МААМ-картинки

Теоретическое изучение традиционных народных игр в формировании и развитии личности детей

Тазаян Арменуи Анна
Теоретическое изучение традиционных народных игр в формировании и развитии личности детей
▼ Скачать + Заказать документы

Теоретическое изучение традиционных народных игр в формировании и развитии личности детей

1.1. Природа и функции игровой деятельности. Народная игра как явление традиционной культуры

Сущность народных игр и их предназначение помогают осмыслить современные исследования в области теории игры. Согласно теории, Э. Берна, игра имеет глубокий социальный смысл. Различные игры сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В различных ситуациях (семейных, производственных и др.) человек играет разнообразные роли. Именно ролевое начало характерно для любой игры. Играющие распределяют между собой функции, часто соревнуются за тот или иной выигрыш.

Публикация «Теоретическое изучение традиционных народных игр в формировании и развитии личности детей» размещена в разделах

Игра рассматривалась как развлечение, забава. В то же время отдельные исследователи связывали ее с отправлением религиозных обрядов, с решением психологических задач, с проблемами катарсиса.

Широкое распространение получил взгляд на игру как на своеобразный канал для освобождения от избытка жизненной энергии, снятия эмоционального и физического напряжения. Так, например, английский философ Г. Спенсер рассматривал игру в качестве биологического целесообразного механизма экспериментирования, упражнения. Этого же мнения придерживается российский ученый Каптерев П. Ф. О детской игре он писал: «Игра есть выражение самостоятельной деятельности организма, вызываемой и поддерживаемой непосредственно приятностью траты накопившихся энергии и силы. Взрослый под влиянием запаса силы и энергии работает, дитя, при тех же условиях играет. Источник обеих деятельностей один и тот же.». [8]

Сущность игры основывается на побудительных мотивах, которые вовлекают человека в игровое действо. «Положение, определяющее сущность игры состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего, различных сторон действительности». [10 ]

Такими побудительными мотивами могут быть:

• Стремление к подражанию

• Стремление к состязанию

• Стремление к оказанию помощи

• Стремление к самоутверждению

• Стремление к соучастию

• Азарт

Игра на протяжении многих веков служила созидательным процессам. Человек, играя, познавал мир. Игра позволяла стимулировать обучение; способствовала регулированию нагрузки, снимая напряжение через релаксацию; игра помогала формировать моральные ценности; игра учила нормам поведения, помогала человеку лучше узнать себя, раскрыть свои творческие и человеческие качества. Можно в связи с этим выделить следующие функции игры:

Формирования навыков социального поведения

• Самореализации личности

• Коммуникативная функция

Развлекательная функция

• Функция самопознания

• Функция обучения

В игре присущи самые различные функции. Коммуникативность является ее основой. Игра способна охватить своим эмоциональным влиянием всех присутствующих. Во-первых, общение между играющими, а во-вторых, теми, кто играет и наблюдает. Зритель (если игра зрелищного типа) явно больше, чем наблюдатель, следящий за тем, как происходит игра. В качестве участника игры - он составная ее часть. В игре каждый из участников полностью использует свой деятельный потенциал. Игра — наилучшая форма взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром. Здесь уместно напомнить слова Э. Берна из известной его работы «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», что любое общение полезно и выгодно для людей. Повседневная жизнь предоставляет очень мало возможностей для человеческой близости. Поэтому в социальной жизни весьма значительную часть составляют игры.

В контексте функционирования важное значение приобретает компенсаторная функция. В игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Например, психологические перегрузки нередко сопровождаются недостаточно активной работой всех других органов человека. Игра позволяет вовлечь в работу ранее бездействующие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие (тонус). (Люди интеллектуального труда с удовольствием играют в спортивные игры.) Также важно отметить, что игра может быть удовлетворением и бессознательных влечений ребенка или взрослого.

В играх формируется и проявляется потребность ребенка познать окружающий мир и воздействовать на него, развиваются интеллектуальные, моральные, волевые и физические качества, формируется личность в целом.

Благодаря тому, что игра организует деятельность человека, становится возможным целенаправленное воспитание и обучение в игре и через игру детей. Так, например, она позволяет создавать ситуации, направленные на выявление собственных способностей, пределов выносливости на выработку правильной самооценки, проявление духа солидарности, способствует физическому развитию (подвижные, спортивные игры, подготавливает к труду через разыгрывание ролей взрослых. В игре личность получает возможность для более полного самовыражения.

На более ранних ступенях общественного развития в своем большинстве игра являлась «школой жизни». Педагогическое, дидактическое значение игры довольно велико. В играх из рода в род, из века в век, от одного народа к другому передается нечто общее, свойственное, занимательное и поучительное для детей всех времен, рас и религий, ступеней культурного развития, что несет в себе общечеловеческие, историко-образовательные признаки. Универсальная интрига любой игры – победа над собой, наслаждение от этой победы. Недаром Ф. Шиллер считал, что «человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».

Публикации по теме:

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность в развитии личности детей дошкольного возраста» Дошкольное детство – важнейший этап развития личности. В этот период происходит становление основ личностных качеств, развиваются представления.

Роль педагога в формировании личности дошкольника Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире.

Роль педагога в формировании личности ребенка Доклад на тему: «Роль педагога в формировании личности ребенка» Воспитатель: Дрожжина И. А. Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной.

Изучение роли мультфильмов в речевом развитии дошкольников в контексте поиска здоровьесберегающего ресурса Овладения родным языком является одной из главных задач дошкольного детства. Однако в последнее время речевое развитие детей дошкольного.

Консультация «Устное народное творчество и его роль в формировании личности ребенка» Консультация. Устное народное творчество и его роль в формировании личности ребенка. Воспитатель: Муравьева Е. Ю. Слово «фольклор», которым.

Отчет «Роль кружка «Ловкие ручки» в формировании и развитии социально-нравственных качеств ребенка» Приложение. Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Ловкие ручки» Консультация «Роль.

Роль народных подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплексность.

Роль семьи в формировании личности ребенка Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством.

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании личности ребенка Роль сюжетно-ролевой игры в формировании личности ребенка Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок.

Развитие графомоторных навыков у учащихся младшего школьного возраста посредством традиционных народных росписей .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретическое изучение традиционных народных игр в формировании и развитии личности детей
Опубликовано: 13 декабря 2019 в 00:01
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретическое изучение традиционных народных игр в формировании и развитии личности детей» (включая файлы) размещена пользователем Тазаян Арменуи Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД