к. нарушается оригинальность и художественная ценность работы.
3. Обучая детей флористике, особое внимание уделяется декоративной аппликации, умению ритмично располагать узор на заданном формате, соблюдая колорит и цветовые решения. Для решения этих задач в план включаются занятия на тему: «Венок из цветов и листьев», «Коврик для осени», «Закружил ветерок, и листву и цветы и траву уволок…»
4. При помощи аппликации из сухих растений можно создать более сложные сюжетные композиции по сказкам, стихам, рассказам или на обобщенные темы: «Заюшкина избушка», «Подводное царство», «Насекомые проснулись», «Где обедал воробей?». В сюжетных композициях дети уже учатся не только предметному изображению, но и пространственному расположению предметов между собой (вдали, вблизи, взрослые – большие, детеныши – маленькие).
Так, на занятиях: «В саду щебечут птицы», «Утка с утятами», от детей потребуются умения изображать с помощью аппликации из сухих листьев взрослых птиц и их детенышей.
5. Планируя занятия по флористике надо включать и более сложные темы, которые предполагали бы создание картин. Это натюрморты и пейзажи «Русский лес», «Осенний натюрморт», «Весенняя мелодия»….
6. самостоятельная художественно-творческая деятельность вне занятий (ручной труд).
7. Продукты детской деятельности можно с успехом использовать в оформлении групп, фойе, лестничных площадок, выставок для родителей.
Продукты ручного художественного труда, используемые для оформления детского сада, помогают поддерживать интерес детей к творческим занятиям художественно-прикладной деятельности.
Планировать занятия следует, придерживаясь принципов целесообразности, доступности, постепенного усложнения тем и задач обучения и воспитания в этом виде деятельности, а так же тесно связываясь с другими видами деятельности.