Анастасия Трофимова
Тематическое планирование «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ___ «Насекомые» ___
Старшая группа ___ «Сказка» ___ Сроки: 21.03 – 24.03.2022 г. ___
Итоговое мероприятие: создание стенгазеты «Необычный мир насекомых». Разучивание с/р игры «Экологи».
Задачи:
Образовательные.
1. Познакомить детей с миром насекомых, его разнообразием, характерными особенностями его представителей. Развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам, воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.
Публикация «Тематическое планирование „Насекомые“» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Планы, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Темочки
2. Формировать понятие «насекомые» с опорой на модель. Классифицировать насекомых на опасных и неопасных, познакомить с условиями проживания, питания и самоорганизации некоторых из них. Познакомить с приспособлением насекомых к среде, защитными свойствами насекомы.
3. Познакомить с простыми мерами предосторожности от укусов во время прогулки и отдыха на природе, с правилами безопасного пользования репеллентами, простыми способами оказания первой помощи при укусах насекомых.
4. В продуктивной деятельности учить детей самостоятельно планировать свою работу, создавать образ насекомого, передавать его строение, величину. В рисовании закрепить прием рисования симметрией с помощью складывания рисунка пополам (технике рисования «Монотипия»). Учить рисовать насекомых : изображать контур при помощи простого карандаша, аккуратно закрашивать его с помощью художественных средств (цветных карандашей, мелков, красок) (по выбору ребенка).
5. Учить детей вырезать силуэты бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам, и украшать по своему желанию графическими или аппликативными средствами; показать варианты формы и декора крылышек бабочки, развивать чувство формы и ритма. Упражнять детей в работе с ножницами.
6. Познакомить с рассказом В. Драгунского «Он живой и светится». Рассмотреть на основе текста отношение детей к игрушкам, живым существам. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство эмпатии и сопереживания.
7. Упражнять детей в ориентировке на плоскости листа; находить верхний, нижний, правый и левый углы листа, выкладывать определённое количество предметов в заданной части листа; учить видеть геометрические фигуры, называть их, определять размер по отношению друг к другу.
8. Развивать умение анализировать отдельные детали, соотносить их с представленным образом, выкладывать по образцу и самостоятельному замыслу, умение читать схему, понимать символы. Развивать логическое мышление.
Развивающие.
9. Развивать умение рассматривать картины, выделять в сюжете главное и второстепенное. Побуждать при передаче сюжета в рассказе использовать сложносочиненные предложения.
10. Развивать основные психические процессы (память, внимание, мышление, речь) через участие в различных видах игр (дидактических, словесных, настольно-печатных, сюжетных и пр., побуждать включаться в диалог, высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее. Способств. развитию эмоциональной сферы детей через драматизацию и театрализов. игры.
Воспитательные.
11. Воспитывать желание играть сообща, умение идти на компромисс, согласовывать свои желания и поступки с партнерами по игре.
12. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, понимание взаимосвязи всех живых организмов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ___ «Насекомые» ___
Старшая группа ___ «Сказка» ___ Сроки: 21.03 – 25.03.2022 г. ___
ОбрОбл ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
РАЗВ-Е ПОЗНАВАТ. -ИССЛЕДОВАТ. ДЕЯТ-ТИ, ФОРМ-Е ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТАХ ОКРУЖ. МИРА, ФЭМП, СЕНСОРНОЕ РАЗВ-Е, ПРИОБЩЕНИЕ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ, ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ РАЗВИВАЮЩАЯРЕЧЕВАЯ СРЕДА, ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ, ЗКР, ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ, СВЯЗНАЯ РЕЧЬ, ГРАМОТА, ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ВИДЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рассматривание иллюстраций, дид. картинок, экологические беседы: о насекомых (обобщение, представители, разнообразие, роль в природе, польза/вред).
Д/упр. : по моделям «насекомые», приспособление к среде, защита от врагов.
Ситуативный разговор: «Самые большие и маленькие насекомые на планете», «Самые необычные насекомые» (развитие познавательной активности, обогащение знаний о насекомых).
Д/ И: лото «Насекомые» (активизация и расширение знаний по теме, «Летает, ползает, бежит» («На земле, в воде, в небе…») (обобщение и классификация представителей различных видов, сравнение их между собой).«Кто лишний» (классификация насекомых, птиц, животных).
