Юлия Седавных
Тематические игры-этюды с детьми среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-этюд – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Учитывая возраст детей, методика организации подобных игр осуществляется следующим образом: педагог читает текст, предлагая детям показывать отдельные действия героев сюжета или, если дети подготовлены, импровизируются фрагменты поведения героев.
В подборе литературной основы для подобных игр с детьми воспитателю следует руководствоваться следующими критериями:
Публикация «Тематические игры-этюды с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Подбор художественного слова должен осуществляться с учетом особенностей детей, чтобы вызывать у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувства сопричастности к тому, о чем рассказывает художественное произведение;
Содержание литературного произведения должно поддерживать интерес к культурно-гигиеническим процессам и формировать представления о необходимости культурно-гигиенических умений;
Побуждение ребенка к активности и самостоятельности в использовании культурно-гигиенических умений в ходе игровой деятельности и активизация их использования в повседневной жизни.
Содержание литературного произведения должно подходить для драматизации: обязателен игровой сюжет, роли, диалоги, действия персонажей.
Примерный список рекомендуемых произведений по темам :
Гигиена:
«Теплою водою»
И. Демьянов «Замарашка»
А. Кондратьев «Зеркало»
Р. Сеф «Мыло»
Э. Мошковская «Уши»
«Солнце рано утречком»
И. Токмакова «Гном»
Р. Куликова «Мыло»
Прием пищи:
Г. Лагздынь «Куклу кормили?»
О. Дриз «Ну и каша!»
Э. Мошковская «Маша и каша»
С. Капутикян «Кто скорее допьет?»
«Ножками потопали»
А. Прокофьев «Вечером»
Г. Лагздынь «Просто объеденье!»
И. Токмаква «Ай да суп»
Опрятность:
«Уж я косу заплету»
«Где мой пальчик?»
«Мне уже 4 года»
«Завяжу потуже шарф»
В. Бардадым «Вот как Галю одевали»
Г. Лагздынь «Одевали малыша»
С. Капутикян «Пожалейте нас!»
Э. Успенский «Мальчик стричься не желает»
Э. Мошковская «Митя и рубашка»
Е. Благинина «Как у нашей Ирки»
Э. Мошковская «Митя и рубашка»
Бережное отношение к вещам и игрушкам:
К. Жанэ «Братишки»
А. Шибаев «Подружки»
И. Муравейка «Я сама!»
М. Александрова «Что взяла, клади на место!»
А. Барто «Лошадка»
Е. Благинина «Приходите, поглядите»
Н. Глазкова «Танечка-хозяйка»
«Мальчик Петя»
Для реализации игр-этюдов в работе с детьми среднего дошкольного возраста требуется организация игровой пространственно-развивающей среды.
Для создания положительного эмоционального фона в оформлении помещения группы вносятся фотографии детей, членов семьи в ходе совместного умывания, одевания, закаливания, уборки комнаты и квартиры. Дети с удовольствием рассматривают их вместе с воспитателем. Подбираются аудиозаписи литературного материала, звуки природы, детские музыкальные произведения, записи чтения стихов детьми, которые периодически прослушиваются воспитанниками.
Зная, что разнообразие содержания игр-этюдов достигается посредством игровых атрибутов, в группе необходимо подобрать игрушки для настольного театра, плоскостные предметы-заместители, театральные куклы (различные животные, люди, предметы быта и гигиены).
Так, для настольного театра на начальных этапах используются реалистичные резиновые и мягкие игрушки определенного размера, которые ребенок может удерживать в руках и проводить с ними игровые действия (помыть, причесать, почистить зубы, аккуратно накормить, переодеть). Это зайки, собачки, кошки, лиса, медведь и др.
Затем в практику с детьми вводятся театральные игрушки, которые имеют меньшее сходство с натуральными предметами. Для развития мелкой моторики рук используются пальчиковые и театральные куклы на шариках (сделанные из пенопласта, которые надеваются на один палец. В конце года планируется ввести в игру привычные театральные куклы-бибабо — с отверстием в головке для указательного пальца и двумя отверстиями для большого и среднего пальцев.
В дальнейшем вводятся плоскостные графические изображения. В плоскостном театре дети действуют с фигурками-иллюстрациями, приклеенными к палочкам, а также вырезанными бумажными фигурками, которые прикрепляются на фланелеграф, ковролинограф, на стенд-книжку, на плоскостные ширмы. В группе должны быть наборы к играм-этюдам «Вот как Галю одевали», «Куклу кормили?», «Братишки», «Подружки» и др.
Для того чтобы дети смогли отделить сказочную ситуацию от реальной, уделяется внимание специальной организации пространства игры. В ходе игры-этюда детям еще сложно определить четкие границы волшебной страны, поэтому владения ребенка обозначаются разными способами: объемным моделированием — ширмой, занавесом, книжной раскладушкой, кубиками, а также моделированием пространства на плоскости фланелеграфа, ковролинографа, стола, пола с помощью нити, лент, обруча и т. п. В данном случае важен показ способа действия. Например, в игре-этюде «Уж я косу заплету» кубиками обозначаются стены комнаты. В игре-этюде «Гном» лентами разграничивается «улица» от «дома детей».
Обучение действиям с предметами-заместителями происходит в процессе создания декораций для игр-этюдов, конструирования интерьера стихотворения с помощью предметов окружающего быта — мебели (стулья, столы, подручного материала, макетов, поделок, изготовленных на занятиях по изобразительной деятельности и ручному труду.
Таким образом, в организации пространства важно:
- использовать настольный театр (резиновые и мягкие игрушки, плоскостные предметы-заместители, театральные куклы (пальчиковые и театральные куклы на шариках, бибабо, то есть все виды театра с учетом особенностей детей.
- учитывать возможности детей (от простого к сложному, от реалистичных резиновых и мягких игрушек до кукол бибабо, при этом очень важно использовать показ взрослым способов действий с игрушками, моделирование пространства.
Для того чтобы пробудить у детей среднего дошкольного возраста интерес к играм-этюдам, необходимо проводить их два раза в неделю. Продолжительность игры соответствует возрасту детей : в средней группе - 20-25 минут.
Игры-этюды предлагаются и разучиваются с детьми в порядке возрастания требований к поведению ребенка в группе. Так, если в начале от ребенка требуется одновременное и одинаковое действие («Ну и каша!», «Теплою водою», то затем предлагаются игры-этюды, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами («Куклу кормили?», «Кто скорее допьет?», «Зеркало» и т. д.). Взрослый не только вносит новую игру, но и служит для детей образцом выполнения игровых действий и движений. Держась свободно и артистично, он заражает детей своей увлеченностью, весельем, создает эмоциональный настрой. Постепенно, при неоднократном проведении игры-этюда, дети начинают выполнять движения самостоятельно.
Для правильной организации игр-этюдов с детьми рекомендуется учитывать следующие принципы.
1. Содержательность игр, разнообразие тематики.
2. Ежедневное включение игр-этюдов во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые игры.
3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.
Игра-этюд «Митя и рубашка»
Педагог вносит рубашку Мити-Замарашки. Показывает детям.
- Дети, как вы думаете, чья эта рубашка? Как можно назвать такого мальчика? Как вы думаете, почему рубашка стала такой? Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Митя и рубашка».
Педагог читает стихотворение. Затем предлагает детям инсценировать его.
Педагог: Это Митина рубашка.
Ребенок: На, рубашка, простоквашку!
Педагог: Съела маслица она,
Съела кашку из пшена
И подливку из барашка…
Выразительные движения: ребенок рассматривает свои грязные руки, вытирает их о свою одежду.
Ребенок: Ты сыта, моя рубашка?
Вопросы к детям: Как надо есть за столом? Кто покажет Мите, как надо есть?
Игра-этюд «Мальчик Петя»
Педагог читает:
Мальчик Петя поздно встал –
Просыпаться тяжко.
Умываться он не стал –
Он ведь замарашка.
Просит детей высказать свое отношение к поведению Пети. Спрашивает: «Есть ли среди вас такие замарашки?» Дети высказываются; с помощью движений и мимики изображают Петю.
Выразительные движения: капризная гримаса на лице, брови опущены и сдвинуты, голова наклонена вниз, рассматривает свои руки.
Игра-этюд «Уши»
Педагог вносит халат доктора, читает стихотворение Э. Мошковской «Уши» и предлагает изобразить эмоциональное состояние детей и с помощью мимики, жестов и интонации. Педагог и дети вместе инсценируют стихотворение.
1-й ребенок: Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши мыть
Или не мыть?
2-й ребенок: Если мыть,
То как нам быть:
Часто мыть
Или пореже?
Педагог: Отвечает доктор…
Доктор: ЕЖЕ-
Педагог: Отвечает доктор…
Доктор: ЕЖЕ-
Педагог: Отвечает доктор гневно:
Доктор: ЕЖЕ-
ЕЖЕ-
ЕЖЕДНЕВНО!
Выразительные движения детей: внимательный взгляд устремлен на доктора, они заинтересованно смотрят на доктора.
Выразительные движения доктора: нахмуренные брови, сердитый взгляд, устрашающая интонация голоса.
Игра-этюд «Приходите, поглядите»
Педагог вносит детский фартук, игрушечную метлу. Читает стихотворение «Приходите, поглядите» Е. Благининой. Предлагает определить характер литературного персонажа и изобразить его с помощью мимики, жестов, движений и интонации.
Педагог: Метлу взяла
И двор подмела.
Девочка: Всюду нос метла совала,
Но и я не отставала –
От сарая до крыльца
Танцевала без конца.
Приходите, поглядите,
Хоть сориночку найдите.
Выразительные движения: уверенные взмахи метлой, доброе выражение лица, улыбка, выразительная интонация.
Игра-этюд «Танечка-хозяйка»
Педагог вносит мягкую игрушку зайчика, фартук, косынку для Танечки-хозяйки, тазик тряпку. Читает стихотворение «Танечка-хозяйка» Н. Глазковой и предлагает определить, что чувствует Танечка в начале и в конце стихотворения. Когда дети называют эмоции, которые испытывает Танечка, педагог предлагает им изобразить настроение героини с помощью мимики, жестов, движений, выразительной интонации.
Педагог: Нынче Танечка – хозяйка
И хлопочет день-деньской.
Отложила в угол зайку
И сказала…
Таня: Спи, косой!
Педагог: Тянет тряпку из комода,
Из кладовки тащит таз.
Окуная тряпку в воду,
Ненароком облилась.
Таня: Ты не смейся, глупый зайка!
Поджидай себе обед…
Ох, и трудно быть хозяйкой,
Если мамы дома нет!
Выразительные движения:
1 – сосредоточенный взгляд, уверенные движения, ласковая речевая интонация.
2 – сердитый взгляд, резкая жестикуляция, недовольная интонация.
Игра-этюд «Как у нашей Ирки»
Педагог читает стихотворение «Как у нашей Ирки» Е. Благининой и предлагает определить характеры девочек. Дети высказывают свое отношение к поступкам персонажей стихотворения и изображают их с помощью мимики и жестов.
Педагог: Как у нашей Ирки
На чулках по дырке!
Почему,
Почему
На чулках по дырке?
1-й ребенок: Потому что неохота
Штопать нашей Ирке.
( Неряшливый вид: пуговицы расстегнуты, волосы растрепаны, чулки в дырках, сандалии не застегнуты. Выражение лица растерянное).
Педагог: Как у нашей Натки
Штопка на пятке!
Почему,
Почему
Штопка на пятке?
2-й ребенок: Потому что неохота
Быть неряхой Натке.
(Одежда у девочки опрятная, она аккуратно причесана; на лице улыбка, уверенный взгляд).
Игра-этюд «Вкусная каша»
Педагог вносит шапочки гусей, цыплят, синиц, собачки и кошки. Читает стихотворение «Вкусная каша» З. Александровой. Затем педагог и дети вместе инсценируют его.
Педагог: Как из гречки
Где варилась? В печке.
Сварилась, упрела,
Чтоб Оленька ела,
Кашу хвалила,
На всех разделила.
(Добрая улыбка, ласковый взгляд.)
Оля: Досталось по ложке
Гусям на дорожке,
Цыплятам в лукошке,
Синицам в окошке.
Хватило по ложке
Собаке и кошке.
(Неторопливыми движениями раздает из воображаемого чугунка кашу гусям, цыплятам, синицам, собаке и кошке, ест сама.)
Педагог: И Оля доела
Последние крошки!
Игра-этюд «Я сама!»
Педагог читает детям стихотворение и предлагает движениями изобразить то, о чем в нем говорится. Затем педагог и ребенок читают стихотворение по ролям.
- Давай будем одеваться…
- Я сама! Я сама!
(Ребенок одевается.)
- Пойдем, будем умываться…
- Я сама! Я сама!
(Умывается.)
- Ну идем, хоть причешу я.
- Я сама! Я сама!
(Причесывается.)
- Ну давай, хоть накормлю я.
- Я сама! Я сама!
(Делает вид, что жует.)
Вопросы к детям: Правильно ли поступает девочка? Почему вы так решили? А как вы поступаете, когда вам предлагают помощь?
Игра-этюд «Купание»
Педагог вносит игрушку поросенка, маленькое корыто, большой таз, мочалку, детское ведерко, ковшик. Читает стихотворение и предлагает детям с помощью мимики, жестов изобразить эмоциональное состояние героев. Педагог и дети вместе инсценируют стихотворение, используя мимику и жесты.
Педагог: Визжит поросенок…
Поросенок (ребенок с куклой) : Спасите! (Глаза широко раскрыты, рот полуоткрыт, резко машет руками.)
Педагог: Купают его в корыте.
Он в луже не прочь помыться,
А мыльной воды боится.
А в кухне купают Олю.
Воды ей нагрели вволю.
Но Оля кричит…
Оля: Уйдите!
Мочалкой меня не трите!
Я голову мыть не стану!
Не буду садиться в ванну!
(Лоб сморщен, нижняя губа оттопырена, голова опущена, сердитый взгляд.)
