Кристина К
Тематический и перспективный планы экспериментальной деятельности в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тематический и перспективный планы экспериментальной деятельности в средней группе.
Тема (опыты) Материал
Тема № 1 «Свойства песка» (песок, глина)
Опыт №1
«Удивительный песок»
три стеклянных баночки (первая с сухим, вторая с влажным песком, третья с прозрачной водой, лопатка, пластина из оргстекла, магнит, лупа, карандаши на каждого ребенка.
Опыт №2
«Сухой песок может сыпаться»
емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, сито.
Опыт №3.
«Мокрый песок принимает любую форму»
песок, вода, формочки.
Публикация «Тематический и перспективный планы экспериментальной деятельности в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
Опыт № 4.
«Глина».
глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, емкости.
Опыт № 5.
«Песок и глина - наши помощники»
песок, глина, листы бумаги, 1 – минутные и 5 – минутные песочные часы.
Тема №2 «Ветер», «Воздух»
Опыт № 1
«Что в пакете» полиэтиленовые пакеты.
Опыт № 2
«Игра с соломинкой»
трубочки для коктейля (или от чупа – чупса, емкость с водой.
Опыт № 3
«Пузырьки - спасатели»
стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
Опыт № 4
«Поиск воздуха»
султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.
Опыт №5
«Ветер»
прозрачная банка с тонким слоем песка, которая закрыта крышкой со вставленной в нее полиэтиленовой бутылкой.
Опыт № 6
«Танец горошин»
вода, горошина, емкость для воды, трубочка, салфетка.
Тема №3 «Вода, снег, лед»
Опыт № 1
«Узнаем, какая вода»
три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением араматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.
Опыт № 2
«Где быстрее?».
варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики.
Опыт №3
«Взаимодействие воды и снега».
мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная, уровень воды отмечен меткой, снег, тарелочки, мерные ложки (или совочки).
Опыт № 4
«Способность отражать предметы»
таз с водой.
Опыт № 5
«Прозрачность воды»
две баночки с водой, набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки, металлические предметы).
Опыт № 6
«Вода жидкая, поэтому может разливаться»
кукла, стакан с водой.
Опыт №7
«Вода может литься, а может брызгать». лейка с водой, пульверизатор.
Опыт № 8
«Окрашивание воды»
емкость с водой (холодной и теплой, кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики, 2-3 небольших предмета, ложка.
Опыт № 9
«Цветные льдинки»
цветная льдинка, емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.
Опыт № 10
«Вода бывает теплой, холодной, горячей»
вода (холодная, теплая, горячая, три кусочка льда, три стаканчика.
Тема № 4 «Свойства разных материалов»
Опыт №1
«Волшебный круг»
цветовые волчки.
Опыт № 2
«Волшебная кисточка»
красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров.
Опыт № 3
«Легкий - тяжелый» два сказочных персонажа, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»).
Опыт №4
«Угадай-ка 1»
предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины, матрешки, мячи и т. д., мешочек, непрозрачные коробочки одного размера.
Опыт №5
«Угадай-ка 2» предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева (без пустот внутри, металла, поролона, пластмассы, емкость с водой, емкость с песком, шарики из разного материала, покрытые одинаковой краской.
Опыт №6
«Мы - фокусники»
рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри.
Опыт №7
«Волшебная рукавичка» магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.
Опыт №8
«Веселая полоска» полоска мягкой бумаги, лист бумаги, карандаши.
Опыт №9
«Мой веселый, звонкий мяч»
таз с водой, маленький резиновый мячик, салфетка, карандаши, листы бумаги.
Опыт №10
«Узнай все о себе, шарик»
воздушные шарики (два надутых, один сдутый, резиновые перчатки, резинка для волос, кусочек бумаги и ткани.
Опыт №11
«Стеклянный город»
краски разных цветов, стеклянные стаканчики, стеклянные трубочки, спиртовка, предмет из оргстекла.
Опыт №12
«Чудесные спички»
вода, 5 спичек, пипетка, блюдце.
Тема № 5 «Солнечный свет»
Опыт № 1
«Свет повсюду»
иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.
Опыт № 2
«Теневой театр»
оборудование для теневого театра.
Опыт № 3
«Черное - белое»
салфетки из ткани белого и черного цвета.
Опыт № 4
«Солнечные зайчики»
вода, зеркало, баночка, пластинка из нержавеющей стали.
Опыт № 5
«Радуга»
вода, миска, зеркало, белый лист бумаги.
Тема №6 «Растительный мир»
Опыт № 1
«Растениям легче дышится…» клумба, лейка с водой.
Опыт № 2
«Что любят растения»
два – три одинаковых растения, предметы ухода, алгоритм деятельности, дневник наблюдения.
Опыт № 3
«Где живут зернышки»
колоски, подносы.
Опыт № 4
«Хитрые семена»
семена бобов, кабачков, земля, две баночки, палочка, лейка, салфетки из марли, маленький контейнер, лист бумаги, карандаши.
Тема № 7 «Человек»
Опыт № 1
«Исследование природы с помощью органов чувств»
повязка на глаза.
Опыт № 2
«Ящик ощущений»
коробка, закрывающаяся со всех сторон, разнообразные предметы.
Опыт № 3
«Откуда берется голос»
линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.
Опыт № 4
«Что звучит?»
дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.
Опыт № 5
«Как согреть руки»
варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.
Опыт № 6
«Похититель варенья»
измельченный ножом карандашный грифель, скотч, белая бумага.
Рассмотрим некоторые опыты по темам.
Тема № 1 «Свойства песка» (песок, глина)
Опыт №1
«Удивительный песок»
Задачи: познакомить детей со свойствами и качеством песка, его происхождением; развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость.
Материал: Три стеклянных баночки (первая с сухим, вторая с влажным песком, третья с прозрачной водой, лопатка, пластина из оргстекла, магнит, лупа, карандаши на каждого ребенка.
Описание
- Дети, вы любите бегать по песку босиком? (Да).
Где его можно увидеть? (ответы).
- Давайте сегодня с вами поэкспериментируем с песком.
Проведем первый эксперимент. Что такое песок?
Из чего он состоит?
Обследуем сухой песок пальцами; насыплем его на пластину, рассмотрим в лупу; опустить в песок магнит, появившиеся на нем мелкие частички металла рассмотрим в лупу.
Вывод. Песок-это очень-очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера; в песке можно найти мелкие частички металла.
Второй эксперимент. Почему песок тонет?
В банку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его.
Что происходит? (Песок оседает).
На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду. Что произойдет? (Песочная пыль, растворившись окрашивает воду).
Вывод. Песок тяжелый - он опускается на дно банки; пыль легкая - осталась
на поверхности, при размешивании окрасила воду; мокрый песок меняет цвет.
Дети подводят итоги. Песок это мелкие камешки разного цвета, формы и размера; они тяжелые - тонут в воде; песочная пыль легкая - плавает на поверхности воды, если размешать ее она растворится и окрасит воду)
Опыт № 4.
«Глина».
Задачи: формировать у детей умение узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (моется, бьется, размокает).
Материалы: глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, емкости.
Описание. Педагог организует выставку глиняных игрушек. Как вы думаете, из чего сделаны эти игрушки, какой материал был при этом использован? (Глина). Педагог обращает внимание детей на подставки с лежащими на них кусочками глины. Что можно из них вылепить и почему? (шар, лепешку, колбаску и т. д., потому что глина мягкая, пластичная, ее можно мять). Дети принимаются за работу. Затем под руководством педагога кладут небольшой кусочек глины в емкость с водой и наблюдают за его размоканием. Педагог демонстрирует детям предмет из глины (приготовленный ранее и уже высушенный, как законченный вариант, и показывает, как легко он разбивается. Вывод. Глина мягкая, пластичная, застывает. Застывшая глина может разбиться.
Тема №2 «Ветер», «Воздух»
Опыт № 1
«Что в пакете»
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Игровой материал: Полиэтиленовые пакеты.
Ход игры: Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание на то, что когда открывает пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает почему, кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
Опыт № 2
«Игра с соломинкой»
Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Игровой материал: Трубочки для коктейля, емкость с водой.
Ход игры: Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают или выдувают). Взрослый предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. А затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить, новой краской третий шарик и назвать получившийся цвет.
Тема №3. «Вода, снег, лед»
Опыт № 1
«Узнаем, какая вода»
Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
Игровой материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением араматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.
Ход игры: Взрослый показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две – тяжелые, в одной из тяжелых емкостей окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй – вода, а в третьей – чай. Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что находится в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.
Опыт № 2
«Где быстрее?».
Цель: Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —вода, вода — лед).
Игровой материал: Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики.
Ход игры: Взрослый вместе с детьми изготавливает на прогулке фигурные льдинки, вносит их в группу, рассматривает (они твердые, холодные). Выясняет, можно ли их сделать теплыми; где можно их согреть ( проверяют все предположения детей: батарея, варежки, ладошки, емкости с горячей водой, свеча и т. д., раскладывая льдинки на десять минут в разные места). Помещают одинаковые по размеру льдинки в целлофановые мешочки. Один — берут в руку, другой — прячут в варежку. Через пять минут выясняют, почему льдинка в руке исчезла (от тепла руки она превратилась в воду). Уточняют, изменилась ли льдинка, лежащая в варежке, и почему (льдинка почти не растаяла, потому что в варежке нет тепла). Определяют, где быстрее льдинка превратится в воду (там, где больше тепла: свеча, батарея, рука и т. д.).
Тема № 4 «Свойства разных материалов»
Опыт №1
«Волшебный круг»
Цель: Продемонстрировать образование цветов: фиолетового, оранжевого, зеленого, двух оттенков синего на светлом фоне.
Игровой материал: Цветовые волчки.
Ход игры: Взрослый вместе с детьми изготавливает цветовые двухсторонние волчки: круг делится на 16 секторов, проходящих по диаметру (через центр); сектора окрашивают поочередно в цвета, которые при соединении образуют нужный цвет (синий и желтый — зеленый, белый и синий — голубой и т. п.); в центре круга делают два отверстия, через которые протягивают шнур (круг можно также поделить на 2—3 части внутренними кругами, в которых сектора будут окрашены в другие цвета; в этом случае круг будет демонстрировать образование нескольких цветов). Затем взрослый предлагает детям назвать цвета в круге и закрутить круг в одном направлении, держа шнур руками (это могут делать два ребенка). Когда шнур будет максимально закручен, отпустить круг. Дети выясняют, что происходит : кругом (он раскручивается в обратную сторону); что происходит с цветовыми дорожками (они изменили свой цвет). Дети называют цвета, а после остановки волшебного круга выясняют, из каких цветов они получились.
Опыт № 2
«Волшебная кисточка»
Цель: Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).
Игровой материал: Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров.
Ход игры: Взрослый знакомит детей с волшебной кисточкой и предлагает им закрасить на листах с контурами по два шарика, как на образце. Взрослый рассказывает, как краски поспорили о том, кто из них красивее, кому закрашивать оставшийся шарик, и как волшебная кисточка их подружила, предложив краскам раскрасить оставшийся шарик вместе. Затем взрослый предлагает детям смешать на палитре краски (в соответствии с пиктограммой, закрасить
Опыт №4
«Угадай-ка 1»
Цель: Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.
Игровой материал: Предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины, матрешки, мячи и т. д., мешочек, непрозрачные коробочки одного размера.
Ход игры: Дети рассматривают пары предметов, выясняют, чем они похожи и чем отличаются (это мячи, немного отличающиеся друг от друга по размеру). Взрослый предлагает детям поиграть в «Угадайку» — поместить все игрушки в коробочку и, вынимая по одной, определить на ощупь, какая это игрушка — большая или маленькая. Далее предметы помещают в один мешочек. Взрослый предлагает достать тяжелый или легкий предмет и выясняет, как догадались (если большой предмет, то он тяжелый, а если маленький — легкий).
Опыт №10
«Узнай все о себе, шарик»
Задачи: продолжить знакомить детей с резиной, ее качествами и свойствами; устанавливать связи между материалом и способом его употребления.
Материал: воздушные шарики (два надутых, один сдутый, резиновые перчатки, резинка для волос, кусочек бумаги и ткани.
Описание. Педагог вносит в группу воздушный шарик. К нам в гости прилетел воздушный шарик. Он хочет, чтобы вы рассказали о нем, так как сам он о себе ничего не знает. Помогите шарику узнать, из какого материала он сделан. (шарик резиновый). Педагог ставит проблемный вопрос. Чем резина отличается от бумаги, ткани. Потрогайте шарик. Какая резина? С помощью манипулятивных действий дети выясняют, что резина мягкая, гладкая. Покажите, каким маленьким может быть шарик. Дети спускают воздух из шарика. Нет, нет, шарик не соглашается, возмущается, просит надуть его. Педагог надувает шарик и предлагает каждому ребенку надуть воздухом их шарики. Если шарик растягивается, то о каком свойстве резины можно говорить. (Резина эластичная). Дети говорят шарику. что его называют воздушным шариком, так как у него внутри воздух. шарик при помощи педагога «предлагает» помыть его в воде. Дети моют шарик, выясняют, что резина стала сверху мокрой. Сравните это с бумагой, тканью. (Бумага намокает и рвется, ткань намокает, но не рвется). Вытирают шарик, и он опять становится сухим. Смотрят внутрь шарика. Попала ли туда вода? (Не попала). Резина не пропускает воду, то есть она – водонепроницаемая. Педагог называет не пропускающие воду предметы, которые человек создал из резины: резиновые сапоги, резиновые перчатки. Дети под руководством педагога проводят опыт с резиновыми перчатками. Шарик «предлагает» детям назвать его друзей, которые тоже сделаны из резины. Дети перечисляют их. Шарик «прощается» и улетает. Дети проговаривают свойства резины. Вывод. Резина мягкая, гладкая, эластичная, растягивается, водонепроницаемая.
Тема № 5 «Солнечный свет»
Опыт № 1
«Свет повсюду»
Свет повсюду
Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.
