Веста Шевцова
Тематические подвижные игры для дошкольников «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА «ПТИЦЫ»
«КУРОЧКА ХОХЛАТКА» (с 2 лет)
Воспитатель – «курица», дети – «цыплята». Один ребёнок сидит на скамейке – это «кошка», которая дремлет на солнышке. Воспитатель говорит:
Вышла курочка – хохлатка,
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка: «Ко-ко,
Не ходите далеко».
Приближаясь к кошке, воспитатель продолжает:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыплят догоняет.
Публикация «Тематические подвижные игры для дошкольников „Птицы“» размещена в разделах
Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами которые вместе с мамой – курицей убегают. При повторном проведении игры на роль кошки можно выбрать другого ребёнка.
«ПТИЧКИ ЛЕТАЮТ» (с 2 лет)
Дети становятся на небольшое возвышение – доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) на одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнёздышек, ищут зёрнышки, крошки». Дети спрыгивают с возвышений, летают (бегают размахивая руками, приседают, клюют зёрнышки (стучат пальчиками по коленям или по полу). Со словами воспитателя: «Дождик пошёл! Все птички спрятались в гнёздышки – малыши бегут на свои места.
Перед игрой воспитатель должен подготовить невысокие скамейки или такое количество кубиков или брусков чтобы хватило всем желающим играть. Расположить их надо в одной стороне площадки или комнаты на достаточном расстоянии один от другого, чтобы дети не толкались и могли свободно занять места. Следует показать малышам, как правильно спрыгивать. При необходимости нужно помочь детям подняться на возвышение после бега.
«КУРЫ В ОГОРОДЕ» (с 2 лет)
В помещении и на площадке с помощью двух стульев и рейки (или шнура) отгораживается небольшое пространство – «огород». Дети - «курочки» находятся по одну сторону забора, на другой стороне воспитатель – «сторож». Когда сторож садится на стул, куры пробираются в огород, подлезая под ограду. Они бегут, клюют, кудахчут. Сторож замечает курочек, гонит их из огорода – хлопает в ладоши, приговаривая: «Кыш, кыш!» Курочки убегают, при этом они снова подлезают под ограду. Сторож обходит огород и возвращается на своё место. Затем игра возобновляется.
Ограда, под которую подлезают дети – курочки, не должна быть слишком низкой, чтобы малыши могли, убегая от сторожа, под неё подлезать. Воспитатель не торопиться их догонять.
«ВЫШЛА КУРОЧКА ГУЛЯТЬ» (с 2 лет)
Игроки – «цыплята» бегают по площадке, клюют зёрнышки, водящий – педагог, исполняющий роль курочки, находится в стороне. После слов педагога:
Куд - куда, куд - куда!
Ну-ка, ну-ка, все сюда!
Быстро к маме под крыло!
Куд - куда вас понесло? – цыплята бегут к курочке.
«ПТИЧКИ В ГНЁЗДЫШКАХ» (с 3 лет)
Дети – «птички» сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты, - это гнёздышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу воспитателя «Птички, в гнёздышки!» возвращаются на свои места.
Воспитатель следит, чтобы дети – птички действовали по сигналу, улетали от гнёздышка как можно дальше и возвращались только в своё гнёздышко. Для гнёздышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на участке это могут быть начерченные на земле круги, которые дети приседают на корточки.
Воспитатель приучает детей быть внимательными и во время бега, уступать место бегущим навстречу, чтобы не столкнуться, учит выпрыгивать из гнёздышек (обруча).
«ВОРОБЫШКИ И АВТОМОБИЛЬ» (с 3 лет)
Дети садятся на стульчики или скамейку на одной стороне площадки или комнаты – это «воробышки» в гнёздышках противоположной стороны встаёт воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя: «Полетели воробышки на дорожку» - малыши поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками – крылышками.
По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробышки, в свои гнёздышки!» «автомобиль» выезжает из гаража, воробышки улетают в гнёзда (садятся на места). Автомобиль возвращается в гараж – воробышки снова летают.
«Скворечники» (с 3 лет)
На площадке или в зале раскладываются обручи (или чертятся кружки) на один меньше, чем количество играющих. Это скворечники. Все дети – «скворцы». Они свободно летают – бегают по площадке (залу). На сигнал «По домам!» все бегут к скворечникам. Кто-то из детей остаётся без скворечника. Приходится следить за тем, чтобы малыши не выталкивали друг друга из обруча.
Игра повторяется несколько раз. Заканчивая игру, воспитатель (пока дети бегут) кладёт (или чертит) ещё один обруч (или кружок). Когда дети возвращаются, у каждого оказывается скворечник.
«НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА» (с 3 лет)
Дети, изображают цыплят, вместе с «наседкой» (одним из играющих) находятся за верёвкой, натянутой между стульями на высоте 35-40 см. Это их дом. На противоположной стороне площадки (комнаты) сидит большая «птица». Наседка зовё т цыплят: «Ко-ко-ко». По её зову цыплята подлезают под верёвку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, ищут корм, приседают, наклоняются, перебегают с места на место. По сигналу воспитателя «Большая птица летит!» птица вскакивает и начинает ловить цыплят, а те убегают от неё и прячутся доме.
Когда цыплята возвращаются, убегая от большой птицы, воспитатель может приподнять верёвку, чтобы дети не задели её.
«КУКУШОНОК» (с 4 лет)
Игроки – «птички» стоят в гнёздах – кольцах, расположенных на одной стороне площадки, водящий – «кукушонок» находится на другой стороне. По команде «Полетели гулять!» птенчики разбегаются по площадке, машут крыльями, клюют зёрнышки, а кукушонок в это время занимает любое гнездо. По звуковому сигналу птенчики бегут в свои гнёзда. Игрок, который остался без гнезда, становится кукушонком.
«ВОРОНЫ» (с 4 лет)
Дети, сидящие на скамейках, кубах, изображают ворон на деревьях. Двое детей, изображающие собак, находятся в будках (стоят за стульям). Воспитатель говорит: «Возле ёлочки зелёной скачут, каркают вороны: «Кар-кар! Кар- кар!» «Вороны» спрыгивают со скамеек, кубов, скачут вокруг стула или другого предмета (воображаемой ёлочки) Воспитатель говорит: «Вот собаки прибежали и ворон всех распугали». Вороны разлетаются в разные стороны, «собаки» ловят их. Пойманных ворон они отводят к кубикам. Остальные дети – вороны возвращаются на скамейки. Побеждает ворона пойманная последней или вообще не пойманная, если игра прекращается.
«ПТИЧКИ И КЛЕТКА» (с 5 лет)
Дети распределяются на две подгруппы. Одна образует круг в центре площадки (ребята идут по кругу, держась за руки) – это клетка. Другая подгруппа – «птички». Воспитатель говорит: «Открыть клетку!» Дети, образующие клетку, поднимает руки. Птички влетают в клетку (в круг) и тут же вылетают из неё. Воспитатель говорит: «Закрыть клетку!» Дети опускают руки. Птички, оставшиеся в клетке, считаются пойманными и встают в круг. Клетка увеличивается и игра продолжается, пока не останутся 2-3 птички. Затем дети меняются ролями.
«ЯСТРЕБ И УТКИ» (с 5 лет)
На площадке рисуются два круга – озера, между ними расстояние 5-10 шагов. С помощью считалки выбирают «ястреба», он встает между озёрами. Остальные дети – «утки» - плавают в своих озёрах. По сигналу дети – «утки» меняются местами, перелетают из одного озера в другое. В это время ястреб ловит их.
Ястреб только дотрагивается до уток, когда они находятся вне озера, в озере уток ловить нельзя: пойманные утки выбывают из игры и возвращаются на места после подсчета смены ястреба.
Для выбора ястреба можно использовать следующую считалочку:
Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним.
Прилетели к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать:
Раз – два – три – четыре - пять!
«НЕПОСЕДА ВОРОБЕЙ» (с 5 лет)
Перед началом игры выбирают ребёнка, который будет исполнять роль кота.
Он встаёт на одной из сторон зала (площадки).
Остальные дети – «воробьи» образуют круг на расстоянии шага друг от друга. По сигналу взрослого воробьи начинают прыгать.
В зависимости от возраста и умения детей прыжки могут быть: на двух ногах; ноги врозь – вместе; смена ног в прыжке – одна в перед, другая назад; поскоки, с ноги на ноги; все перечисленные виды с поворотом вокруг себя или разными движениями рук на одной ноге (по 4-8 прыжков).
«Кот» вместе со взрослым четко произносит слова:
Непоседа воробей прыгает и кружится,
Очень радуется он:
Не замёрзла лужица.
Хорохорится, храбрится!
Только «мяу» он боится!
С окончанием текста начинается бег с ловлей и попытками увернуться: кот бегает за воробьями. Ребёнок, которого запятнали, выбывает из игры. Последний из пойманных меняется ролью с котом.
«ЛАСТОЧКА БЕЗ ГНЕЗДА» (с 5 лет)
На площадке в свободном порядке расположены обручи «гнёзда» по количество детей. Игроки – «ласточки» бегают по площадке в разных направлениях, обегая гнёзда, не наступая на них, а педагог убирает один или два обруча. По звуковому сигналу ласточки занимают любое гнездо. Игроки, которым не хватило обруча, ласточки без гнезда.
Игра повторяется 3-4 раза, ласточки без гнезда остаются в игре.
«ДРОЗД»
Дети стоят парами лицом друг к другу, проговаривая текст, и в соответствии с ним указывают на себя и партнё ра:
Я дрозд – ты дрозд,
У меня нос - у тебя нос,
У меня сладкие – у тебя сладкие (губы)
У меня гладкие – у тебя гладкие (щёки,
Я твой друг, и ты мой друг.
С последними словами дети обнимаются, затем меняются парами, и игра продолжается. Партнёра игроки выбирают самостоятельно.
«ПИНГВИНЫ С МЯЧОМ» (с 5 лет)
Играющие стоят в 2-3 колонны. Напротив каждой колонны на расстоянии 4-5 м ставят ориентир – кубик. Первые в колоннах получают по мячу. Зажав его между коленями, прыгают к кубику и возвращаются обратно. Передают мяч следующему и. д.
Выигрывает та команда, которая закончит эстафету первой.
«НЕ ПОПАДИСЬ» (с 6 лет)
Чертиться круг диаметром 4-6 м. Выбирается водящий – «большая птица». Он становится в середину круга. Все остальные играющие – «воробышки», они стоят за кругом поклевать зёрна, то выпрыгивая из него. «Большая птица» летает по кругу, не даёт воробышкам собирать зёрна, клюёт их (дотрагивается рукой до играющих). Воробышки стараются подольше побыть в кругу, увёртываются от ловящего.
Воробышек, которого клюнула большая птица, останавливается и поднимает руку, после чего продолжает играть. Воспитатель отмечает тех, кто ни разу не попался птице. Игра повторяется несколько раз (по 30-60 секунд) с перерывами для отдыха. При повторении игры назначается новый водящий.
Воспитатель следит, чтобы играющие не стояли на месте, а подпрыгивали. Если диаметр круга большой и детей много, можно выбрать двух водящих.
«БОЙ ПЕТУХОВ» (с 6 лет)
Двое детей встают в очередной круг (диаметр 1-1,5 м) лицом друг другу, а одна нога согнута в колене, руки скрещены на груди. Пытаются столкнуть противника, заставить его опустить ногу или выйти из круга.
Играющие стараются не опускать ногу на пол. Тот, кто встал на обе ноги или вышел за круг, считается проигравшим.
«КОРШУН И НАСЕДКА» (с 6 лет)
Дети строятся в колонну по одному в сцеплении, положив руки на пояс впередиидущего игрока. Первый игрок в колонне – «наседка», водящий – «коршун». Он располагается напротив игроков и старается запятнать одного из «цыплят», стоящего позади наседки. Наседка не пропускает коршуна перемещаясь из стороны в сторону, не задерживая хищника руками. Коршун выигрывает, если в течение установленного времени (30-40 секунд) ему удастся запятнать игрока и если разорвётся цепочка.
Игра повторяется с новым водящим.
«ФИЛИН И ПТАШКА» (с 6 лет)
Перед началом игры дети вспоминают названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Вдоль одной стороны площадки устанавливаются кубы или стульчики. Это – домики птиц. Играющие выбирают «филина» - хищную птицу. Он уходит в своё гнездо, а остальные тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движения той птицы, которую он выбрал.
На сигнал «Филин!» птицы стараются быстрее занять место в своём домике (на кубе или на стульчиках). Если филин успеет кого- то поймать, то он должен угадать по её звукоподражанию, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.
Не забудьте, что дома птиц и филина располагаются на возвышении.
«ПТИЦЫ» (с 6 лет)
Играющие по считалке выбирают «хозяйку» и «ястреба», остальные мелкие птицы. Хозяйка тайком от ястреба даёт название каждой птице : «Ты – кукушка, ты – ласточка…»
Прилетает ястреб. Хозяйка спрашивает:
- Зачем пришёл?
- За птицей.
- За какой?
Ястреб называет, например, воробья. Если названной ястребом птицы нет, хозяйка погоняет ястреба. Игра продолжается, пока ястреб не поймает (не назовет) всех птиц.
«ПТИЦА БЕЗ ГНЕЗДА» (с 6 лет)
Игроки делятся на две равные команды. Первая команда – «гнезда» - выстраивается по кругу, вторая – «птицы» - свободно располагается внутри круга. По сигналу ведущего «Все птицы, в полёт!» птицы оставляют свои гнёзда и летят за водящим, руками имитируя движение крыльев.
Внезапно ведущий говорит: «Птицы, в гнёзда!» Играющие бегут к стоящим по кругу игрокам и становятся за любым из них, положив ему руки на плечи. Водящий также старается занять одно из гнёзд. Игрок, оставшийся без гнезда, становится водящим. После этого играющие меняются местами ролями и игра начинается снова.
«ЖУРАВЛИ - ЖУРАВЛИ» (с 6 лет)
В игре вожак журавлиной стаи, которого выбирают считалкой, говорит речитативом: «Журавли – журавли, выгнитесь дугой». Все играющие в процессе размеренной ходьбы, взявшись за руки, выстраиваются в виде дуги. Затем вожак, убирая темп, продолжает: «Журавли – журавли, сделайтесь верёвочкой». Дети быстро, не опуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который всё учащает шаги. «Журавли – журавли, извивайтесь как змея». Вереница ребят начинает делать плавные зигзаги. Вожак дальше говорит: «Змея сворачивается в кольцо», «Змея выпрямляется» и т. д.
Задание выполняется во всевозрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие заступаются, игру начинают снова.