Папки-передвижки

Теоретическое изучение традиционных народных игр в формировании и развитии личности детей

Тазаян Арменуи Анна
Теоретическое изучение традиционных народных игр в формировании и развитии личности детей
▼ Скачать + Заказать документы

Теоретическое изучение традиционных народных игр в формировании и развитии личности детей

1.1. Природа и функции игровой деятельности. Народная игра как явление традиционной культуры

Сущность народных игр и их предназначение помогают осмыслить современные исследования в области теории игры. Согласно теории, Э. Берна, игра имеет глубокий социальный смысл. Различные игры сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В различных ситуациях (семейных, производственных и др.) человек играет разнообразные роли. Именно ролевое начало характерно для любой игры. Играющие распределяют между собой функции, часто соревнуются за тот или иной выигрыш.

Темочки:

Игра рассматривалась как развлечение, забава. В то же время отдельные исследователи связывали ее с отправлением религиозных обрядов, с решением психологических задач, с проблемами катарсиса.

Широкое распространение получил взгляд на игру как на своеобразный канал для освобождения от избытка жизненной энергии, снятия эмоционального и физического напряжения. Так, например, английский философ Г. Спенсер рассматривал игру в качестве биологического целесообразного механизма экспериментирования, упражнения. Этого же мнения придерживается российский ученый Каптерев П. Ф. О детской игре он писал: «Игра есть выражение самостоятельной деятельности организма, вызываемой и поддерживаемой непосредственно приятностью траты накопившихся энергии и силы. Взрослый под влиянием запаса силы и энергии работает, дитя, при тех же условиях играет. Источник обеих деятельностей один и тот же.». [8]

Сущность игры основывается на побудительных мотивах, которые вовлекают человека в игровое действо. «Положение, определяющее сущность игры состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего, различных сторон действительности». [10 ]

Такими побудительными мотивами могут быть:

• Стремление к подражанию

• Стремление к состязанию

• Стремление к оказанию помощи

• Стремление к самоутверждению

• Стремление к соучастию

• Азарт

Игра на протяжении многих веков служила созидательным процессам. Человек, играя, познавал мир. Игра позволяла стимулировать обучение; способствовала регулированию нагрузки, снимая напряжение через релаксацию; игра помогала формировать моральные ценности; игра учила нормам поведения, помогала человеку лучше узнать себя, раскрыть свои творческие и человеческие качества. Можно в связи с этим выделить следующие функции игры:

Формирования навыков социального поведения

• Самореализации личности

• Коммуникативная функция

Развлекательная функция

• Функция самопознания

• Функция обучения

В игре присущи самые различные функции. Коммуникативность является ее основой. Игра способна охватить своим эмоциональным влиянием всех присутствующих. Во-первых, общение между играющими, а во-вторых, теми, кто играет и наблюдает. Зритель (если игра зрелищного типа) явно больше, чем наблюдатель, следящий за тем, как происходит игра. В качестве участника игры - он составная ее часть. В игре каждый из участников полностью использует свой деятельный потенциал. Игра — наилучшая форма взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром. Здесь уместно напомнить слова Э. Берна из известной его работы «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», что любое общение полезно и выгодно для людей. Повседневная жизнь предоставляет очень мало возможностей для человеческой близости. Поэтому в социальной жизни весьма значительную часть составляют игры.

В контексте функционирования важное значение приобретает компенсаторная функция. В игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Например, психологические перегрузки нередко сопровождаются недостаточно активной работой всех других органов человека. Игра позволяет вовлечь в работу ранее бездействующие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие (тонус). (Люди интеллектуального труда с удовольствием играют в спортивные игры.) Также важно отметить, что игра может быть удовлетворением и бессознательных влечений ребенка или взрослого.

В играх формируется и проявляется потребность ребенка познать окружающий мир и воздействовать на него, развиваются интеллектуальные, моральные, волевые и физические качества, формируется личность в целом.

Благодаря тому, что игра организует деятельность человека, становится возможным целенаправленное воспитание и обучение в игре и через игру детей. Так, например, она позволяет создавать ситуации, направленные на выявление собственных способностей, пределов выносливости на выработку правильной самооценки, проявление духа солидарности, способствует физическому развитию (подвижные, спортивные игры, подготавливает к труду через разыгрывание ролей взрослых. В игре личность получает возможность для более полного самовыражения.

На более ранних ступенях общественного развития в своем большинстве игра являлась «школой жизни». Педагогическое, дидактическое значение игры довольно велико. В играх из рода в род, из века в век, от одного народа к другому передается нечто общее, свойственное, занимательное и поучительное для детей всех времен, рас и религий, ступеней культурного развития, что несет в себе общечеловеческие, историко-образовательные признаки. Универсальная интрига любой игры – победа над собой, наслаждение от этой победы. Недаром Ф. Шиллер считал, что «человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».

Публикации по теме:

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность в развитии личности детей дошкольного возраста» Дошкольное детство – важнейший этап развития личности. В этот период происходит становление основ личностных качеств, развиваются представления.

Роль педагога в формировании личности дошкольника Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире.

Роль педагога в формировании личности ребенка Доклад на тему: «Роль педагога в формировании личности ребенка» Воспитатель: Дрожжина И. А. Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной.

Изучение роли мультфильмов в речевом развитии дошкольников в контексте поиска здоровьесберегающего ресурса Овладения родным языком является одной из главных задач дошкольного детства. Однако в последнее время речевое развитие детей дошкольного.

Консультация «Устное народное творчество и его роль в формировании личности ребенка» Консультация. Устное народное творчество и его роль в формировании личности ребенка. Воспитатель: Муравьева Е. Ю. Слово «фольклор», которым.

Отчет «Роль кружка «Ловкие ручки» в формировании и развитии социально-нравственных качеств ребенка» Приложение. Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Ловкие ручки» Консультация «Роль.

Роль народных подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплексность.

Роль семьи в формировании личности ребенка Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством.

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании личности ребенка Роль сюжетно-ролевой игры в формировании личности ребенка Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок.

Развитие графомоторных навыков у учащихся младшего школьного возраста посредством традиционных народных росписей .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретическое изучение традиционных народных игр в формировании и развитии личности детей
Опубликовано: 13 декабря 2019 в 00:01
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретическое изучение традиционных народных игр в формировании и развитии личности детей» (включая файлы) размещена пользователем Тазаян Арменуи Анна (УИ 2131261) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД