Зоя Бурцева
Тематический проект «Безопасная дорога для ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : тематический, долгосрочный (3 года).
Участники: воспитанники ДОУ, воспитатель, музыкальный руководитель, родители группы, инспектор ГИБДД
Вид проекта : групповой.
Основание для разработки:
• Проект обеспечивает достижение конкретных результатов.
• Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.
• Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности.
Темочки:
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. Правила дорожного движения
- ПДД. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Цель: Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
1. Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.
2. Знакомить детей с разными видами транспорта, их особенностями.
3. Знакомить детей с трудом водителя некоторых видов транспорта.
4. Расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке. Знакомить с понятием:«пешеход», «наземный (подземный) переход».
5. Учить выполнять требования сигналов светофора: красный (стой, красный и желтый одновременно (скоро загорится зеленый); зеленый (иди, мигающий зеленый и желтый (скоро загорится красный).
6. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
7. Расширять словарный запас детей по дорожной азбуке.
8. Повышать компетентность родителей по вопросам соблюдения ПДД.
Ожидаемый результат:
Воспитанник: - осознанно выполняющий правила дорожного движения в дорожно-транспортном процессе;
- знающий значение дорожного знака «Дорожный переход» и сигналы светофора, их схематическое изображение;
- имеющий представления об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
Родитель: - имеющий необходимый уровень знаний и умений по правилам дорожного движения, осознающий важность безопасного поведения на дорогах всех участников дорожного движения;
- повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения через участие в проектной деятельности, развлечениях, подготовке презентаций.
Актуальность
В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своим поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Жажда знаний, желание открывать что-то новое, ставит наших любопытных детей перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками Правила дорожного движения, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения.
Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных формах. Причём большая часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой. Ведь в ребёнке уже от природы заложена игра, у детей очень хорошо развито воображение, и именно только яркие моменты оставляют в сознании детей нужный пласт знаний, так необходимых ему
Вот почему с самого раннего возраста необходимо знакомить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека.
В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании. Нет единой системы по обучению детей правилам дорожного движения, охватывающей все стороны деятельности дошкольников.
В тесном сотрудничестве с родителями мной был разработан и представлен проект по теме : «Безопасная дорога для ребенка».
Модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса с целью формирования у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Работа по проекту включает три этапа :
Организационный этап.
(октябрь, ноябрь 2020г.)
1. Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
2. Составить конспекты бесед и экскурсий, сценарии праздников и развлечений, викторин, интерактивной площадки.
3. Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
4. Провести анкетирование родителей.
5. Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
6. Обновить развивающую среду. Провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе.
Практический этап.
(декабрь 2020г. - март 2023г.)
1. Внедрить перспективное планирование по работе с детьми.
2. Внедрить новые формы работы с детьми.
3. Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.
4. Провести консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного пешехода.
5. Осуществить контроль реализации проекта.
Заключительный этап.
(апрель 2023 г. - май 2023 года)
1. Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.
2. Обработать результаты реализации проекта.
3. Оформить методические рекомендации: «Каждый родитель – пример для подражания!», «Только совместно можно добиться хороших результатов!», «Научите детей!», «Правила и безопасность дорожного движения»
4. Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов.
Для реализации проекта разработан план мероприятий, осуществляемый в свободной деятельности, вне занятий, через игры, развлечения.
План мероприятий в рамках проекта «Безопасная дорога для ребенка»
Раздел программы Группы Содержание работы Источник информации
Ознакомление с окружающим
Цель: познакомить детей с правилами ПДД, расширить словарь по данной теме, воспитывать интерес к теме. Средняя группа 1. Беседа «Быть примерным пешеходом»
2. Наблюдение «Машины на нашей улице»
3. Встреча с шофером
4. Рассматривание плакатов по ПДД «Осторожно дорога» Конспект
Э. Ю. Степанкова «Дошкольникам о правилах дорожного движения»
Беседа- разговор
Плакаты
Старшая группа 1. Беседа «Что такое транспорт»
2. Путешествие в прошлое «Автомобиль»
3Фильм «Осторожно дорога»
4. Встреча с инспектором ГИБДД «Что должен знать о ПДД» Конспект
Ю. М. Коссай
«Про дороги и про улицы»
Диск
Беседа- разговор
Подгот.
