Олеся Исаева
Теории и технологии развития речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Е. И. Тихеева, её роль в создании методики развития речи в детском саду»
Важнейшее место в теоретическом и практическом наследии Тихеевой Е. И. занимают вопросы развития речи детей, методика развития речи в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе. Являясь продолжателем идей К. Д. Ушинского, Е. И. Тихеева последовательно продолжала развивать заложенные им основы методики развития речи детей. Данная работа началась ею еще до революции, завершение же получила уже в советское время. Именно в это время методика развития речи оформляется в самостоятельную науку, массово открываются детские сады, проявляется различные теории дошкольного воспитания. Перед педагогами вставала сложная задача: определить содержание и эффективные методы и средства работы по развитию речи детей. Эти задачи решились не сразу. Е. И. Тихеева пишет: "Период, когда устанавливались основы советской дошкольной педагогики, был сложным. Это было время борьбы с влиянием буржуазной педагогики, теории «свободного воспитания» [7, с. 45] Проблема развития речи детей сохраняет свою актуальность и в настоящее время, так как сохраняется стабильно высокий процент дошкольников с различными речевыми нарушениями. Развитие речи не происходит само по себе, оно взаимосвязано с формированием личности вообще, и основных психических процессов. Именно поэтому выявление направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. В связи с этим, изучение наследия Е. И. Тихеевой представляется нам достаточно актуальным.
Публикация «Теории и технологии развития речи у дошкольников» размещена в разделах
1. Методика развития речи
Центральное место в педагогической теории Е. И: Тихеевой занимает методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе. Эта методика, построенная на основе учения К. Д. Ушинского, разрабатывалась ею еще в дореволюционный период и была окончательно оформлена в советское время. В 1913 г. вышла из печати работа Е. И. Тихеевой «Родная речь и пути ее развития». Важные вопросы о значении, путях и средствах. развития родной речи Тихеева связывала с общим развитием русской культуры, языка, воспитанием у детей чувства любви к своему народу, родине.
Методику развития родной речи Тихеева разрабатывала на основе учения К. Д. Ушинского о народности воспитания, о единстве процесса речи и мышления, на основе богатейшего методического наследства великого русского педагога в области первоначального обучения детей родному языку. Свою методику она обосновывала современными ей научно-психологическими данными, проверяла собственным педагогическим опытом. Вслед за Ушинским Е. И. Тихеева придавала родному языку исключительно важное значение как в воспитании и образовании детей, так и в общественной жизни: «Язык есть удивительное и совершеннейшее творение народного духа…
Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи является могущественнейшим орудием умственного развития человека». Тихеева справедливо отмечала, что родной язык в то время еще не занимал ни в семье, ни в детском саду, ни в школе соответствующего ему места, что «на культуру родного языка все еще обращено мало внимания педагогов и родителей, а между тем язык есть главный предмет в деле воспитания». Правильно указывая, что начинать лингвистическое и литературное воспитание человека надо с раннего детства еще в семье, Тихеева писала: «Навык правильной речи, как все добрые навыки, приобретается в семье.
То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни Первой задачей родителей в связи с этим, считала она, является самый тщательный уход за органом слуха детей, забота о развитии их слуховой наблюдательности. Огромную роль в развитии речи маленьких детей играет пример взрослых, их правильная речь: «Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым, главное-говорить медленно, ясно и громко». Особенно велика роль матери в развитии речи и мышления детей.
У семьи имеется надежный помощник в развитии речи детей, говорила Тихеева, - это детский сад, который «по возможности расширяет, разнообразит и проводит уже не в узких рамках семьи, а в несравненно более широких условиях общественности все методические приемы…. «Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду», - писала она. Опираясь на знание языка, полученное детьми в семье, воспитательница в детском саду должна проводить систематическую работу по развитию их речи, использовать все, что могут дать для этого поэзия и искусство: «Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и с должной выразительностью прочитанное стихотворение, мелодия народной песни должны царить в детском саду, как и в семье, и готовить душу ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятиям.
Для детей дошкольного возраста взрослые должны отбирать литературные произведения, доступные им по содержанию и по форме. Е. И. Тихеева указывала, что дети выражают свои мысли не только с помощью речи, но и жестами, звукоподражанием, изобразительными средствами и т. д. Она дала ценные методические рекомендации воспитателям детских садов, как использовать игры, лепку, рисование в целях развития детской речи. Одним из методов обучения детей родному языку Е. И. Тихеева считала уроки наблюдения, связанные с рассказыванием: детям, показывают предметы, называют их, а потом просят повторить слово.
