Светлана Морозова
Тематическое наблюдение «Белая береза»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формировать любовь к природе, заботливое отношение к ней.
Задачи:
• Выяснить, что дети знают о деревьях.
• Показать, что у березы ест и ствол, и ветки (их много и они разные, и корень, и листочки.
• Подвести к мысли, что береза - единственное дерево с белой карой.
• Дать представление о том, что кора защищает от солнца, мороза и ветра.
• Учить определять возраст березы.
Публикация «Тематическое наблюдение „Белая береза“» размещена в разделах
- Береза. Все на тему березок для детей
- Береза. Наблюдения на прогулке
- Деревья и кустарники
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
• Показать связь с живой и не живой природы и факторы, влияющие на жизнедеятельность березы.
• Познакомить с историей использования березы.
• Воспитывать чувство ответственности.
• Продолжать учить делать умозаключения.
Содержание работы
На территории детского сада растут березы. Дети выходят на прогулку и всегда проходят мимо белоснежных красавиц. И каждый раз я слышу от них многократное а почему?
И вот мы организовали тематическое наблюдение «Белая береза».
Дети рассматривают березу, трогают ствол руками, обходят кругом, любуются ее красотой и стройностью.
Беседа:
• Какие деревья вы знаете?
• Деревья – живые? А почему вы так думаете?
• Какие деревья растут у нас на участке?
• Какие деревья встречаются вам по пути в детский сад?
• Чем деревья отличаются от других растений? И т. д.
После беседы обратить еще раз внимание детей на березу.
Показать, что у березы есть ствол, он, чаще всего, стройный, а, чем береза старше, тем ствол толще. Ветки у березы растут макушками к верху, т. е. к солнцу. Ветки у березы разные : внизу – длинные, а вверху, наоборот, короткие. На березе много нежных листочков, которые «добывают» себе пищу из почвы. А помогает ей ее могучий корень, который прорастает глубоко в землю. Только у березы кора белого цвета, потому что в каре березы есть особое вещество – бетулин. Он окрашивает кору в белый цвет. Белая кора защищает ствол от солнца, так как белый цвет отражает солнечные лучи. Предложить детям потрогать ладошками ствол березы (он прохладный).
Кора защищает так же и от ветра, и от холода, ведь в коре есть пробковая ткань – она не пропускает наружу ни воду, ни воздух. На каре часто выделяются темные точки и полоски, через них береза дышит : в жару они открываются и пропускают воздух к корням.
Рассматриваем кору березы.
По каре можно определить возраст дерева: чем кора толще и тверже, тем дерево старше. Еще по каре можно определить – больное дерево или здоровое. Посмотрите на обратную сторону коры, на ней много ходов, проделанных насекомыми (дети делают выводы).
Ребята, у нас сегодня безветренный день. А как ветки березы качаются в ветреную погоду? Давайте покажем (имитируем движения веток руками).
Ребята, а чем организм человека схож с деревом? (ответы детей).
Правильно. У людей по сосудам движется кровь, помогает ей в этом сердце. У деревьев есть что – то вроде крови – это сок: он движется по стволу и помогает дереву расти, быть здоровым и красивым. Вспомните, как весной мы наблюдали за капающим соком с веток. А если забрать весь сок, что произойдет с деревом? Оно погибнет. Летом, когда солнце пригревает, сок в дереве течет быстро – быстро. Но придет осень, солнышко меньше будет греть, и сок по стволу березы будет двигаться медленнее. Лесные обитатели с удовольствием пьют сок. Например, дятел, пробивает своим крепким клювом в коре отверстие и лакомится влагой. Любят березовый сок и медведи, и муравьи, и бабочки. Человек тоже пьет березовый сок.
Как называется место, где растет много берез? (Березовая роща.) Каким образом она появляется? (Ответы детей.) К концу лета у березы на месте цветков, мы их видели весной, образуются семена. Когда они созревают, то падают на землю, а ветер и птицы их разносят. Весной семена прорастают, вот так появляется березовая роща. А в этой роще растут грибы, которые называются подберезовики, у них серая ножка и коричневая шляпка.
МОНОГРАММА без чего береза не может жить.
Дерево не может жить без света. Свет помогает окрашивать листья в зеленый цвет, поэтому береза растет там, где много солнца. Она не может жить и без тепла, так как от количества тепла зависит начало появления листочков. Деревья пьют воду, как и люди. Воду дерево получает с дождем, с талой водой, пьет ее из земли. Деревья, как и мы – дышат. А дышат они через отверстия листочков и черные точки на коре. От грязного воздуха деревья погибают. Им, как и человеку, нужен чистый воздух. А без птиц дерево погибнет, ведь птицы уничтожают насекомых, которые причиняют вред деревьям. Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для роста растений. Ветер переносит семена.
Кто знает, чем полезна древесина березы? Делают бумагу, мебель, фанеру, лыжи, из листьев - зеленую и желтую краску, из почек – лекарство. А наши предки березовой лучиной освещали дома, березовым соком лечились, мастерили игрушки, из бересты делали лукошки для ягод, туески для воды, на ней писали.
Ребята, осмотрите наших красавиц еще раз повнимательней. Что вы видите? (ответы детей.) Чем мы можем им помочь? Надо ухаживать за деревьями, оберегать от вредных насекомых, не лазить по деревьям, не ломать ветки и не обрывать листочки. Любить и восхищаться красотой белостволых красавиц.
Свою любовь и восхищение о белых красавицах, народ воспевал в песнях, описывал в стихах, хороводы водили вокруг березы.