Таcлима Садыкова
Теория профессионально-педагогической компетентности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы профессионально-педагогической компетентности определяется социальным заказом на процесс обновления деятельности образовательных организаций в новых социально-экономических условиях. В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обозначеныориентиры современногообразования на достижение качества образовательного процесса. Приоритет качества образования как основы образовательной политики делает актуальной проблему поиска эффективных механизмов управления им на всех уровнях образовательной системы, начиная с дошкольной ступени. Одним из средств управления качеством дошкольного образования является профессиональная компетентность педагога.
Публикация «Теория профессионально-педагогической компетентности» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональный стандарт педагога, экспертная оценка, дошкольное образование.
Как отмечается в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,«педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне» (ст. 48)[4]. Трудовой кодекс РФ дает определение понятию «профессиональный стандарт», под которым понимается квалификации, необходимая работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 95.1) [3].
В настоящее время разработан стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н) [2]. Стандарт выделяет комплекс умений, необходимых педагогу дошкольной образовательной организации (ДОО, среди которых умения планировать, организовывать образовательную работу, осуществлять контроль, постоянно повышать уровень своей квалификации, владеть современными образовательными технологиями с учетом особенностей дошкольного образования, умение взаимодействовать с коллегами и родителями детей раннего и дошкольного возраста.
Как видно из анализа Профессионального стандарта педагога, к уровню профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования предъявляются высокие требования, которым должен в идеале соответствовать каждый работник. В связи с тем, что проблема формирования компетентных педагогов дошкольной образовательной организации определена на законодательном уровнем, возникает необходимость в создании условий для повышения квалификации, формирования высокого уровня компетентности педагогов.
Как отмечает С. Г. Молчанов, специфика профессионально-педагогической деятельности предполагает наличие у педагога и социально-профессиональных, социально-статусных компетенций. Педагог должен располагать не только профессионально-образовательными компетенциями, обеспечивающими передачу содержания образования, но еще и компетенциями, обеспечивающими передачу содержания социализации. Профессионально-педагогическую компетентность можно рассмотреть как совокупность компетенций [1].
Для оценки компетенций педагога разработана методика «Духовные скрепы» (О. С. Молчанов). Нами проведено исследование на базе МБДОУ «Золушка» г. Муравленко. С целью отбора компетенций, присущих воспитателю ДОО, мы предложили ознакомиться с предложенным перечнем наиболее качеств личности. Из имеющихся в перечне слов, каждому эксперту следует, как из элементов (из пазлов, кубиков и т. п., сложить некий набор компетенций, т. е. портрет воспитателя, опираясь, с одной стороны, на общечеловеческие, а с другой стороны, на свои субъективные представления.
После выполнения задания ( экспертного оценивания: можно назвать это «экспертным опросом», педагоги сдают листы с избранными ими (как экспертами) перечнями слов, обозначающими желательные позитивные социальные компетенции воспитателей ДОО. Компетенции, «получившие» наибольшее количество выборов, были фиксируются в сводный перечень, который содержит 10 слов, составляющих «портрет воспитателя ДОО».Этот перечень и дает представление о том, на какие социальные компетенции ориентирован именно этот педагогический коллектив. Это и будут некие эталоны, в виде перечня референтных качеств, которые получили наибольшее количество выборов именно в этом коллективе. Так, в МБДОУ «Золушка» г. Муравленкопортрет воспитателя составили следующие компетенции :любовь к детям; умение понимать других; ответственность; жизнерадостность; вера в себя; тактичность; работоспособность; доброта; ум; дисциплинированность.
Вторым этапом оценивания профессиональной компетентности воспитателя ДОО является экспертное оценивание и самооценивание выраженности качеств, получивших наибольшее количество выборов. Для проведения второго этапа оценивания для оценивания степени выраженности референтных компетенций : каждой, в отдельности, и всех компетенций у каждого воспитателя в коллективе, создается экспертный лист (экспертная карта). При этом мы можем подчеркнуть, это будет оценкой со стороны коллег, а именно, экспертного (педагогического) сообщества.