Так часто делают матери, но проводят эти уроки, как правило, бессистемно и не всегда правильно. В детских садах такие уроки должны быть систематическими. Речь воспитательницы должна быть образцом для подражания детей. Методика развития речи детей, разработанная Тихеевой до революции, была усовершенствована ею в советское время. В 1937 г. она издала книгу «Развитие речи дошкольника» Высказывания Е. И. Тихеевой о развитии речи детей в детском саду не утратили своей ценности и в настоящее время.
2. Условия развития речи детей раннего возраста.
Развитие речи детей Е. И. Тихеева тесно связывала с сенсорным и умственным развитием. Она называла ощущение и восприятие первой ступенькой в познании окружающего мира, на которую опирается развивающаяся речь детей. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств. Проанализировав особенности развития речи детей первых трех лет жизни, определила основные условия речевого развития маленьких детей :
- индивидуальный контакт младенцев с обслуживающим их взрослым;
- постепенно расширяющееся социальное речевое окружение;
- развитие слуха и речевого аппарата (эмоциональная поддержка речевых реакций детей, фон тишины, игры на развитие слухового восприятия и внимания);
- стимулирование активной речи детей за счет сопровождения речью всех действий;
- создание благоприятной обстановки для развития восприятия и накопления представлений детей (объекты природы, дидактически оборудованное помещение, образовательный игровой материал);
- планомерное руководство развитием наблюдательности детей расширением их кругозора;
- грамотная, правильная речь воспитателя;
- использование игры как основного средства развития речи;
- поддержание у детей «радостного интереса к окружающему», чувства «ненарушаемой радости»;
- помнить, что маленький ребенок – это большой человек в будущем, способствовать развитию его задатков.
Особое значение придавала Тихеева речи педагога, предъявляя к ней ряд требований:
- грамотность, соответствие литературным нормам;
- культура речи, вежливость, этика;
- соотношение синтаксической структуры речи с возрастом детей;
- соотношение содержания речи запасу представлений, опыту детей;
- точность, ясность, простота речи;
- регулирование темпа речи и силы голоса;
- эмоциональность, выразительность речи;
- не допускаются ярко выраженные недостатки речи.
Для развития общения детей друг с другом предлагалось объединять возрастные группы на время игр и праздников.
3. Задачи, содержание и методы работы по развитию речи детей в детском саду.
Е. И. Тихеева тесно связывала умственное, сенсорное и речевое развитие детей. Основными методами, способствующими такому развитию, она называла наблюдения и экскурсии. Цель их – систематически формировать у детей сознательное представление об окружающем мире, на основе которого образуется слово-понятие. Она разработала содержание наблюдений и экскурсий для детей разного возраста, требования к организации и проведению экскурсий (экскурсии в природу, по помещению и территории детского сада, вне учреждения). Среди методов развития речи на экскурсиях, подчеркивала роль вопросов детей, рассказа-комментария воспитателя.
Опираясь на принципы наглядности в обучении родному языку, Тихеева предложили серию игровых занятий с дидактической куклой. «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «День рождение куклы» и т. д. Она отмечала, что в таких играх могут быть отражены многие трудовые процессы (приготовление еды, стирка белья, пошив платья, которые способствуют накоплению опыта ребенка и развитию его речи. Например, она приводит ряд глаголов, обозначающих процесс шитья (шить, зашить, вышить, нашить, подшить, перешить, сшить, подрубить, приметать).
Педагог подчеркивает значение любой деятельности, труда в процессе развития речи детей : «Поменьше упражнений, оперирующих голым словом, и побольше таких, при которых словом пользуются для упорядочения, систематизирования тех многочисленных восприятий, которые породили личный опыт, наблюдение, труд» [4, с. 58].
Дидактические игры-занятия с материалами и игрушками, предложенные Тихеевой, направлены на анализ окружающего мира и закрепление представлений о нем в слове. Ею разработаны следующие варианты и методы проведения игр:
- номенклатура (называние предметов, их качеств, действий с ними, их числовых и пространственных отношений);
- описание предмета;
- сравнение предметов;
- составление и отгадывание загадок о предмете;
- нахождение игрушки по стихотворению;
- составление фраз об игрушках;
- составление рассказов по игрушкам, наборам игрушек.
