Оксана Шилкина
«Дети блокадного Ленинграда». Тематическое занятие в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое занятие в подготовительной группе
«Дети блокадного Ленинграда».
Цель: Расширение представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием блокада. Закрепить знания детей о Великой Отечественной войне.
2. Развивать представление об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны. Расширять знания детей об истории города-героя Ленинграде, о героизме детей переживших блокаду.
3. Пробудить в детях чувство сострадания, сопереживания.
4. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла.
5. Воспитывать любовь к Родине
Воспитатель: Ребята, сегодня мы собрались на особенное мероприятие. У нас в детском саду проходят разные мероприятия -шумные и радостные, с веселой музыкой, смехом, шутками. Но есть и такие, о которых говорят, что они «со слезами на глазах» - это памятные даты, о которых нельзя забывать.
Сегодня памятная дата для всех жителей нашей страны. Это День полного освобождения города Ленинграда от блокады.
Давным-давно, рано утром, 22 июня 1941 года на нашу страну напали враги. Они хотели её завоевать, и поэтому внезапно напали, вооружившись танками, самолетами и пулеметами. Так началась Великая Отечественная война.
Мы много раз говорили об отваге, мужестве, героизме солдат, офицеров, мирных жителей, которые защищали нашу Родину от фашистов.
Сегодня я хочу вам рассказать о детях блокадного Ленинграда, которые наравне со взрослыми стояли на защите своего города во время блокады.
Многие из них были ваши ровесники, то есть им тоже было по 6, 7 лет.
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов фашисты направили на город Ленинград, чтобы стереть его с лица земли.
8 сентября 1941 года немецко-фашистские дивизии, преодолев, героическое сопротивление наших солдат и мирных жителей, вышли к окраинам города Ленинграда.
Фашисты хотели захватить город, на Дворцовой площади провести парад фашистских войск, но просчитались фашистские генералы, на их пути встали мужественные ленинградцы. Они не только не пустили в Ленинград фашистов, но и мужественно воевали, защищали его.
Немецкие тяжелые осадные орудия, обстреливали Ленинград.
Степа. Хотели враги Ленинград уничтожить,
Стереть этот город с земли.
Сломить этот город, прорвать оборону
Фашисты никак не смогли.
А в те горестные военные дни фашисты окружили Ленинград кольцом. Ребята, давайте возьмемся за руки и встанем в круг. Вот это кольцо и есть кольцом блокады. Это кольцо вокруг города.
Немцы окружили город и не давали уехать никому из него. В город перестало поступать продовольствие. Наступила зима. Настали тяжелые блокадные дни. Их было 900…Это почти 2,5 года.
В блокадном Ленинграде остановились трамваи, автобусы и троллейбусы. Не работало отопление, во многих домах не было света и воды.
Так близко подошли враги к городу, что могли обстреливать из пушек все улицы. А из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. И приехать никто не может в окруженный город. Все пути к нему на суше захвачены фашистами.
В городе оставалось много жителей, в том числе и детей. Запасов продовольствия было мало. Набирали воду на Неве и воронках от снарядов.
Лилиана. Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
в кастрюльках воду голубую возят,
дрова и скарб, умерших и больных…
Продуктов почти не осталось и их стали выдавать по карточкам. Кусочек блокадного хлеба был очень маленьким -125 грамм (показ предмета временной экспозиции – кусочек хлеба). И всё, больше ничего - только вода. Вот этот кусочек на весь день. Кто хочет возьмите, покушайте (детям предлагается кусочек хлеба).
Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку. Благородные и добрые дети прятали недоеденный сухарь в кармане и съедали его потом или подкармливали своих младших сестер и братьев.
До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу. Вам понятно почему? (ответы детей: Потому, что город пережил голод. Потому что ничего, кроме кусочка хлеба в день не было).
Правильно, потому, что только маленький кусочек хлеба спас много жизней. И, давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу. Да, сейчас у нас всегда много хлеба на столе, он разный, белый и черный, но он всегда вкусный. И все вы должны помнить, что хлеб нельзя крошить, нельзя оставлять недоеденным.
Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище. Много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.
Детский запас слов горько пополнился словами «бомбежка», «воздушная тревога», «эвакуация», «хлебная карточка», «бомбоубежище»…
Многие дети тем временем очень часто оставались одни. Им было страшно и неуютно оставаться дома в нетопленных комнатах. Некоторым из них помогали пережить часы ожидания родителей их любимые игрушки. Дети разговаривали с ними, и им казалось, что с ними кто есть рядом. А некоторым ребятам игрушки спасали жизнь. И вот одна история.
Девочка заболела, а мама никак не могла оставаться с девочкой дома. Она должна была много работать. Тогда мама, чтобы девочка не скучала и быстрее выздоравливала, выменяла на рынке этого мишку. Девочка была с мишкой неразлучно. Она брала его с собой спать. И через некоторое время мама увидела, что девочка, играя с мишкой, стала поправляться.
А вот эту одежку для кукол сшила маленькая рукодельница, находясь в бомбоубежище во время бомбежек. А потом, когда девочка выросла, она стала модельером. И эти игрушки помогали детям пережить страшное время блокады.
Старшие дети ходили в школу. Учиться в блокадном Ленинграде было подвигом, особенно в морозы. Детям и учителям приходилось самостоятельно колоть дрова, чтобы в классе стало хоть чуть-чуть теплее. Записи не велись, не только потому, что замерзали детские худые ручки, но и потому что, при минусовой температуре чернила не писали. Занятия длились не больше 25 минут. Учителя преподавали только самые важные предметы. Взрослые стремились сделать занятие интересным, чтобы хоть ненадолго ребенок забыл о том, что происходит на улице.
Яна. В школе
Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось - умерла.
Ее из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг
Слезинки
То исчезали, то росли.
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья - После похорон.
Ленинград продолжал жить и работать. Кто же работал в блокадном городе? (ответы детей)
На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. А как ещё помогали взрослым дети? (ответы детей)
Они тушили зажигалки сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец. карточкам.
Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни читали стихи, танцевали. Бывало, что юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать внимание врага лишним шумом, танцевали без музыки.
Ребята, давайте и мы свами попробуем станцевать танец без музыки.
А сейчас мне хотелось бы вспомнить об одной девочке, которая жила в Ленинграде. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас ещё стоит. Была у неё большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сёстры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все её любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту. И вдруг в один день всё это счастье оборвалось.
Вся ее семья, шесть человек, погибла от голода.
Таня вела дневник, в котором записывала кто, когда умер. После войны весь мир узнал о дневнике маленькой девочки Тани Савичевой. Записки этой девочки, которая погибла в 1945 году в эвакуации, стали одним их грозных обвинений фашизму, и дневник стал одним из символов блокады.
Но жизнь продолжалась, в условиях голодной зимы, в блокированном городе дети ждали праздник. Благодаря Елке дети очнулись, улыбнулись, возможно, даже выжили. Новогодние елки вселяли веру в победу над врагом.
В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу. Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. 22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге, которая получила название «Дорога жизни». Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение. Зимой вывозили женщин, стариков и детей, и доставляли продукты питания, снаряды.
Семен «Дорога жизни»
Чтобы спасти ленинградцев,
Зимой в сорок первом году.
С хлебом шли в город машины,
По Ладоге, прямо по льду.
Бомбежки, метели, заносы…
Уходят машины под лед,
Но каждый шофер твердо верил,
Что город любимый спасет.
Ладожскому озеру посвятили много песен, стихов и я предлагаю спеть песню «Эх, Ладога». Очень трудно и опасно было ехать по озеру, машины тонули, потому что лед не выдерживал. Немцы вели обстрел.
Ребята, я предлагаю вам побыть шоферами и перевести по опасной дороге мешки с мукой.
18 января 1943 года наши войска прорвали блокаду Ленинграда. А 27 января освободили от вражеской блокады город.
Даша Радио объявило: «Город Ленинград освобождён от вражеской блокады!»
Такого дня не видел Ленинград!
Нет. Радости подобной не бывало!
Казалось, что всё небо грохотало…
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди.
Невозможно измерить всю боль и горечь, которую испытали на себе маленькие сердца. Они на плечах своих вынесли непосильную ношу войны.
Чтобы не забыть об этой страшной войне люди поставили памятники.
Давайте с вами разделимся на группы, и вы соберете картинку и расскажите какой мемориал вы собрали и кому или чему он посвящен.
«Цветок жизни» - 15-ти метровой каменной ромашки — лицо улыбающегося мальчика и слова детской песни «Пусть всегда будет солнце».
Памятник детям блокадного Ленинграда. Памятник установлен в Яблоневом саду. Символом страшных страниц военной истории города стала эта маленькая хрупкая девочка, укутанная в шаль, в огромных валенках и с кусочком блокадного хлеба в руках. У неё не по-детски печальное лицо, так как ребёнку пришлось испытать все тяготы блокадной жизни. Позади девочки стела, символизирующая окна блокадного Ленинграда, заклеенные крест-накрест бумагой. Площадка вокруг памятника уложена тротуарной плиткой, имеются небольшие цветочные клумбы. У памятника всегда лежат цветы, детские игрушки, кусочки хлеба.
Памятник Дневник Тани Савичевой.
На кургане установлены восемь бетонных плит с выбитыми на них словами из дневника Тани Савичевой. Вокруг монумента высажено девятьсот берёзок – по числу блокадных дней, пережитых Ленинградцами.
«Разорванное кольцо» — мемориал, расположен на западном берегу Ладожского озера, у начала Дороги Жизни.
Ребята, вы молодцы, собрали и вспомнили памятники, которые посвящены
подвигу Ленинградцев.
Жители города на Неве совершили беспримерный подвиг, показав всему миру силу духа и мощь непокоренной воли, силу во имя победы и будущего страны, во имя нас с вами!
Зажжём свечи памяти и почтим память всех погибших в той страшной войне минутой молчания. Минута молчания.
Сегодня мы увидели, какою ценой далась победа над фашистами по снятию блокады Ленинграда - ценой миллионов жизней, в том числе и детских.
И поэтому, сегодня, сравнивая жизнь того времени и нашего, нужно бережно относиться к тому, что мы имеем: нужно ценить и беречь своих родных, знать цену каждой крошечке хлеба, радоваться каждому дню.
Символ блокадного Ленинграда – стала ленточка. Это небольшая полоска ткани двух цветов: оливкового и зеленого. Оливковый цвет ленточки символизирует Победу, а зеленый — цвет жизни. На память о вашей встрече я хочу подарить вам ленточки – символ блокадного Ленинграда
И в завершении нашей встречи давайте споем песню «Пусть всегда будет солнце».