В экспертный лист вносится избранный воспитателями перечень из 10 слов, обозначающих качества воспитателя ДОО, и фамилии и имена всех воспитателей данного дошкольного образовательного учреждения. Каждому педагогу предлагается оценить сначала степень выраженности данных качеств у себя, провести самооценку, а затем уже оценить степень выраженности предложенных качеств у своих коллег. И тогда педагог становится «эталоном», в соответствии с которым он будет оценивать воспитателей своего образовательного учреждения.
Таким образом, мы получаем информацию в виде числовых значений, отражающих совокупную экспертную позицию о выраженности всех качеств и каждого качества (компетентности и каждой компетенции) у каждого воспитателя и представили в виде таблицы числовые значения (формализованную, на основе экспертной оценки, информацию) о выраженности качеств у педагогов МБДОУ «Золушка» г. Муравленко.
Таблица 1 – Своднаятаблица оценивания степени выраженности качеств у педагогов МБДОУ «Золушка» г. Муравленко (фрагмент)
№ п/п Качества ФИО педагогов Всего
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Любовь к детям 9,7 9,2 9,1 9,8 9,4 9,2 9,6 9,8 75,8
2 Умение понимать других 9,2 8,8 8,8 9,3 9,1 8,8 9,4 8,9 72,3
3 Ответственность 9,5 9,2 9,09 8,4 8,8 8,7 9,0 9,2 71,89
4 Жизнерадостность 9,1 9,4 9,2 9,2 9,6 9 9,2 9,5 74,2
5 Вера в себя 8,3 8,8 9 9,09 8,9 9 9,4 8,9 71,39
6 Тактичность 9,09 9,09 8,9 9 9 9,3 8,9 9,5 72,78
7 Работоспособность 9,09 9,5 9,6 8,18 9,7 9 9,1 9,4 73,57
8 Доброта 9,6 9 9,2 9,8 10 9,4 9,4 9,9 76,3
9 Ум 8,9 8,7 8,7 9,09 9,1 9,1 9,0 9,1 71,69
10 Дисциплинированность 9,2 9,2 9,3 9,3 9,4 9,4 9,4 9,2 74,4
11 Всего 92,09 91,2 91,2 90,1 93 90,8 92,4 97,7
12 Среднее значение полученное от деления суммы всех баллов на 10 (количество качеств) 9,2 9,1 9,1 9,0 9,3 9,1 9,2 9,7
13 Среднее значение выраженности качеств в группе 9,2
14 Рейтинг 3 4 4 5 2 4 3 1
Аут-сайдер лидер
Свод всех обработанных экспертных листов позволяет определить лидеров и аутсайдеров педагогического коллектива. Так, лидером является воспитатель, набравший 97,7 баллов. Наименьшее количество баллов – 90,1. В ходе проведения оценивания степени выраженности компетенций установлен рейтинг педагогов, а также выявлено недостаточное знание коллег в работе, что позволило наметить дальнейшие направления методической работы в ДОУ.
С целью повышения профессионально-педагогической компетентности воспитателей было принято решение об увеличении количества открытых занятий педагогами, организации и проведении Недели методического мастерства воспитателей, организована работа временных творческих групп по различным направлениям воспитательно-образовательной работы. Это должно было обеспечить более высокий уровень представлений воспитателей о деятельности своих коллег. Мы предполагаем, что повторное оценивание покажет более высокий уровень осведомленности о коллегах, выявится рост социально-профессиональной компетентности каждого педагога в глазах своих коллег, в коллективе выявятся новые лидер и аутсайдер.
Таким образом, предложенная технология дает возможность оценивать работу воспитателя в течение установленного временного промежутка, позволяет увидеть перечень социально значимых позитивных социальных компетенций для данного коллектива, устанавливать рейтинг педагогов на основе взаимного экспертного оценивания, а следовательно, определить уровень профессиональной компетентности. Сравнивая данные за установленный временной интервал можно оценить эффективность деятельности каждого отдельного педагога.
Список литературы
1. Молчанов, С. Г. Основания для построения теории профессионально-педагогической компетентности / С. Г. Молчанов, Т. Н. Садыкова // Социум и власть. – 2018. – № 1 (69). – С. 113-126.
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.prosv.ru/umk/doshkolka/info.aspx?ob_no=29775
3. Трудовой кодекс РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/12125268/
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. – М. : Эксмо, 2014. – 787 с.