Папки-передвижки

Теоретические основы слоговой структуры слова

Анна Самохвалова
Теоретические основы слоговой структуры слова
▼ Скачать + Заказать документы

Теоретические основы слоговой структуры слова.

В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с общим недоразвитием речи (ОНР, при котором отмечается недостаточная сформированность основных языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, и нарушаются такие ее компоненты, как фонетика, лексика и грамматический строй.

Публикация «Теоретические основы слоговой структуры слова» размещена в разделах

При осложненных формах ОНР помимо перечисленных компонентов речи нарушается и слоговая структура слова. Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Нарушение слоговой структуры – это нарушение, с которым мы, логопеды, сталкиваемся все чаще и чаще. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.

Виды нарушений слоговой структуры слова :

1. Нарушение количества слогов :

элизия – сокращение слогов (молоток - моток);

итерация - опускание слогообразующей гласной (пианино – пинино, либо наоборот добавление лишней слогообразующей гласной («чемодан – чиманадан», чаще там, где имеется стечение согласных («трава - тарава»).

2. Нарушение последовательности слогов в слове :

перестановка слогов в слове – нарушение линейной слоговой программы («молоток – маталок, тамалок»);

перестановка звуков соседних слогов (бегемот – гебемот).

3. Искажение структуры отдельного слога :

сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (капуста – капута); слог со стечением согласных в слог без стечения согласных (стул – тул, вставка согласных в слог (лимон – лимонт)

4. Искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон - мигифон», папоротник – папиик»).

5. Антиципации - уподобление одного слога другому (автомат – татамат, пипитан-капитан, нананасы-ананасы).

6. Персеверации – инертное застревание на произнесении какого-либо слога в слове (пананама-панама, ввалабей- воробей). Важно увидеть в каком месте слова возникает персеверация. Самая опасная в начале слова (на первом слоге, т. к. первый слог запускает всю слоговую программу. После первого работает механизм стереотипа. Поломка первого слога может вызвать заикание.

7. Контаминации - («конта» – от слова контакт – соединение; «минация» – номинация - наименование.) – соединение частей двух слов (холодильница- холодильник, хлебница).

Таким образом, преобладание ошибок, выражающихся в перестановке и добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.

Сокращение числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на нарушение артикуляционной сферы.

Причины нарушений слоговой структуры слова.

Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, оптико-пространственного гнозиса, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной переработке информации, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка.

Нарушение слоговой структуры слова обусловленое наличием кинетической апраксии, характеризуется тем, что ребенок не может плавно переключаться с одной модели слова на другую модель. У моторных алаликов не формируется операция интеграции: объединение отдельных слогов в артикуляционную программу. Изолированно слог ребенок произнести может.

Слоговая структура обследуется в первую очередь, т. к. на основе этого логопед может сразу предположить уровень речевого недоразвития ребенка. Если в речи преобладают элизии, это соответствует 1 уровню речевого недоразвития (отсутствие фразы). Если наблюдаются персеверация, итерация, антиципация и контаминация, это соответствует 2 уровню речевого недоразвития (ребенок начинает овладевать фразовой речью). Перестановка слогов свойственна 3 уровню (развернутая фразовая речь).

Преобладание ошибок, выражающихся перестановкой или добавлением слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Сокращение количества слогов, уподобление слогов друг другу, сокращении стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова имеет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова, хорошо известные ребенку.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может ограничиваться коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Необходимо развивать фонематическое восприятие, словарный запас, грамматические формы и интеллектуальные функции: мышление, память, внимание. Поэтому требуется разообразный учебный материал, который следует преподносить в игровой форме. На его поиск учитель-логопед обычно затрачивает значительные усилия.

Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по А. К. Марковой). Учитывать данную классификацию необходимо и при обучении чтению. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов :

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3. Односложные слова (дом, мак).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).

14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком.

Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью является одни из главных факторов для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова лежит в основе овладения грамотой и успешного обучения ребенка в школе.

Особую значимость проблема формирования слоговой структуры слова приобретает в условиях детского сада для детей с нарушениями речи, так как именно там происходи подготовка к обучению грамоте дошкольников.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Теоретические основы слоговой структуры слова
Опубликовано: 15 августа 2020 в 11:32
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические основы слоговой структуры слова» (включая файлы) размещена пользователем Анна Самохвалова (УИ 437910) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД