Анна Хохрикова
Тематика консультаций с родителями детей по образовательным областям (старшая группа)
Психолого-педагогические возрастные особенности детей старшего возраста :
На протяжении дошкольного периода у ребенка интенсивно развиваются все психические функции.
Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление. Развитие мышления оказывает позитивное влияние на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольника.
Публикация «Тематика консультаций с родителями детей по образовательным областям (старшая группа)» размещена в разделах
Речевая деятельность совершенствуется в количественном и качественном отношении. В активный словарь детей старшего дошкольного возраста входят 2500-3000 слов. В речь ребенка все активнее включаются прилагательные, наречия, существительные с обобщенным значением (животные, одежда и другие). Развитие речи тесно связано с развитием словесно-логических операций. Дети старшего дошкольного возраста приобретают значительный запас производных слов.
В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
Существенные изменения наблюдаются в качественно-количественных характеристиках внимания. В старшем дошкольном возрасте идё т процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.
Воображение детей старшего дошкольного возраста - это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению.
В старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих психического развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование - детская компетентность.
Направления образовательных областей
1. Социально-коммуникативное развитие:
• Нравственное воспитание, формирование личности ребенка, развитие общения;
• Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевой игры);
• Ребенок в семье и сообществе;
• Формирование позитивных установок к труду и творчеству;
• Формирование основ безопасности.
2. Познавательное развитие:
• Развитие познавательно исследовательской деятельности;
• Формирование элементарных математических представлений;
• Ознакомление с предметным окружением;
• Ознакомление с миром природы;
• Ознакомление с социальным миром.
3. Речевое развитие:
• Развитие речи;
• Приобщение к художественной литературе.
4. Художественно-эстетическое развитие:
• Приобщение к искусству;
• Изобразительная деятельность;
• Конструктивно-модельная деятельность;
• Музыкальная деятельность;
• Театрализованные игры.
5. Физическое развитие:
• Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
• Физическая культура
Социально-коммуникативное развитие
Направление Тематика Цель
Нравственное воспитание, формирование личности ребенка, развитие общения
«Культура общения и поведения» Привлечение внимания родителей к вопросу воспитания культуры общения и этикета у взрослых и детей дошкольного возраста.
«Секреты воспитания вежливого ребенка» Распространение педагогического опыта среди родителей по секретам воспитания вежливого ребенка.
Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевой игры) «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребёнка» Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста
«Сюжетно-ролевые игры дома» Предоставление родителям материала для организации сюжетно-ролевых игр дома.
Ребенок в семье и сообществе «Секреты общения с ребенком в семье» Повышение знаний родителей к теме общения у старших дошкольников.
"Особенности общения с детьми в семье"
Вооружение родителей приёмами эффективного общения.
Формирование позитивных
установок к труду и творчеству «Трудовое воспитание в семье» Привлечение внимания родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка.
Создание интереса родителей к совместной трудовой деятельности с ребенком дома.
«Какой труд доступен детям дома» Повышение у родителей знаний о видах и формах труда у детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях.
Формирование основ безопасности. «Азбука дорожного движения» Напоминание родителям о необходимости обучения детей правилам безопасности на улицах, познакомить с некоторыми приемами закрепления знаний правил дорожного движения, познакомить с играми по правилам дорожного движения.
«Дети и огонь» Привлечение внимания родителей к проблеме пожарной безопасности.
Познавательное развитие
Развитие познавательно исследовательской деятельности «Играем, познаём, экспериментируем» Ознакомление родителей с дидактическими играми на развитие познавательно-исследовательской деятельности.
«Маленькая тележка чудес» Предоставление родителям большого количества разнообразных и интересных опытов и экспериментов дома.
Формирование элементарных математических представлений «Страна математики» Создание интереса родителей к занимательному материалу, помочь осознать значимость его применения в условиях семьи;
«Математика вокруг нас» Понимание родителей, что они могут приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему
Ознакомление с предметным окружением «Удивительные предметы» Предоставление родителям материала для развития умения сравнивать предметы.
«Детские интересы – как их развивать?»
Обобщение знаний родителей о детских интересах в старшем возрасте, дать рекомендации по их развитию.
Ознакомление с миром природы «В союзе с природой» Распространение педагогического опыта среди родителей по созданию условий для проявления инициативы и творчества в познании природы.
«Мой дом земля» Понимание родителей, что именно они смогут научить детей уважать, любить и заботиться об окружающем его мире.
Ознакомление с социальным миром «Ребенок и социум» Понимание родителей особенностей восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста
«Дети наше повторение» Объяснение родителям, что ребёнок копирует наше поведение и считает его абсолютным эталоном для подражания.
Речевое развитие
Развитие речи
«Как отвечать на детские вопросы?»
Ознакомление родителей со значением детских вопросов в развитии любознательности ребенка.
Дать родителям рекомендации, как правильно отвечать на детские вопросы.
«Развиваем
речь ребенка» Создание условий для речевого развития детей в семье;
Повышение педагогической культуры родителей.
«Играя, развиваем речь» Предоставление родителям практического материала (игр и упражнений) на развитие речи.
«Развиваем речь с помощью скороговорок»
Распространение педагогического опыта среди родителей по развитию речи с помощью скороговорок.
«Речевые игры по дороге в детский сад» Предоставление родителям практического материала (речевых игр) на развитие речи в свободное время.
Приобщение к художественной литературе
«Детская домашняя библиотека»
Понимание родителей, что нужно внимательно и разборчиво относиться к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка, прежде всего оформлением
«Чтение в кругу семьи» Ознакомление родителей со значимостью чтения в домашних условиях.
«Как учить стихи с ребенком»
Распространение педагогического опыта среди родителей по секретам запоминания детьми стихотворений.
«Учим ребенка пересказывать»
Ознакомление родителей с особенностью развития связной речи, её формами и способами обучения.
«Как выбрать книгу для вашего ребенка» Приобщение родителей к развитию у детей интереса к книгам и чтению художественной литературы.
Художественно-эстетическое развитие
Приобщение к искусству
«Психология детского рисунка. Каким цветом рисует ваш ребёнок?
Ознакомление родителей с психологий детского рисунка, а именно с особенностью выбора ребенком цвета для рисунка.
«Учите
детей изображать!» Расширение кругозора родителей в использование различных техник и приемов рисования в старшей группе
Изобразительная деятельность
«Театр раскрасок» - дети играют, родители экономят!» Ознакомление родителей с интересным и экономным методом рисования детей, с заготовками для художественного творчества.
«Что такое пластилинография?» Создание представления о значении лепки для всестороннего и умственного развития детей старшего возраста.
Конструктивно-модельная деятельность «Мы конструируем» Актуализирование знаний родителей о том, что каждый конструктор имеет множество образовательных решений и в этом его ценность.
Конструкторы «Тико» и «Лего» помощники в развитии мелкой моторики ребенка» Раскрытие важности современных конструкторов в развитие мелкой моторики.
Музыкальная деятельность
«Музыка в воспитании ребёнка»
Создание у родителей интереса к музыкальному материалу, помочь осознать влияние слушания симфонических произведений на установление духовного контакта ребёнка и взрослого.
«Будем слушать внимательно» Знакомство родителей с играми и упражнениями на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Театрализованные игры
«Театр дома» Ознакомление родителей с приемами по созданию соответствующей художественно-эстетической среды для театрализованной деятельности.
«Значение театра в жизни ребенка» Предоставление значимости родителям о том, что театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра.
Физическое развитие
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
«Семья - здоровый образ жизни» Повышение уровня знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.
«Профилактика детских болезней»
Ознакомление родителей с разными видами болезней в данном возрасте, их признаками и профилактикой предотвращения.
«Физкульт-УРА!» Ознакомление родителей с полезными свойствами физкультурных занятий для детей старшего дошкольного возраста.
«Закаливание одна из форм профилактики простудных заболеваний».
Ознакомление родителей с разными видами закаливания, объяснить полезное свойство закаливания: повышения сопротивляемости организма ребенка инфекционным заболеваниям.
«Родителям о правилах утренней гимнастики» Напоминание родителям о правилах проведения и полезности утренней гимнастики с детьми.
Физическая культура
"Красивая
осанка, здоровая спинка"
Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими совершенствованию опорно-двигательного аппарата, укреплению и сохранению осанки дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада, повышению жизненного тонуса, гармоничному развитию детей.
«Движение-
это жизнь дошкольника» Ознакомление родителей с формами двигательной активности и их влиянии на развитие дошкольника.
«На зарядку вместе с мамой» Расширение кругозора родителей о правильности занятия спортом.
«Спортивные секции для детей» Напоминание родителям о важности спортивных секций
«Летние подвижные игры»
Ознакомление родителей с подвижными играми, как они влияют на ребенка