От игр с игрушками педагог рекомендовала переходить к рассматриванию картин. Большую роль картины играют в развитии способности к наблюдению, интеллектуальных процессов (мышления, воображения, рассуждения, речи и языка. Она определила серии картин для дошкольников, эстетические и педагогические требования к организации работы с картинами, виды занятий по картинам (номенклатура, описание, сравнение, систематизация картин, подбор картинок к теме, к стихам, рассказам, составление рассказа по картине).
4. Своеобразие занятий по «живому слову»
Своеобразием отличаются занятия по «живому слову», разработанные Е. И. Тихеевой. К ним относятся:
- разговор с детьми;
- беседа;
- поручения и задания;
- рассказывание;
- чтение;
- составление письма;
- заучивание стихотворений.
Обобщая разговор и беседу как проявление процесса общения, Тихеева отмечает своеобразие и важность каждого из них. Она дает методические приемы руководства беседой (не уклоняться от темы, не прерывать детей, не требовать полных ответов, не злоупотреблять вопросами, побуждать детей к вопросам и оценке высказываний и др.)
Для развития связной речи детей рекомендуется читать и рассказывать детям, как литературные тексты, так и специальные дидактические рассказы, составленные самим воспитателем. Тихеева подчеркивала, что задача рассказа – доставить детям радость и этим путем развивать их ум, чувства и речь. Она придавала большое значение выразительности рассказывания, выбору произведений для рассказывания, устному народному творчеству.
Интересен метод «письма», который способствует развитию у детей навыков составления предложений и текста в ситуации письменной речи.
Большое значение в развитии речи детей, по мнению Тихеевой, имеет ознакомление с художественной литературой, она предложила отбирать для детского чтения лучшие произведения отечественной литературы (сказки А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, П. П. Ершова, стихи В. А. Жуковского, А. А. Фета, Н. А. Некрасова); дала рекомендации по обучению детей пересказу художественных текстов, заучиванию стихотворений наизусть.
Рекомендации Е. А. Тихеевой по организации работы по развитию речи дошкольников не утратили своей актуальности и в современное время. Многие методы и приемы по развитию речи (дидактические игры с куклой, занятия по живому слову, упражнения для развития словаря) используются по работе с детьми в дошкольных учреждениях и сегодня.
Заключение
Свою педагогическую теорию Е. И. Тихеева не только активно внедряла в работу экспериментальных учебно-воспитательных учреждений, но и пропагандировала посредством целого ряда детально теоретически проработанных и практически апробированных частных методик (методика развития детской речи; методика математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста; методика ознакомления детей с природой и экологического воспитания ребенка-дошкольника, а также через способы организации самостоятельной (игровой и трудовой) деятельности ребенка с дидактическими материалами, которые и составляют значительную часть ее педагогического наследия и могут быть востребованы в современных условиях с учетом их соответствующей адаптации согласно требованиям технологии «ретроинновации».
Наличие подобных методических рекомендаций позволяет констатировать факт реального воплощения теоретических подходов автора в конкретной работе, обладающей явно выраженным позитивным прагматическим эффектом. Поэтому подвергнутые в исследовании детальному анализу частные методики следует рассматривать как практическое приращение к научной авторской теории, своеобразный инструмент ее реализации в практике работы с детьми дошкольного возраста и значимый элемент целостного педагогического наследия Е. И. Тихеевой.
Список использованных источников.
1. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. –
412 с.
2. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М. : Изд-во
Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
3. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста).
Пособие для воспитателей дет. сада /Под ред. Ф. А. Сохина. – 5-е изд. – М. :
Просвещение, 1981. – 159 с.
4. Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб.
заведений - 3-е изд., стереотип. / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина - М. :
Издательский центр «Академия», 2012. - 400 с.
5. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – М. :
Просвещение, 2008. – 256 с.
6. Тихеева, Е. И. Родной язык в семье и школе / Е. И. Тихеева // Семейное
воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений / Сост. П. А. Лебедев. — М. : Академия, 2013. — С. 352-354.
7. Тихеева, Е. И. Несколько слов о развитии речи детей / Е. И. Тихеева //
Семейное воспитание: Хрестоматия: Учебное пособие для студ. высшее пед.
учеб. заведений/ сост. П. А. Лебедев. — М. : Академия, 2010. — С. 360-362.