Зинаида
Теория решения изобретательских задач как средство развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дедюхина Зинаида Леонидовна
В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные технологии, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Маленький человек должен постепенно готовиться к решению различного рода задач, которые поставит перед ним жизнь, полная противоречий и проблем. Чтобы научиться решать их, требуется сформировать определенный образ мышления, раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.
Публикация «Теория решения изобретательских задач как средство развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Актуальной образовательной технологией, на мой взгляд, является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. Технология возникла в нашей стране в усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. Для воспитателей детского сада использование ТРИЗ является великолепным средством для познавательного развития дошкольников, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности.
ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в активной деятельности, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать, проявлять любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения; подготовка личности ребенка к жизни в динамично изменяющемся мире. В повседневной жизни ребенок сталкивается с незнакомыми предметами и явлениями природы. Непосредственный опыт ребенка не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, для установления зависимостей между ними. Установить постоянные и необходимые связи и отношения между объектами – значит открыть закон. Ребенок сделать этого не может, поэтому ему следует помочь – дать способ познания мира, а не просто вооружить знаниями. ТРИЗ – технология как универсальный инструмент используется в различных видах деятельности: продуктивной, игровой, познавательной (опытно – экспериментальной, бытовой и находит отражение в рисунках, рассказах, движениях, поделках, и конечно в играх.
Учитывая актуальность данной темы и педагогическую ценность ТРИЗ –технологии определила цель и задачи :
Цель: создание условий для познавательной активности дошкольников.
Задачи :
1. Создать соответствующую развивающую предметно- пространственную среду в группе.
2. Развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.
3. Привлечь внимание родителей к данной теме, вооружить их элементарными знаниями и навыками в использовании ТРИЗ – технологии.
Изучив ТРИЗ – технологию, опыт работы в данном направлении других педагогов, определила основные методы и приемы, по развитию познавательной активности детей.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов и приемов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.
Метод противоречия (проблемные ситуации). Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать. Решать проблемные ситуации, находить противоречия начала с детьми младшего возраста, используя для этого варианты игры «Хорошо – плохо». Дети отвечали, что хорошо, что плохо на примере природных явлений «Мороз – это хорошо, потому - что снег не тает, можно кататься на санках, коньках. Мороз - это плохо, потому – что руки мерзнут, нельзя долго гулять, можно заболеть и т. д.» Иногда делила детей на группы – одна группа определяла то, что хорошо, а вторая –то, что плохо.
В методе противоречий также использовала игры «Наоборот», как сопоставление и умение строить сложные предложения.
На примере животных:
• Волк злой, а лиса хитрая (повадки)
• Волк серый, а лиса рыжая (внешность)
• Олень большой, а заяц маленький (размер)
• Собака живет в будке, а медведь в лесу (среда обитания)
• Петух - птица, а кошка - животное (вид)
В старших группах этот вариант игры используется для того, чтобы наделять животных обратными качествами. «Заяц был трусливым, а стал храбрым; был маленьким, а стал большим».
Так же один из вариантов решения противоречия - игра «Опасно не опасно» например: собака опасна, когда её дразнишь. Игра «Нравиться - не нравиться» например: нравится, что лось высокий, не нравится, что нельзя сесть и покататься.
Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Отличительной особенностью метода является запрет на критику и оценку. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Этот метод я использовала для решения различных экологических проблем. Например: «Что будем делать, чтобы воздух был чище?», «Что нужно сделать, что бы на участке было красиво?» и т. д.
Одной из разновидностей мозгового штурма, его усовершенствованной формой является - синектика. В основе метода лежит использование различных аналогий: прямой, функциональной, фантастической. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать.
Прием прямой аналогии начала использовать с детьми младшего возраста.
Прямая аналогия учит детей сравнивать животное с различными объектами. Игры «Кто на что похож?», «Узнай меня» (по внешнему виду). Например, на что похож еж? (на щетку, игольницу, клубок) и т. д.
В старших группах эти сравнения усложняются.
Прием функциональной аналогии. Игра «На что похоже солнце?» (солнце светит, греет, радует и т. д. Похоже на лампочку, печку, игрушку и т. д.).
Прием фантастическая аналогия. Дети сравнивают животное (птицу) с его игрушечным, рисованным, сплетенным, глиняным прототипом. Например: что общего и чем отличаются кошка настоящая и игрушечная? Этот прием начала использовать с детьми среднего возраста как часть занятия по познавательному развитию, рисованию, лепке, аппликации, в наблюдениях за живым объектом.
Прием эмпатии используется с младшего возраста. В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем - либо или чем - либо, и как следствие - умение сопереживать этому объекту. Игры эмпатии активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение.
Обучение этому объекту проводится поэтапно. Сначала воспитатель рассказывает, что чувствует в роли того или иного объекта, рассказ могут дополнять дети. Потом дети сами рассказывают, что представили или почувствовали в роли объекта, а взрослый дополняет, уточняет и расширяет их представления. Итогом нужно самостоятельно рассказать, без помощи взрослого, о том, что представил или почувствовал ребенок в роли объекта.
Ребенку трех лет проще почувствовать себя живым объектом и показать несложные действия и рассказать, что чувствует объект. Поэтому хорошо с детьми перевоплощаться в кузнечиков, которые устали прыгать; в зайчика, который спрятался за пеньком; в медведя, который спит в берлоге.
Детям среднего возраста предлагала отождествить себя с рукотворным объектом и найти выход из проблемной ситуации. «Ты комнатный цветок. Тебя посадили в красивый горшочек и забыли полить. Что ты чувствуешь?».
Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). (Что было бы, если бы….). Например: что было бы, если бы не было воды? Этот прием широко используется в практике.
Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Он позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
Метод фокальных объектов начала использовать со средней группы, как и рекомендуется, т. к. дети уже знают характерные особенности, повадки животных и птиц; знают основные отличительные признаки диких и домашних животных, и птиц на основе этого можно создавать фантастический образ животного, птицы.
Сюжет игры. Предлагала детям выбрать 2-3 объекта, потом назвать их признаки (не менее 4 для каждого) и фиксировала то, что говорят дети. Потом предлагала перенести эти признаки или значения признаков поочередно на фокальный объект. Например: задуманное слово весна (т. е. фокальный объект). Называем еще два - три объекта, солнце, кошка. Называем признаки этих слов солнце - лучистое, яркое, теплое, светлое. Кошка - черная, мягкая, серая, гладкая. Теперь переносим эти признаки на фокальный объект: весна лучистая, весна черная, весна серая, весна теплая. Затем с детьми обсуждали каждое сочетание, лучше обыгрывать через игры «Хорошо - плохо», «Нравиться не нравиться», «Удобно - неудобно». Итогом можно организовать продуктивную деятельность: рисование, лепка, предмета с необычными свойствами или составление сказки.
Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
Очень важно при ознакомлении детей с окружающим миром показать: все, что нас окружает, взаимосвязано, состоит из частей и частью чего - то является. Этот метод использовала с младшей группы, знакомила с частями тела животных и средой обитания.
Метод маленьких человечков заключается в использовании ассоциативных рисунков для объяснения изучаемых объектов. Знакомила с этим методом детей со среднего возраста. С помощью этого метода дети составляли схемы воды в жидком, твердом, газообразном состоянии или сами становились этими человечками. С помощью метода маленьких человечков дети отображают переход объекта из одного состояния в другое, например: «сосулька или лед превращаются в воду, вода в пар».
Опыт работы показал, что дети с большим интересом осваивают предложенные методы и приемы и успешно их применяют. Каждый метод технологии ТРИЗ в образовательной деятельности – это игра. После окончания таких игр дети не устают, они же «просто играли».
Все выше изложенные методы помогли добиться определенных результатов: дети научились свободно высказываться, думать вслух, нестандартно мыслить, рассуждать, делать простейшие выводы.