Приложение МААМ

Теория привязанности и воспитание: как стать ближе к своему ребенку

Клёмина Татьяна
Теория привязанности и воспитание: как стать ближе к своему ребенку
▼ Скачать + Заказать документы

Теория привязаннос

ти [/b]– это психологическая теория о межличностных отношениях и базовом доверии к миру, которые формируются в детстве. Она находится в авангарде детской психологии и признана специалистами по всему миру.

Основой теории привязанности послужили работы и наблюдения, сделанные во время Второй мировой войны английским психиатром Джоном Боулби. Он на практике исследовал влияние семьи и её отсутствия на жизнь ребёнка. Джон Боулби заключил, что наличие привязанности ко взрослому является эволюционно обусловленной. Именно присутствие взрослого рядом, его забота могли гарантировать ребёнку жизнь и здоровье.

Публикация «Теория привязанности и воспитание: как стать ближе к своему ребенку» размещена в разделах

Популяризатором идеи привязанности стал Гордон Ньюфелд. В книге «Не упускайте своих детей» он обобщил и углубил теорию Боулби. На практических примерах и жизненных ситуациях он рассказал, как формируется привязанность к своему «значимому взрослому» и каковы последствия нарушения этого процесса.

В России главной идейной вдохновительницей и популяризатором теории привязанности является известный детский психолог Людмила Петрановская. В 2014 году вышла её книга «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка», ставшая настольным пособием по детской психологии для многих родителей.

Теория привязанности и воспитание – как это работает?

Понимание теории привязанности и её механизмов могут не только помочь в социально-психологическом развитии, но и значительно облегчить воспитание ребёнка.

Для психологического здоровья, умения понимать и контролировать свои чувства, а также для развития эмпатии в дальнейшем ребёнку необходима привязанность хотя бы к одному взрослому. Это может быть как мама, так и отец, бабушка-дедушка, старший брат или сестра или даже воспитатель или няня. Если в первые годы развития у ребёнка не было такого взрослого, то формирование базового доверия к миру пойдёт с нарушениями, а то и не произойдёт вовсе.

Существует 4 типа привязанности :

• Надёжный – ребёнок полностью доверяет взрослым в вопросах поддержки, защиты и эмоциональной близости. Это наиболее здоровый и действенный тип привязанности. Даже при разлуке такой ребёнок чувствует себя в безопасности и уверен, что всё в порядке.

• Тревожно-амбивалентный – ребёнок боится разлуки со взрослыми, чувствует отдаление и неуверенность даже в их присутствии. Таким типом привязанности обладают малыши-отказники в Домах малютки. Также к тревожному типу часто склоняются дети, проходящие возрастные кризисы (3 года, 7 лет, подростковый период). Именно в это время дети начинают проверять прочность связывающей их привязанности, совершая демонстративные поступки и нарушая правила: а любят ли меня? а будут ли любить, если я поступлю плохо?

• Избегающий тип – ребёнок не надеется получить ответную связь от родителей и избегает их. С таким типом привязанности дети из трудных семей обычно убегают из дома, а из относительно благополучных семей – замыкаются в себе.

• Дезорганизующий – ребёнок никогда не испытывал привязанности и не понимает, что это. При этом типе нарушается базовое доверие к миру, не формируется понятие о важности межличностных взаимоотношений, утрачивается эмоциональный отклик. Исправить данный тип практически невозможно.

Теория привязанности говорит, что качество и глубина эмоциональной связи между ребёнком и родителями не зависит от количества проведённого вместе времени. Вдумчивые, искренние и тёплые полчаса принесут больше пользы, чем три пустых часа бок-о-бок. С взрослением ребёнка привязанность также будет меняться.

Новорождённые дети обладают самой сильной потребностью в близости взрослых. Это объясняется, в том числе, и биологически, ведь новорождённый ребёнок не может существовать без заботы со стороны старшего.

Дошкольники строят свою привязанность как на внутренней близости и тепле, так и на внешних проявлениях любви и заботы. Признания в любви, подарки, идеализация родителей и попытки показать им свою любовь – во всём этом и выражается привязанность.

В возрасте 6-7 лет начинается частичная сепарация от родителей, когда их поддержка и близость является фоновой, фундаментальной и требуется только в исключительных случаях, когда больно, обидно или страшно. В остальное время ребёнок уже сам может находиться в состоянии положительной уверенности в себе и мире вокруг.

Отделение от родителей происходит постепенно и достигает своего максимума к окончанию полового созревания и юридической зрелости. Привязанность переходит на более глубокий, фундаментальный уровень. При идеальном течения развития, взрослому человеку уже не требуется регулярная проверка свое значимости для близких.

К сожалению, иногда тот или иной этап развития привязанности проходит с нарушениями. Излишняя опека и гиперконтроль над школьником приводит к невозможности психологической сепарации: в зависимости от темперамента, ребёнок будет ли громко протестовать, либо, наоборот замкнётся в себе. Будучи взрослым, такой человек будет избегать близких, глубоких отношений. Он станет либо чёрствым, либо инфантильным человеком.

Недостаточное внимание к ребёнку, вынужденная длительная разлука во младенчестве или эмоциональная холодность со стороны родителей также не позволят ребёнку вырасти психологически зрелым и уверенным в себе человеком.

Как стать ближе к ребёнку?

Несмотря на пугающие последствия нарушения привязанности сделать это на самом деле очень трудно! В семье, где царит любящая атмосфера, где принято заботиться и беречь друг друга привязанность остаётся прочной даже в условиях разлуки (детский сад, пребывание в больнице или стационаре).

К сожалению, постоянный информационный гнёт, тяжёлые условия и образ жизни часто вызывают чувство вины у родителей. «А что если я недостаточно люблю и забочусь - вот вопрос, которым озадачены многие мамы, страдающие родительским неврозом. Чтобы помочь справиться с этим разрушительным чувством, мы собрали 5 простых рекомендаций, как можно стать ближе к ребёнку и усилить привязанность между вами :

1. «Поцелуйчики в карман» - идеальный способ попрощаться с малышом в детском саду. Такой запас поцелуев станет своеобразным воплощением вашей любви на весь день. Расскажите ребёнку, что если ему станет грустно или он заскучает по вам, пусть достанет один поцелуй из кармана и ему сразу станет лучше.

2. Ритуалы прощания, приветствия и жаления – встречать на пороге объятиями, махать в окно уходящим, брать на колени и обнимать того, кому больно. Подобные ритуалы дают чувство безопасности и создают прочную основу уверенности в мире для детей дошкольного возраста.

3. Колыбельные песни – приятный и полезный способ провести вместе время и стать ближе друг другу. Именно во время укладывания рассказываются самые сокровенные секреты и тайны, создаются самые прочные связи, рождаются самые сильные чувства. Колыбельные песни можно слушать и петь всем вместе, независимо от возраста.

4. Семейная история – совместное изучение генеалогического древа даёт чувство принадлежности к роду, общности, единения со всеми, кто был до тебя. Это особенно важно для детей школьного возраста.

5. Неожиданная забота – спонтанные проявления любви и бережного отношения (завтрак и записка с пожеланием хорошего дня, плед для спящего, небольшой праздник без всякого повода, ухаживание за болящим, исполнение давнего желания) помогают укрепить чувство привязанности в любом возрасте, даже для взрослого человека.

В современной детской психологии теория привязанности считается основной для понимания механизмов становления и формирования детской психики. Хотя первые три года жизни являются критическими для становления привязанности, её укреплением и восстановлением можно успешно заниматься в любом возрасте.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Рекомендации для родителей «Как стать другом своему ребенку?» На самом деле ничего особенного от взрослых не требуется. Родители изначально являются для любого человека самыми родными людьми. Главное.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Как помочь ребенку стать учеником?» Цель: Создание условий для эффективного сотрудничества детского сада, семьи и школы в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку стать внимательным» Цель: -познакомить с определением понятия внимания и его основными свойствами; -показать основные упражнения и игры на развитие внимания.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку стать внимательным. Игры и упражнения» Современное общество развивается динамично и требует всесторонне развитых личностей. Поэтому не случайно педагогами делается акцент на развитие.

Консультация для родителей «Как выбрать игрушку своему ребенку?» Разнообразие детских игрушек очень велико и их ассортимент растет день ото дня. Сегодня легко можно удовлетворить самое изощренного пожелание.

Консультация для родителей «Помогаем ребенку стать самостоятельным» Консультация для родителей «Помогаем ребенку стать самостоятельным» Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом,.

Нарушение привязанности Дело в том, что законы и юридические процессы вторгаются непосредственно в мир чувств детей и их родителей и часто далеко не тем способом,.

Консультация для родителей по ПДД «Не нарушай! Ты-пример своему ребенку!» Уважаемые родители,будьте примером для своих детей. Не нарушайте правила дорожного движения. Чем младше ребенок,тем менее он чувствителен.

Рекомендации для родителей «Помогите своему ребенку стать физически здоровым» Методические рекомендации для родителей. «Помогите своему ребенку стать физически здоровым». Известно, что фундамент здоровья закладывается.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Как помочь ребенку стать внимательным» Цели: Познакомить с определением понятия «внимание» и его основными свойствами; Показать упражнения и игры на развитие внимания ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теория привязанности и воспитание: как стать ближе к своему ребенку
Опубликовано: 17 октября 2018 в 22:53
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теория привязанности и воспитание: как стать ближе к своему ребенку» (включая файлы) размещена пользователем Клёмина Татьяна (УИ 1257732) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД