Елена Кацевалова
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста в рамках образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности.
Задачи:
1. Создавать систему методического сопровождения музыкальных руководителей ДОО для формирования патриотических чувств детей дошкольного возраста в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
2. Совершенствовать содержание образовательного воздействия для активного внедрения инновационных технологий, методов и средств, способствующих формированию патриотических чувств детей в ходе музыкально-художественной деятельности.
3. Создавать условия для организации музыкально-патриотического воспитания детей с учетом многообразия их индивидуальных творческих возможностей и способностей.
4. Развивать партнерство и сотрудничество музыкальных руководителей в целях повышения уровня их компетентности в области проблем музыкального воспитания детей.
Участники: музыкальные руководители и воспитатели ДОУ.
Мы дарим друг другу богатства земные.
И вместе стремимся к далёким мирам.
Мы – люди России, а значит родные:
И вместе, и радость, и труд – пополам!
Я бы хотела начать со слов отечественного классика Василия Александровича Сухомлинского:
«Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, я думаю, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.
У меня, как и у многих педагогов возникает тревога по поводу того, что мы теряем поколения молодежи, как поколения культурных людей. Сейчас особенно чувствуется, что вседозволенность, жажда обогащения любой ценой, связаны именно с потерей культурных корней, с утратой нравственных ценностей. Тенденции разобщенности, разрыва между ценностями поколений стали реальной угрозой культурной самобытности нашей страны. Нам необходимы точки опоры, духовные, нравственные.
Почему я взяла тему «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»? Всё очень просто! Эта тема близка нам по духу, это кладезь возможностей, познаний и открытий, как для нас, так и для ребёнка. Кроме того, это изучение культуры и традиций наших предков, воспитание чувства любви, гордости и уважения к Земле, на которой мы живём; это любовь к родным и близким людям, которые нас окружают, и, наконец, - это формирование качеств коллективизма, любви к своему дому и бережного отношения к природе…
Академик Лихачёв отличается от тысяч других учёных-гуманитариев не только масштабами своих работ, но и их особым нравственным, гражданским стержнем.
Можно назвать более ста работ академика, которые полностью или частично раскрывают актуальные вопросы образования и воспитания молодого поколения современной России. Работы ученого, посвященные проблемам культуры, истории и литературы, отличаются обращенностью к человеку, его исторической памяти, культуре, гражданственности и нравственным ценностям, тем самым в них заложен огромный воспитательный потенциал.
Наиболее ценными стали теоретические положения, представленные
Д. С. Лихач вым в книгах: «Заметки о русском» (1981, «Земля родная» (1983, «Письма о добром (и прекрасном)» (1985, «Прошлое – будущему» (1985, «Раздумья о России» (1999, «Заветное» (2006) и др.
В письмах, адресованных молодому поколению, академик Лихачев рассказывает о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира. Обращение к каждому молодому человеку с просьбой задуматься о том, зачем он пришел на эту Землю и как нужно прожить эту, в сущности, очень короткую жизнь, роднит его с великими педагогами-гуманистами К. Д. Ушинским, Я. Корчаком,
В. А. Сухомлинским, и педагогом – классиком в области музыкального воспитания Д. Б. Кабалевским.
Что такое патриотизм в нынешнем понимании?
Патриотизм - начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов - все определять в человеке и все освещать. Патриотизм - это тема, если можно так сказать, жизни человека, его творчества.
Воспитание патриотизма мы начинаем, прежде всего, с любви к своей семье, к своему дому, к своему городу, и это не исключает любви ко всей стране. Любовь к Родине, начиная с родного дома, постепенно растет.
С возрастом она становится также любовью к своему городу, к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой любовью к своей стране и ее народу. В этом непрерывном системном процессе воспитания нельзя перескочить через какое-либо звено, ибо очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала.
А так как музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребёнка - она способна преобразовать его нравственный и духовный мир.
И мы, как педагоги, осуществляющие музыкальное воспитание детей, должны работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше включить в систему календарно – тематического планирования,и в какой форме преподнести детям.
Вместе с педагогами мы должны выстроить направления системы патриотического воспитания и использовать их на занятиях и в повседневной жизни. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту музыки, чтобы эти произведения затронули струнки души ребёнка, стали для него запоминающимися, понятными и любимыми. Образы, к которым привлекается внимание детей, стремимся создать яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают, что позволяет использовать их как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.
Таким образом, музыка открывает широкие возможности для участия и родителей вместе с детьми в музыкальных играх и драматизациях, в выполнении совместно с детьми музыкальных проектов и творческих заданий, связанных, прежде всего, с календарно – тематическими праздниками.
Итак, изучение проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки, включение разных форм работы по данной теме в педагогический процесс даё т ощутимые результаты:
• музыка своей Родины прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.
• дети знакомятся с русскими народными музыкальными инструментами, различными жанрами народной музыки, композиторами классической и современной музыки;
• дети с трепетом относятся ко многим музыкальным композициям отечественных авторов.
Жить без музыки, скучно на свете.
Её нужно во всём замечать!
Ну а главная музыка – ДЕТИ!
Я об этом хотела сказать.
И каким вырастет наше новое поколение, как будет ценить и любить все, что окружает нас, зависеть будет только от нас.