Ольга Короткова
Тематическое планирование на сентябрь в средней группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Дары осени» Сроки: сентябрь, 3-я неделя
Цель: Обогащать и совершенствовать представления детей об осенних дарах (фруктах, овощах, грибах, ягодах). Закреплять знания о многообразии грибов и ягод, фруктов и овощей. Уточнить значение слова «урожай». Воспитывать бережное отношение к природе.
Итоговое событие: Выставка детских работ из природного материала.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕОБЛАСТИ Виды деятельности и культурные практики в соответствии с образовательными областями.
Публикация «Тематическое планирование на сентябрь в средней группе ДОУ» размещена в разделах
- Планирование на сентябрь
- Планирование на сентябрь. Перспективное
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
Задачи. Совместная деятельность взрослого и детей направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации. Образовательная деятельность
в режимных моментах Организация предметно -пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы (уголки самостоятельной активности) Поддержка индивидуальности ребенка Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Коммуникативная
-Расширение, обобщение, активизация и актуализация словаря по теме «осень, фрукты, овощи, ягоды, грибы»;
-Учить подбирать яркие эпитеты – прилагательные для описания грибов и ягод, овощей, фруктов;
-Развивать навыки составления описательного рассказа по картине;
-Учить понимать образный смысл загадок, составлять и отгадывать их. Комплексное занятие. Рассказ на тему «Дары осени».
-Обсуждение темы недели. Модель 3 вопросов.
-Д/и «Назови фрукт»;
-Д/и «Назови овощ»;
-Д/и «Съедобные и несъедобные грибы»;
-Д/и «Скажи наоборот»;
-Отгадывание загадок;
-д/и «Что сажают в огороде?»
Тематический уголок
-Иллюстрации по теме, фотографии;
-Муляжи съедобных и несъедобных грибов, ягод, овощей и фруктов;
-«Разрезные картинки»;
- «Контуры овощей, фруктов,грибов и ягод».
Речевой уголок
-Картинки с разным материалом по теме «Ягоды и грибы. Фрукты и овощи. Урожай»;
-Настя: «Какой овощ я описала?»;
-Саша М : «Разложи отдельно фрукты и овощи»;
-Марк : «Назови съедобные грибы»;
-Вероника: «Расскажи по картинке».
Пополнение родительского уголка и сайта группы стихами, играми, физкультминут
ками по теме «Дары осени».
Восприятие художественной литературы и фольклора
-Развивать интерес к художественной литературе;
-Учить слушать сказки;
-Развивать поэтический слух;
-Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, его нравственный смысл;
- Воспитывать любовь к природе.
Чтение:
- стихотворение А Игебаева «Щедрый урожай».
В. Бианки «Первая охота».
-Стихотворения:
И. Бунин «Листопад».
-Сказки:
Н. Сладков «Осень на пороге».
«Мужик и медведь»,
- Загадки об овощах и фруктах.
С. Михалков Дядя Стёпа» Центр книгоиздания
- Подбор книг и картинок по теме:«Ягоды и грибы.», «овощи, фрукты»,
«Лес осенью»,
«Природа осенью».
Книга с произведениями В. Бианки. -Даниил. : помощь в изучении напамять стихотворения;
-Артё м: Перескажи сказку.
Рекомендации чтение стихов по теме.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Познавательно-исследовательская
-Воспитывать познавательный интерес к природе;
-Развивать любознательность и наблюдательность;
-Формировать умение отличать съедобные и несъедобные грибы, овощи от фруктов. Занятие на тему: «Во саду ли, в огороде». -Загадки про фрукты и овощи.
-Д/И «Соберём урожай»,
- Эксперимент «Какой на вкус».
Центр природы
-Рассматривание иллюстраций;
-Фотографии и муляжи, дидактических альбомов;
-Наборов открыток по теме. Андрей: «Отличи фрукты от овощей».
Максим: «Назови названия грибов». Закрепить названия грибов и ягод, произрастающих в нашей местности.
ФЭМП
- Совершенствование умения сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько-сколько.
- Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький, больше, меньше.
- Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство и неравенство на основе сопоставления пар;
- Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами. -Конспект занятий по книге И. А. Помораевой, В. А. Позиной «Занятия по формированию элементарных математических представлений», стр. 12-14 -Д/и «Поездка в осенний лес»,
- И/упр. «Найди пару», «В гостях у кролика»;
«Положим кубы в коробку»,
«Построим домики».
-Игра «Что где нахдится», «Поможем Винни Пуху разложить картинки».
Математический центр
-дорожка из бумаги;
-корзинка, макет поляны;
- грибы, осенние листья из бумаги;
-шишки;
-коробки, синие и красные кубы;
- цветная мозаика. Саша Р: сравнение предметов по величине.
Катя: сравнение групп предметов по цвету и форме.
Рекомендации по закреплению пространствен-ных направлений.
Конструирование
-Уточнить представления детей о строительных деталях конструкторов; о способах соединения, свойствах деталей и конструкций;
-Развивать творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки. -Конструирование из природных материалов (коллективная работа). -Конструирование из геометрических фигур;
-Разрезные картинки с изображением грибов и ягод. Центр конструирования
-Природный материал;
-Деревянные кубики;
-Лего;
-Пазлы с изображением овощей, грибов, фруктов. -Лев: придумай построить гриб разными способами.
ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ Изобразительная
-Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения.
- Учить передавать в рисунке части растения.
- Закреплять умения рисовать кистью, красками, хорошо промывать кисть, осушивать.
- Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие.
- Развивать эстетическое восприятие.
- Вызвать чувство удовольствия, радости от созданного изображения.
-Рисование: «Осенний цветок».
Конспект занятий по книге Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 27.
-Лепка: ««Цветок из природного материала». -Предметные картинки по теме;
-Стихи и загадки. Центр продуктивной деятельности
-Трафареты;
- Шаблоны;
-Раскраски;
-Журналы для вырезания.
Даниил: инструктаж по скатыванию пластилина в шар. Учить правильно держать кисть и карандаш.
Музыкальная
-учить передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений;
- развивать музыкальный слух; творческую свободу, умение согласовывать движения с музыкой. -Музыкальная деятельность, музыкально-ритмические движения, слушание, пение.
- Занятие на тему: «В гости к бабушке».
- Музыкально-ритмические игры. - Е. Тиличеева «Я полю, полю лук»;
- Е Карасёва «Паровоз»;
- Муз. Т. Ломовой «Ходит осень».
Центр музыки
-аудиозапись «Времена года»;
-Иллюстрации по теме.
- Музыкальные инструменты. -Ксюша: помощь в движениях танца.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Двигательная
-Учить сохранять устойчивое равновесие при ходьбе по уменьшенной площади опоры;
-выполнять наклоны вперёд, в стороны, приседания, прыжки на обеих ногах с поворотом вокруг себя в чередовании с ходьбой;
-воспитывать желание заниматься спортом;
-выполнять ходьбу друг за другом, бег, ходьбу на носках, перестроение;
-наклоны поочерёдно к правой и левой ноге;
-прыжки на обеих ногах вместе; -Конспекты занятий № 7, 8,9 по книге Л. И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду» стр. 24-26.;
Комплекс гимнастики для глаз «Весёлая неделька».
- Малоподвижная игра:
«Найди себе пару», «Не пропусти мяч», «Автомобили».
- Физкультурный досуг
«В лес за грибами и за ягодами»;
Эстафета «Сбор урожая». Центр Физкульт-Ура
-обручи;
-мячи;
-кегли;
-спортивная скамейка.
-Лев: «Правильная ходьба по лавочке»;
-Ксюша:. «приседания»;
-Ира «Прыжки на двух ногах»;
-Даня: «ходьба на носках». Рекомендации родителям по гимнастике для глаз.
Здоровье
-Привлекать детей к ЗОЖ;
-Формирование правильной осанки, профилактике плоскостопия;
-Работа по закаливанию организма холодными процедурами (мытье рук холодной водой).
-Формировать представления детей о пользе ягод и грибов для человека и как очень вкусных продуктов питания, о лечебных свойствах ягод, фруктов и овощей. -Беседа с детьми. «Почему нельзя употреблять ядовитые грибы и ягоды?»;
-Беседа со старшей медсестрой «Беседа о пользе фруктов».
- Комплекс утренней гимнастики;
-Полоскание горла.
-Чесночные или луковые сухие ингаляции.
- Хождение по массажному коврику. -Картотека пальчиковой гимнастики;
-Картотека подвижных игр;
-Массажная дорожка. -Настя: учить полосканию горла.
Консультация о пользе мелкой моторики.
СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ Игровая
(социализация)
-Развивать активность и самостоятельность мышления.
- Воспитывать бережное отношение к дарам природы.
- Развитие фантазии, познавательных интересов.
- Сюжетно-ролевая игра «Собери урожай».
-Сюжетно-ролевая игра «Поход в лес за грибами»;
-Игра «Охотник и пастух»;
-Игра «Что где растет?»;
-Обыгрывание сказки «Маша и медведь». Центр сюжетно-ролевой игры
-Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Собираем грибы, ягоды».
-Сказка «Репка».
Вероника:учить вовремя говорить свои слова.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
-Формировать навыки дежурства;
-Организовать применение детьми соответствующих трудовых умений, учить выбирать убирать игрушки;
-Воспитывать опрятность. -Беседа на тему: «Как правильно одеваться»;
-Дежурство по столовой, -Уборка в группе;
- Алгоритм одевания на прогулку;
-Закрепление навыков вытирания обуви с прогулки.
- Стаканчики и салфетки;
-Картинки с алгоритмом одевания;
Никита: Моем рот после еды;
Катя: Вытираем ноги после прогулки. -Индивид. консультации по вопросам родителей.
Тема недели : «Дары осени»
«Что знаем?»
«Что хотим узнать?»
«Что можно сделать?»
-«Есть много ягод» (Марк)
-«Осенью люди собирают грибы и ягоды» (Саша Р)
- «За грибами ходят в лес» (Настя)
- «На огороде собирают овощи» (Лев)
- «В саду растут яблоки» (Саша М)
- «Грибы ест белка» (Никита)
-«Сейчас осень» (Рома)
- «Какие ягодки растут в лесу?» (Вероника)
- «Как ягоды называются (незнакомые на картинках?» (Полина)
- «Что ещё в саду растёт?» (Ира)
-«Узнать у воспитателя» (Каталия)
-«Спросить у мамы» (Матвей)
- «Сходить в лес с папой» (Даша)
Тема : «Какого цвета осень?» Сроки: сентябрь, 4-я неделя
Цель: Познакомить с многообразием красок золотой осени, понятием «листопад». Учить различать листья по форме, цвету, размеру. Формировать умение наблюдать и находить изменения в объекте. Воспитывать любовь к природе, трудолюбие.
Итоговое событие: групповая картина «Осеннее дерево».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕОБЛАСТИ Виды деятельности и культурные практики в соответствии с образовательными областями.
Задачи. Совместная деятельность взрослого и детей направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации. Образовательная деятельность
в режимных моментах Организация предметно -пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы (уголки самостоятельной активности) Поддержка индивидуальности ребенка Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Коммуникативная
-Объяснить артикуляцию звука с, упражнять в правильном, отчётливом произношении.
- Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста.
- Познакомить с зерновой культурой – бобами, ввести в активный словарь слова:боб, бобы, бобовое зёрнышко.
-добиваться чёткого произношения звуков в словах и фразах.
- Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки. Комплексное занятие.
«Какого цвета осень».
«Звуковая культура речи: звуки с,сь.»
В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду», стр28-29.
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». -Обсуждение темы недели. Модель 3 вопросов.
-Д/и «Найди ошибку»;«Назови деревья».
Тематический уголок
-Иллюстрации по теме, фотографии;
-«Разрезные картинки»;
Речевой уголок
-Картинки с разным материалом по теме «Деревья»; «Природа осени».
-Активизация словаря – осенний дождь, ливень, гроза.
- «Какая, какой, какое»
-Даша – существительные во множественном числе.
Советы родителям по организации занятий детей дома.
Восприятие художественной литературы и фольклора
- Способствовать эмоциональному восприятию образной основы поэтических произведений.
- Развивать творческое воображение, выразительность речи.
- Воспитывать интерес к литературному творчеству, к фольклорным произведениям.
Чтение:
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
Татарская песенка «Мешок» (пер. Р. Ягафаров, пересказ – Л. Кузьмина).
Пословица: «У страха глаза велики».
Сказки.
Центр книгоиздания
Книга русских народных сказок.
Иллюстрации к сказкам.
Аудиозапись русской народной мелодии.
Игрушки – петушок, курочка, бобы. Катя – помощь в понимании пословицы.
Чтение русских сказок.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Познавательно-исследовательская
- Ознакомление с миром природы.
- Формирование целостной картины мира.
- Познакомить с берёзой – символом России.
- Закладывать основы экологической культуры.
- Развивать творческие способности, эстетическое восприятие.
- Учить рассматривать дерево, находить части дерева, исследовать кору дерева.
- Продолжить формирование петь и играть в хороводные игры под русскую народную мелодию.
Занятие на тему: «Люблю берёзку русскую».
Опыт – как идёт дождь. -Загадки, стихи про берёзку.
- Хороводная игра «Во поле берёзка стояла».
Д/и «Найди свою половинку».
Д/и «Доскажи слово».
«Кто что слышит».
- Наблюдение за осенним дождём.
Д/и «Отгадай растение». Центр природы
-Рассматривание иллюстраций;
-Фотографии берёз и берёзовой рощи.
- Кора дерева.
- Песня «Во поле берёза стояла».
- Пипетки, вода в стакане, губка.
Максим – помощь в определении свойств коры берёзы. Помощь детям в запоминании слов песни «Во поле берёзка стояла».
ФЭМП
- Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры:круг, квадрат, треугольник; познакомить с прямоугольником.
- Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, по цвету, форме, пространственному расположению.
- познакомить с цифрами1,2.
- Учить считать до 2, сравнивать предметы.
- -Конспект занятий по книге И. А. Помораевой, В. А. Позиной «Занятия по формированию элементарных математических представлений», стр. 14-15.
- Конспект занятий по книге «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» стр. 50-51 -Игровая ситуация «К нам приехал цирк».
- И/упр «Найди отличия», «Сравни ленты»,
«Перепрыгнем через дощечки».
Игра «Не ошибись».
Математический центр
-клоуны
-воздушные шары
-ленты
-дощечки
-карточки с шарами
- карточки с цифрами
-кубики
-предметы разной формы Марк – название геометрических фигур.
Ира – счёт до 2.
Счёт до 2. Состав числа 2.
Конструирование
-Развивать представление о видах строительных материалов;
-Развивать творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки. -Конструирование забор высокий и низкий. -Конструирование из геометрических фигур;
-Деревянный конструктор. Центр конструирования
-Деревянный конструктор;
-Дощечки с резинками;
-Лего;
-Пазлы. Каталия – построй ограду для дерева и кустика. Занятие с детьми разными видами конструкторов.
ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ Изобразительная
- Учить работать ножницами, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки.
- Закреплять приёмы аккуратного наклеивания.
- Развивать чувство ритма и цвета.
- Вызывать положительный эмоциональный отклик на созданные изображения.
- Продолжать рисовать деревья, передавая характерные особенности.
- Закреплять приёмы рисования карандашами и красками.
-Рисование:
«На яблоне поспели яблоки»,
«Цветные шары».
Конспект занятий по книге Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 25,30.
-Аппликация: «Красивые флажки». Стр. 25 -Предметные картинки по теме;
-Стихи и загадки.
Геометрические фигуры – овал, круг. Центр продуктивной деятельности
-Трафареты;
- Шаблоны;
-Раскраски;
-Журналы для вырезания. Карандаши, краски.
Андрей – помощь в закрашивании предметов.
Марк – помощь в рисовании круга и овала. Учить- правильно работать с ножницами.
Музыкальная
- Познакомить с творчеством композитора Д. Б. Кабалевского.
- развивать творческое воображение.
- Пробуждать эмоциональный отклик на музыкальное произведение.
- Формировать у детей положи-тельные эмоции при слушании музыки.
- Передавать характер музыки через движение. -Музыкальная деятельность, музыкально-ритмические движения, повторение песенного и музыкального репертуара в игре.
- Занятие на тему: «Играем с клоунами».
Занятие на тему: «В осенем парке».
- Музыкально-ритмические игры. - Е. Тиличеева «Упражнения с листочками»;
-Р. Шуман «Смелый наездник».
- песня «Осень».
Центр музыки
Портрет Кабалевского.
Музыкальные шумовые инструменты.
Кубы мягкие.
Н. Вересокина «Праздник осени в лесу».
Русская народная мелодия. Матвей – помощь в исполнении песни.
Даня – учить различать жанр муз. Произведений (танец, песня, марш)
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Двигательная
-Продолжать учить останавливаться по сигналу воспитателя.
- Упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры.
- Разучить перебрасывание мяча друг другу.
- Развивать ловкость и глазомер.
- Упражнять в прыжках. -Конспекты занятий № 10,11,12 по книге Л. И. Пензулаевой «Физическая культура в детском саду» стр. 26-29.; - Общеразвивающие упражнения «Лесная полянка».
- Малоподвижная игра:
«Где постучали».
- Спорт игры: «У медведя во бору», «Перебрось-поймай», «Успей поймать», «Вдоль дорожки», «Огуречик-огуречик».
Пальчиковая игра «Пять весёлых капелек». Центр Физкульт-Ура
Мячи,
Обручи,
Шнур,
Доска,
Кубики.
-Ката – ходьба по доске.
Никита – перебрасывание мяча.
Контроль за осанкой детей.
Здоровье
-Приобщать к здоровому образу жизни, формировать навыки выполнения оздоровительных упражнений.
- Повторить режим дня.
- Выполнение упражнения для профилактики заболеваний горла. -Беседа с детьми. «Для чего надо полоскать горло?»;
- Комплекс утренней гимнастики;
- Игра-релаксация «Шишки».
-Полоскание горла.
-Обтирание сухой рукавичкой.
- Хождение по массажному коврику. -Картотека физкультминуток;
-Картотека подвижных игр;
-Массажная дорожка. Ксюша – учить правильно пользоваться массажным ковриком.
Использование предметов личной гигиены
СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ Игровая
(социализация)
-Развивать воображение, фантазию, познавательный интерес к дидактическим играм.
- Знакомство с профессией лесник.
-Профессия – лесник.
Игра «В гости к леснику» -Игра «
-Игра «Что где растет?»;
-Обыгрывание сказки «Курочка Ряба». Центр сюжетно-ролевой игры
-Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «В гости к леснику».
-Сказка «Курочка Ряба». Полина – соблюдение правил игры.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
- Самообслуживание.
Гигиенические процедуры.
-Беседа на тему: «Как правильно складывать вещи в шкафчике»;
-Дежурство по столовой, -Уборка игрушек в группе;
- Алгоритм одевания на прогулку;
-Закрепление навыков одевания колготок.
- Стаканчики с салфетками;
Салфетки под тарелки.
-Картинки с алгоритмом одевания;
Настя – учить полоскать рот после еды. -Индивид. консультации по вопросам родителей.
Тема недели : «Какого цвета осень?»
«Что знаем?»
«Что хотим узнать?»
«Что можно сделать?»
-«Сейчас осень» (Саша М.)
-«Осенью красиво» (Ира)
- «Идут дожди» (Марк)
- «Осень золотая» (Полина)
- «Листики все разные» (Каталия)
- «А ёлки зелёные» (Рома)
- «Почему листики разные?» (Даша)
- «Куда птицы улетают» (Артём)
- «Почему листья падают?» (Настя)
- «Долго будет дождь?» (Матвей)
-«Узнать у мамы» (Никита)
-«Посмотреть на улице» (Катя)
- «В книгах увидеть» (Андрей)