Галина Овсянникова
Теория решения изобретательских задач ТРИЗ по Г. С. Альтшуллер
▼ Скачать + Заказать документы
Автор педагогической технологии:
Г. С. Альтшуллер.
Цель педагогической технологии:
1. Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира, заложенной природой.
2. Формирование системного диалектического мышления (сильного мышления, основанного на законах развития.
3. Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации.
4. Формирование навыков работы с информацией, которую ребёнок получает из окружающей действительности стихийно или в результате целенаправленного обучения.
5. Воспитание определённых качеств личности.
Публикация «Теория решения изобретательских задач ТРИЗ по Г, С, Альтшуллер» размещена в разделах
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
6. Развитие воображения, фантазии и творческих способностей.
Содержание педагогической технологии:
На самом же деле содержание определяется как перечень формируемых качеств личности, системы знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены ребёнком. Поэтому условно содержание ТРИЗ-педагогики можно определить как совокупность следующих составляющих:
1. Качества творческой личности (КТЛ).
2. Навыки сильного мышления.
3. Параметры управляемого воображения.
4. Алгоритмы мыследеятельности, необходимые для успешной работы с проблемами.
5. Разработанные тренинги и методики, направленные на формирование навыков мышления.
Особенности деятельности педагога и обучающегося:
Педагог сам должен подбирать упражнения и формировать занятия, но обязательно с учетом возрастных особенностей своих детей и преподаваемого в школе материала. Например, для детей младшего возраста - развитие сказочной фантазии и образного мышления, а для старших - больше логики, законов и абстракций.
Следующие рекомендации по ведению занятий:
1. Готовиться к каждому занятию с максимальной серьезностью, мысленно проигрывая весь его ход.
2. Стремиться к созданию атмосферы свободной беседы, не давить авторитетом, не перебивать детей. Чаще восхищаться их ответами и, при необходимости, ответы детей повторять, незаметно изменяя содержание в нужную сторону. На занятиях должна быть раскованная обстановка равноправных людей и высокая активность детей.
3. Желательно создать на занятиях ТРИЗ обстановку некоторой исключительности ("Мы все будущие таланты!") и даже таинственности. Установить интересные традиции. Например, награждения за оригинальные идеи.
Результат использования технологии:
В процессе использования ТРИЗ-технологии в учебной деятельности, у детей должны формироваться следующие знания и умения:
Системное и ассоциативно-образное мышление:
1. применять знания о системах, их свойствах и функциях для описания различных объектов;
2. использовать знания о свойствах и функциях систем для решения простых изобретательских задач;
3. устанавливать взаимосвязи между различными системами;
4. выявлять различные свойства систем в различных взаимодействиях и надсистемах;
5. прогнозировать изменения систем во времени (линия прошлое - настоящее - будущее);
6. определять, что и как можно узнать о системе;
7. работать с различными видами информации.
Развитие воображения:
1. использовать различные методы ля сочинения сказок;
2. получать фантастические идеи различными способами;
3. изменять свойства, функции, структуру систем с помощью приемов фантазирования;
4. применять приемы фантазирования для решения простых изобретательских задач.