Татьяна Еремеева
План проверки «Организация и эффективность работы по проблеме социально-нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
План тематической проверки
Организация и эффективность работы по проблеме социально-нравственного воспитания дошкольников.
Цель: Определить эффективность работы по социально-нравственному воспитанию дошкольников.
Сроки проведения : с 29 октября по 9 ноября 2018 года.
Содержание контроля Методика организации
1. Программно-методическое обеспечение педагогического процесса Анализ программно-методического обеспечения
Публикация «План проверки „Организация и эффективность работы по проблеме социально-нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
2. Умение воспитателя создать предметно-развивающую среду Изучение и анализ предметно-развивающей среды
3. Системность и целенаправленность планирования совместной деятельности педагога с детьми по проблеме социально-нравственного воспитания Анализ воспитательно-образовательной работы по социально-нравственному воспитанию
4. Знание теоретических аспектов социально нравственного воспитания Анализ проведения организованной образовательной деятельности
5. Социально – нравственное воспитание в процессе ООД Анализ занятий ООД
6. Наличие перспективного плана работы Анализ планирования деятельности
7. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме Карта анализа наглядной информации для родителей по данному вопросу
Аналитическая справка
по результатам тематического контроля
«Организация работы по социально-нравственному воспитанию детей в ДОУ»
Дата проведения контроля : с 29 октября по 9 ноября 2018 года.
Объекты контроля: группы детского сада
Проверяющие : Старший воспитатель Еремеева Т. Л.
Цель: изучить состояние воспитательно-образовательной работы по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Методы:
Наблюдение за процессом совместной деятельности педагога и детей; самостоятельной деятельностью детей.
Анализ пространственной предметно-развивающей среды для социально-нравственного воспитания дошкольников.
Изучение и анализ документов, представленных педагогическими работниками ДОУ.
Собеседование с педагогами дошкольного образовательного учреждения.
Анализ проведения занятий по социально – нравственному развитию дошкольников.
Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.
В соответствии с годовым планом работы ДОУ на 2018-2019 учебный год был проведен тематический контроль в группе раннего возраста, младшей – средней группе и старшей – подготовительной к школе группе.
В ходе собеседования выявлено, что все педагоги ориентируются в вопросах социально-нравственного воспитания детей в соответствии с их возрастными возможностями, осведомлены о содержании данной работы и механизмах реализации задач социально-нравственного развития дошкольников в различных видах деятельности.
Наблюдение за процессом совместной деятельности педагога и детей показало наличие последовательности и систематичности в работе по социально-нравственному воспитанию дошкольников. Содержание работы по данному направлению успешно интегрируется со всеми образовательными областями в процессе соответствующей деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, трудовой, познавательно – исследовательской, изобразительной в соответствии с ФГОС ДО. Педагоги используют разные формы работы с детьми : дидактические игры такие, как «Узоры родного края», «Путешествие по посёлку»; занятия – «Дымковская игрушка» (старшие группы, «Гуси-лебеди» (младшая - средняя группа); беседы: «Дружба», «Доброта», «Моя семья» (все группы, «Природа родного края» (подготов. группа, ;проводят Дни хорошего поведения (младшая – средняя группа); экскурсия в краеведческий музей (старшая - подготовительная группа); просмотр фильмов – «Путешествие» (старшая - подготовительная группа) и мультфильмов данной направленности; чтение художественной литературы; проведение акций, например, «Спеши делать добро» (младшая - средняя группа, экологическая акция «Сделаем!» (младшая – средняя и старшая – подготовительная группы); знакомство с народными ремеслами, декоративно-прикладным искусством изготовление дымковских игрушек (старшая – подготовительная группа); организация выставок рисунков (совместная деятельность детей и родителей) – «Профессия моих родителей» (старшая - подготовительная группа).
Анализ форм работы с детьми показал что, дети отличают хорошие поступки от плохих, выделяют положительных и отрицательных героев, определяют, какие качества человека являются наиболее ценными, используют в речи вежливые слова, речевые обороты, умеют вежливо обратиться с просьбой, знают разнообразие «волшебных слов». У дошкольников имеются представления о традициях и обычаях сложившихся в семьях, о природе родного края. Но можно заметить и то, что дети испытывают трудности в рассказах о своей семье, семейных традициях, имеют не четкие представления о символике Российской Федерации.
В самостоятельной деятельности дети играют в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Поликлиника», «Детский сад»; рисуют, лепят в уголках изодеятельности; инсценируют сказки; рассматривают иллюстрации в книжных уголках; играют в разнообразные дидактические игры.
Большая работа ведётся и в книжных уголках, куда воспитатели помещают книги и иллюстрации о природе России, о правилах поведения в природе, обществе; о достопримечательностях родного края, села. В старшей – подготовительной к школе группе имеется уголок, где расположена символика Российской Федерации и Республики Башкортостан.
В группах функционируют центры театрализованной деятельности, где дети могут творчески выразить свое мнение и отношение к тому или иному поступку, инсценировать сказку.
Имеется достаточное количество дидактических игр, развивающая среда пополняется картотекой сюжетно-ролевых, подвижных, народных игр. Но, несмотря на это развивающая среда требует пополнения и обновления.
Оценка системы планирования работы с детьми свидетельствует о соблюдении требований программы, учете возрастных особенностей, систематичности изучаемого материала по социально-нравственному воспитанию. В календарных планах работы воспитатели планируют беседы о нравственном воспитании детей, чтение литературы по данному направлению, разучивание стихотворений, потешек, направленные на расширение и активизацию словаря детей, кругозора. Для проявления детьми творчества планируются сюжетно-ролевые и народные игры, музыкально-театрализованная деятельность.
Анализ проведенных занятий ООД показал, что педагоги в процессе своей деятельности используют малые фольклорные формы, знакомят детей с русским бытом (в группе раннего возраста изготовили печку, люльку, учат как вести себя с другими детьми в группе (младшая- средняя, старшая - подготовительная группа) целью занятий ставят формирование доброжелательных и положительных отношений со сверстниками и старшими, понимание причин поступков людей, побуждение к осмыслению общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к товарищам, членам семьи, чужим людям.
Работа с родителями по социально-нравственному воспитанию дошкольников осуществляется через: наглядную агитацию - информационные стенды для родителей, папки-передвижки на тему «Роль семьи в социально-нравственном воспитании детей» (младшая - средняя группа, «Проблемы личностного воспитания» (старшая – подготовительная группа); выставки детских работ (старшая - подготовительная группа); через индивидуальные беседы (все возрастные группы, консультации, анкетирование (все группы); тренинг с родителями на тему поведения детей и реакция родителей на детское упрямство и капризы (младшая - средняя группа).
Выводы по тематическому контролю:
Воспитательно-образовательная система, сложившаяся в ДОУ по социально-нравственному развитию личности дошкольника содействует целостному духовно–нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.
Педагоги используют в работе по данному направлению методы и приемы, способствующие формированию нравственного поведения и сознания личности дошкольников.
Рекомендации:
- Педагогам продолжать работу по социально-нравственному воспитанию детей, изучать современные технологии и применять их в своей образовательной работе.
Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели групп.
- Продолжать обогащать пространственную предметно-развивающую среду по данному направлению.
Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели групп.
- Особое внимание уделить формированию у дошкольников представлений о своей семье, семейных традициях и обычаях, символике Российской Федерации.
Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели групп.
- продолжать осуществлять работу с родителями по данной теме через разнообразные формы взаимодействия.
Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели групп.
старший воспитатель Т. Л. Еремеева.