ФЭМП: «Строим маршрут» (упражнять детей в ориентировке на плоскости листа; находить верхний, нижний, правый и левый углы листа, выкладывать определённое количество предметов в заданной части листа).
«Отыщи фигуры» (учить видеть геометрические фигуры, называть их, определять размер по отношению друг к другу).
Логико-математические игры : «Колумбово яйцо» (умение анализировать отдельные детали, соотносить их с представленным образом, выкладывать по образцу и самостоятельному замыслу); «Строим детскую площадку» (с кубиками Дьенеша) (умение читать схему, понимать символы).
Н/ПИ. «Сложи насекомое» (разрезные картинки) (умение анализировать). «Игры -ходилки» (умение действовать по правилам, играть сообща).
Экспериментирование:опыт «Упрямые предметы», «Хитрости инерции» (познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни («Как отличить сырое яйцо от варёного»); учить фиксировать результаты эксперимента).
Строительно-конструктивные игры: «Чья командa быстрее построит» (учить строить в команде, помогать друг другу; развивать интерес к конструктивным играм, внимание, быстроту, мелкую моторику); «Построй и создай схему» (умение строить по самостоятельному замыслу, обучение рисованию схем построек). Беседа «Что дети знают о насекомых?» (уточнить знaния детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; особенностях жизнедеятельности).
Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка»
(по методике «Расскажи стихи руками»)
(развивать память, моторику, умение ориентироваться в пространстве, речь (четкость, выразительность, чувство ритма).
Диалог «Разговор с жуком» (развитие интонационной выразительности)
Чтение и обсуждение художественной литературы: Д. Минаев «Не троньте майского жука», В. В. Бианки. «Как муравьишка домой спешил», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», В. Драгунский «Он живой, он светится», И. Крылов «Стрекоза и муравей», А. Фет «Бабочка»
Свободное общение: «Кто такие насекомые?», проблемная ситуация: «Что произойдет если исчезнут все насекомые? Исчезновение представителей каких видов насекомых может обернуться катастрофой для живой природы (человека? (умение высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, рассуждать»
Составление рассказов-описаний, загадок, сказок на тему: «Насекомые» (с использованием / самостоятельным составлением схем).
Загадки, чистоговорки по теме.
Д/и «На полянке» (грам. строй речи, использование предлогов).
Словесные игры, ЗКР: «Кто какой звук издает?», «Кто как передвигается?» (согласование слов в роде, числе, падеже, «Где живет звук? (развитие фонематического слуха, ЗКР, «Скороговорки» ( развитие общих речевых навыков: правильного звукопроизношения, работа над четкостью дикции интонационной выразительностью речи, умением изменять силу голоса) и пр.
Рассматривание сюжетной картины «На лугу» (умение выделять главное и второстепенное, видеть детали, развитие связной речи).
РАЗВИВ. СРЕДА
Придумывание условных обозначений для составления схемы (мнемотаблицы) «Насекомые», составления загадок, рассказов. Картинки, плакаты, наглядные пособия на данную тему. Загадки с картинками,
Иллюстрации, энциклопедии, книги о насекомых, игрушки «Насекомые».
Художественная литература по теме «Насекомые».
Различные кубики, конструкторы, схемы.
Д/И «Блоки Дьенеша», «Колумбово яйцо», «На земле, на воде, в воздухе…», «Кто лишний» и пр.
Н/П игры «Сложи насекомое», «Ходилки» и пр.
Атрибуты для проведения опыта (игрушки (кукла, машинка, яйца).
Пополнение уголка ряженья атрибутами для проведения театрализованных игр по теме.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ___ «Насекомые» ___
Старшая группа ___ «Сказка» ___ Сроки: 21.03 – 25.03.2022 г. ___
Образ Обл ХУДОЖ. – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ПРИОБЩЕНИЕ К ИСКУССТВУ, ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИЯ (ОБЩЕНИЕ, ФОРМ-Е ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И ДР. ЛЮДЯХ, БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ, В ПРИРОДЕ, В СОЦИУМЕ; ТРУД, ГЕНДЕРНОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСП-Е, НОРМЫ, ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, САМООБСЛУЖИВАНИЕ, К. Г. Н. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗОЖ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
ВИДЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Игра с пением «Медведь и пчелы» (сл. и муз. С. Насауленко).