Описание. Сказочный персонаж предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно (Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится и «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.
А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы а нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.
• Игра «Свет бывает разный» — СП предлагает детям разложить картинки на две группы : свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми. Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).
Опыт № 2
«Теневой театр»
Задачи: показать образование тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
Материал: оборудование для теневого театра.
Описание. Дети рассматривают оборудование теневого театра и наблюдают, как образуется тень. Обсуждают разнообразие теней и их соответствие контуру объектов. по примеру педагога дети делают комбинацию из пальцев и рук для получения образной тени (зайчик, собачка и т. д., обыгрывают образы.
Тема №6 «Растительный мир»
Опыт № 1
«Растениям легче дышится…»
Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая). Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило). В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на клумбе. После полива: пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная). А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.
Вывод : О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить).
Опыт № 2
«Что любят растения»
Задачи: помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.
Материал: два – три одинаковых растения, предметы ухода, алгоритм деятельности, дневник наблюдения.
Описание. Педагог предлагает детям провести эксперимент с растениями. Суть эксперимента – в разном уходе за растениями. Педагог со слов детей выполняет рисунки прогнозы результата эксперимента : что будет, если одно растение своевременно пропалывать, поливать, рыхлить; второе – пропалывать, поливать, но не рыхлить; третье – только поливать. Дети под руководством педагога ухаживают за тремя одинаковыми растениями по-разному. Длительно наблюдают за ростом, состоянием и т. д. Дети под руководством воспитателя зарисовывают каждый результат. Сравнивают с рисунками – прогнозами. Вывод. За растениями требуется уход: прополка, полив, рыхление почвы.
Опыт № 3
«Где живут зернышки»
Задача: познакомить со строением колоска.
Материал: колоски, подносы.
Описание. Педагог показывает зернышки. Знаете ли вы, где их домики? (ответы детей). Педагог предлагает детям самим разобрать колоски и отыскать в них зернышки. Вывод. Колосок состоит из зернышек. Зернышки живут в колоске.
Тема № 7 «Человек»
Опыт № 1
«Исследование природы с помощью органов чувств»
Задачи: закрепить понятие, что мы воспринимаем окружающий мир разными органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом.
Материал: повязка на глаза.
Описание. Задумывались ли вы над тем, что мы воспринимаем окружающий мир с помощью зрения и слуха? Мы наслаждаемся красотой природы, вслушиваемся в пение птиц и шелест листьев, на совершенно забываем о том, что природа дала нам возможность воспринимать и другие ощущения. Как активизировать органы чувств? (ответы детей). Чтобы «включить» в работу другие органы чувств, надо «отключить» зрение, т. е. зявязать глаза. Так мы поможем активизироваться слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Педагог предлагает детям исследовать участок группы с помощью различных органов чувств. Детям раздаются повязки, которыми они завяжут себе глаза и воспользуются оставшимися органами чувств. Вывод. Человек воспринимает окружающий мир разными органами чувств.
Опыт № 5
«Как согреть руки»
Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).
Игровой материал: Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.
Ход игры: Взрослый предлагает детям надеть на прогулке разные варежки — толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой — прохладно). Далее предлагает похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (в толстых и в тонких варежках рукам стало жарко). Взрослый предлагает детям потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали (щеке стало сначала тепло, потом горячо). Взрослый подводит детей к пониманию того, что предметы могут согреваться при трении, движении.
Опыт № 6
«Похититель варенья»
Задачи: познакомить детей с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения.
Материал: измельченный ножом карандашный грифель, скотч, белая бумага.
Описание. Сегодня на кухне пропала банка с вареньем. Может быть, ее взял Карлсон. Педагог рассказывает о способе обнаружения похитителя с помощью сравнения отпечатков пальцев. Можно ли получить отпечатки пальцев здесь и сейчас без специального оборудования? (ответы детей). Предложить детям натереть готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги – на нем будет виден отпечаток узора вашего пальца. тогда мы и узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлсон? Вывод. Отпечатки пальцев у всех людей разные.
Литература:
Волостникова А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М. ,1994.
Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М. : Педагогическое общество России, 2003.- 79с.
Локтионова З. А., Варыгина В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. - 2006. - №8. - С. 60-64.
Баранова Е. В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. - Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с. : ил. – ( Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации/ Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ, 2003. – 64с.
Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. –128.
https://sundekor.ru/kursovaya-2/studentu/soderzhanie-ugolkov-eksperimentalnoi-deiatelnosti-v-dou/
https://infourok.ru/konsultaciya_dlya_pedagogov___ugolok_eksperimentirovaniya_v_detskom_sadu-418786.htm
https://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8570-eksperimentirovanie-v-detskom-sadu.html
https://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/16600-eksperimentalnaya-deyatelnost-v-dou.html