Группа 1. Видео – экскурсии «Улицы Якутска»
2. Беседа «Пассажир»
3. Мультфильм «Правила движения»
4. Беседа с водителем автобуса «Труд шофера и как себя вести в транспорте» Диск
Конспект
Диск
Беседа- разговор
Игровая деятельность
Цель: обогащать и закреплять знания детей по ПДД через развивающие игры и игровые ситуации.
Средняя группа 1. Дидактическая игра «Научи нас светофор»
2. Настольная игра
«Найди пару»
3. Дидактичкая игра
4. Макет. Игра «Что будет если?»
5. Сюжетно-ролевая игра «Автобус» Наталья Губанова
«Развитие игровой деятельности»
Л. Б. Баряева «Азбука дорожного движения»
Журнал «Воспитатель ДОУ» №3/08с. 41
Старшая группа 1. Дидактическая игра
«Наша улица»
2. Разрезные картинки
3. Дидактическая игра
«Назови знак»
4. Сюжетно-ролевая игра «Мы водители»
5. Игра на макете «Правила движений» Наталья Губанова
«Развитие игровой деятельности»
Л. Б. Баряева «Азбука дорожного движения»
Журнал «Воспитатель ДОУ» №3/08с. 41
Подгот. Группа 1. Игра
«Дорожные знаки»
2. Дидактическая игра
«Найди лишние»
3. Викторина «Дорожная грамота»
4. Настольная игра «Путешествие по городу»
5. Сюжетно-ролевая игра «Перекресток» Наталья Губанова
«Развитие игровой деятельности»
Л. Б. Баряева «Азбука дорожного движения»
Журнал «Воспитатель ДОУ» №3/08с. 41
Ознакомление с художественной литературой
Цель: уточнить и расширить знания детей по ПДД через художественную литературу. Развивать внимание, воображение, мышление. Средняя группа 1. С. Михалков «Моя улица»,
2. Лебедева-Кумача «Про умных зверюшек»,
3Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице»
4. Прокофьев, Г Сапгир «Мой приятель — светофор»
5. Б. Б. Житков «Что я видел».
6. Просмотр видеофильма «Детям о ПДД» Хрестоматия.
Книги с данными произведениями, иллюстрации к ним.
Диск.
Старшая группа 1. Н. Носов «Автомобиль»
2. Дружинина М. «Наш друг светофор»; «Правила поведения на улице»,«Правила езды на велосипеде»
3. Иванов А. «Азбука безопасности»
4. Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков»
5. Серяков И. «Улица полна неожиданностей» Хрестоматия.
Книги с данными произведениями, иллюстрации к ним.
Подгот.
Группа 1. А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили».
2. С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа-милиционер»
3. Е. Житков «Светофор»
4. Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы» Хрестоматия.
Книги с данными произведениями, иллюстрации к ним.
Диск.
Развитие речи
Цель: Способствовать формированию культуры поведения на дорогах.
Развивать свободное общение со взрослыми и детьми. Развивать все компоненты устной речи детей ; связную речь Средняя группа 1. Разговор по сказке С. Михалкова «Бездельник светофор»
2 Речевая игра экспериментирование «Я водитель»
3. Беседа «Безопасность на дороге» Э. Ю. Степанкова «Дошкольникам о правилах дорожного движения»
Л. Б. Баряева «Азбука дорожного движения»
Интернет ресурсы.
Старшая группа 1. Беседа с рассматриванием иллюстраций, картин «Три цвета светофора», «Наш друг светофор», «Дорожные знаки и их назначение».
2. Решение проблемных ситуаций: «Чего не должно быть», «Как правильно перейти через дорогу?»
3. Составление творческих рассказов «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?».
4. Отгадывание загадок о ПДД Э. Ю. Степанкова «Дошкольникам о правилах дорожного движения»
Л. Б. Баряева «Азбука дорожного движения»
Интернет ресурсы.
Подгот.
Группа 1. Загадывание загадок (ПДД)
2. Рассматривание, беседа, иллюстраций
«Дорожные знаки», «Дети и дорога»
3. Разговор с инспектором ПДД
4. Составление рассказа по сюжетным картинкам «Безопасность на дороге» Э. Ю. Степанкова «Дошкольникам о правилах дорожного движения»
Л. Б. Баряева «Азбука дорожного движения»
Интернет ресурсы.
Художественно-эстетическое развитие
Цель: развивать чувство композиции, учить детей гармонично располагать задуманный рисунок на плоскости листа. Воспитывать умение самостоятельно использовать имеющиеся знания и отработанные ранее изобразительные навыки. Средняя группа 1. Рисование «Дорога для автомобиля»; «Наша улица»; «Папина машина»; «Специальные машины»
2. Аппликация «Мой друг светофор»;
«Грузовик»; «Переход»
3. Конструирование
«Улица»- конструирование из строительного материала;
«Автобус»; «Макет улицы» (из коробок); Л. В Куцакова «Конструирование и ручной труд»
Т. Н. Дронова «Рисование, лепка, аппликация»
Т. С Комарова «Занятие изодеятльности в детском саду»
Старшая группа 1. Рисование: «Как нельзя вести себя на улице», «Моя улица»; «Нарисуй, какие ты знаешь дорожные знаки»; «Перекресток с потоком машин»
2. Аппликация: «Троллейбус»» ;«Знаки на нашей улице» «Железнодорожный переезд».
3. Конструирование: моделей транспорта
«Мы поедем, поплывем, полетим»; «Автотехцентр»(из конструктора ЛЕГО)
Л. В Куцакова «Конструирование и ручной труд»
Т. Н. Дронова «Рисование, лепка, аппликация»
Т. С Комарова «Занятие изодеятльности в детском саду»
Подгот.
Группа 1. Рисование:«Дорожные знаки»; «Машины едут по дороге» ; «Придумай новый дорожный знак», «Улицы города»;
2. Аппликация: «Дорожный знак», «Веселый светофор»; «Автобус»; «Дорога».
3. Конструирование:
«Улица нашего города»; «Автомашины»;«Изготовление дорожных знаков». Л. В Куцакова «Конструирование и ручной труд»
Т. Н. Дронова «Рисование, лепка, аппликация»
Т. С Комарова «Занятие изодеятльности в детском саду»
Музыкальная, театрализованная деятельность
Цель: повторить правила дорожного движения : значение сигналов светофора, правила безопасности на улицах и дорогах, дорожные знаки.
Воспитывать у детей желание изучать и соблюдать правила дорожного движения. Доставить детям радость и удовольствие. Средняя группа Развлечение «В гостях у Светофора» Сценарий
Старшая группа Развлечение «В стране Светофор и Я» Сценарий
Подгот.
Группа Развлечение «Очень важно детям знать правила дорожные» Сценарий
Работа с родителями
Цель: Расширение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах. Повышение знаний по безопасности; взаимосвязь с родителями по созданию совместных
проектов.
Средняя группа 1. Диагностика знаний и навыков детей и анкетирование родителей по вопросам соблюдения ПДД.
2. Конкурс плакатов : «Я расту примерным пешеходом»
3. Консультация для родителей
«Безопасность детей - забота взрослых»
4. Изготовление стенда «ПДД» и папки-передвижки для родителей:
• «Приёмы обучения юного пешехода»,
• «Самый внимательный пешеход»,
5. Проект «Рисуем маршрутные листы»
Старшая группа 1. Изготовление папки-передвижки для родителей:
• «О правилах дорожного движения»
2. Консультации :
• «Ваш ребёнок на улице. Родитель, помни!»
• «Родителям – о безопасности дорожного движения»,
• «Три закона безопасности пешехода на дороге»
3. Конкурс «Макет автомобиля из бросового материала»
Подгот.
группа • 1. Консультации: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения», «Ребёнок на улицах города».
• 2. Практикум «Как поступить в данной ситуации?»
• 3. Размещение информации в родительском уголке: «Памятка по правилам дорожного движения-обучение детей наблюдательности на улице», «Это нужно знать».
4. Дискуссия «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?»
5. Конкурс совместного творчества
«Дорожная Азбука»
Подведение итогов проекта игра - викторина“ В страну дорожных
знаков”
•