Слушание шумовых эффектов (звуки насекомых, дид. игра «Угадай».
Восприятие музыки/ песенно-игровое и песенно-инструментальное творчество/ музыкально-ритмическая деятельность тематического характера «Насекомые».
Слушание музыки «Пчелка».
Пение «В траве сидел кузнечик».
Рассматривание луговых растений, насекомых (иллюстраций, в природе) : отличительные признаки, пропорции частей, строение и т. д.
Лепка - «Насекомые (по замыслу)» (учить детей самостоятельно планировать свою работу, создавать образ насекомого, передавать его строение, величину).
Рисование: «Такие разные бабочки»(закрепить прием рисования симметрией с помощью складывания рисунка пополам – (технике рисования «Монотипия»); побуждать выполнять свой инд. рисунок).
«В стране насекомых» (учить рисовать насекомых : изображать контур при помощи простого карандаша, аккуратно закрашивать его с помощью художественных средств (цветных карандашей, мелков, красок) (по выбору ребенка).
Аппликация-«Нарядные бабочки» (упражнять в работе с ножницами, развивать чувство симметрии, воображение).
Рассматривание репродукций «Насекомые», «На лужайке». Драматизация басни «Стрекоза и муравей»(развитие эмоциональной сферы, понимание характеров и поступков героев).
Театрализованные игры: «Муха-Цокотуха»
Цели: закрепить знание содержания сказки; развивать выразительность речи и пантомимики; закрепить знания о насекомых.
С/ Р игры: «Театр»продолжать учить действовать детей в соответствии с принятой на себя ролью, формировать доброжелательное отношение между детьми. Закреплять знания детей о театре, труппе театра, показать коллективный характер работы в театре, развивать выразительность речи).
«Исследователи» («Экологи») (обогатить и дополнить знания детей о научных работниках, специфических условиях труда. Учить моделировать игровой диалог, распределять роли, исп. в игре предм. -заместители. Воспитывать желание исследовать и беречь природу).
Дежурство по столовой (разрезание салфеток, складывание в стаканчики, помощь в раскладывании столовых приборов, хлебниц, расстилании скатертей).
Дежурство по занятиям (раздаточный материал, подготовка рабочего места, уборка места по окончании занятия).
Безопасность: беседа: «Какие насекомые приносят человеку вред?»
Правила поведения в природе. Первая помощь при укусах насекомых (воспитывать понимание и соблюдение правил при встрече с различными насекомыми).
Социальные отношения: упр. «Я хочу дружить с тобой, потому что…» (сплочение, воспитание дружелюбия, уважения др. к др., умение выражать свою мысль).
Утренняя гимнастика №1, май (картотека утренней гимнастики).
Дыхательная гимнастика «Летят пчелы». «Бабочка на цветке».
Развитие основных движений: «Дотянись до солнышка» (лазанье по гимнастической стенке). «Радужные брызги» (бросать мяч вверх и ловить, передача мяча друг другу).
«Улиточка» (движение в разном направлении).
Подвижные игры:
«Поймай комара» упражнять детей в прыжках; развивать точность движений, ловкость.
«Медведь и пчелы»
развивать умение бегать в разных направлениях, ловкость.
«Летает, жужжит, ползает» (поднять эмоциональный и мышечный тонус; развивать пластику и выразительность движений; закрепить знания о способах передвижения насекомых).
Пальчиковые игры: «Пчела»
Физкультминутки: «Кузнечик», «Капустница».
Беседы: «Правилa пользования репеллентами», «Как уберечься от укусов насекомых», «Прогулка по лесу: о каких правилaх не стоит забывать».
РАБОТ. С РОДИТ. Создание альбома: «Такие разные насекомые». Семейный просмотр ТВ передач, чтение научно-познавательной литературы: о насекомых (обогащение знaний детей, совместное обсуждение).
Оформление странички «Учите вместе с нами» по теме «Насекомые».
Играем вместе: Игра «Соедини точки и узнaй, кто получится» (развитие мелкой моторики, внимания). Предложить детям соединить точки по порядку (узнать бабочку, гусеницу, мурaвья, кузнечика).
Игра «Дорисуй другую половину» (развитие воображения, моторики, чувства цвета).