Педагог: Вот оба они помыты,
Надуты, слегка сердиты,
С коленок отмыты пятна,
Купаться было приятно…
Ребенок: Чего же ты, Оля, кричала?
Педагог: И Оленька отвечала…
Оля: Кричал поросенок Тошка,
А я помогала немножко!
Игра-этюд «Митя и рубашка»
Педагог вносит рубашку Мити-Замарашки. Показывает детям.
- Дети, как вы думаете, чья эта рубашка? Как можно назвать такого мальчика? Как вы думаете, почему рубашка стала такой? Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Митя и рубашка».
Педагог читает стихотворение. Затем предлагает детям инсценировать его.
Педагог: Это Митина рубашка.
Ребенок: На, рубашка, простоквашку!
Педагог: Съела маслица она,
Съела кашку из пшена
И подливку из барашка…
Выразительные движения: ребенок рассматривает свои грязные руки, вытирает их о свою одежду.
Ребенок: Ты сыта, моя рубашка?
Вопросы к детям: Как надо есть за столом? Кто покажет Мите, как надо есть?
Игра-этюд «Мальчик Петя»
Педагог читает:
Мальчик Петя поздно встал –
Просыпаться тяжко.
Умываться он не стал –
Он ведь замарашка.
Просит детей высказать свое отношение к поведению Пети. Спрашивает: «Есть ли среди вас такие замарашки?» Дети высказываются; с помощью движений и мимики изображают Петю.
Выразительные движения: капризная гримаса на лице, брови опущены и сдвинуты, голова наклонена вниз, рассматривает свои руки.
Игра-этюд «Уши»
Педагог вносит халат доктора, читает стихотворение Э. Мошковской «Уши» и предлагает изобразить эмоциональное состояние детей и с помощью мимики, жестов и интонации. Педагог и дети вместе инсценируют стихотворение.
1-й ребенок: Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши мыть
Или не мыть?
2-й ребенок: Если мыть,
То как нам быть:
Часто мыть
Или пореже?
Педагог: Отвечает доктор…
Доктор: ЕЖЕ-
Педагог: Отвечает доктор…
Доктор: ЕЖЕ-
Педагог: Отвечает доктор гневно:
Доктор: ЕЖЕ-
ЕЖЕ-
ЕЖЕДНЕВНО!
Выразительные движения детей: внимательный взгляд устремлен на доктора, они заинтересованно смотрят на доктора.
Выразительные движения доктора: нахмуренные брови, сердитый взгляд, устрашающая интонация голоса.
Игра-этюд «Приходите, поглядите»
Педагог вносит детский фартук, игрушечную метлу. Читает стихотворение «Приходите, поглядите» Е. Благининой. Предлагает определить характер литературного персонажа и изобразить его с помощью мимики, жестов, движений и интонации.
Педагог: Метлу взяла
И двор подмела.
Девочка: Всюду нос метла совала,
Но и я не отставала –
От сарая до крыльца
Танцевала без конца.
Приходите, поглядите,
Хоть сориночку найдите.
Выразительные движения: уверенные взмахи метлой, доброе выражение лица, улыбка, выразительная интонация.
Игра-этюд «Танечка-хозяйка»
Педагог вносит мягкую игрушку зайчика, фартук, косынку для Танечки-хозяйки, тазик тряпку. Читает стихотворение «Танечка-хозяйка» Н. Глазковой и предлагает определить, что чувствует Танечка в начале и в конце стихотворения. Когда дети называют эмоции, которые испытывает Танечка, педагог предлагает им изобразить настроение героини с помощью мимики, жестов, движений, выразительной интонации.
Педагог: Нынче Танечка – хозяйка
И хлопочет день-деньской.
Отложила в угол зайку
И сказала…
Таня: Спи, косой!
Педагог: Тянет тряпку из комода,
Из кладовки тащит таз.
Окуная тряпку в воду,
Ненароком облилась.
Таня: Ты не смейся, глупый зайка!
Поджидай себе обед…
Ох, и трудно быть хозяйкой,
Если мамы дома нет!
Выразительные движения:
1 – сосредоточенный взгляд, уверенные движения, ласковая речевая интонация.
2 – сердитый взгляд, резкая жестикуляция, недовольная интонация.
Игра-этюд «Как у нашей Ирки»
Педагог читает стихотворение «Как у нашей Ирки» Е. Благининой и предлагает определить характеры девочек. Дети высказывают свое отношение к поступкам персонажей стихотворения и изображают их с помощью мимики и жестов.
Педагог: Как у нашей Ирки
На чулках по дырке!
Почему,
Почему
На чулках по дырке?
1-й ребенок: Потому что неохота
Штопать нашей Ирке.
( Неряшливый вид: пуговицы расстегнуты, волосы растрепаны, чулки в дырках, сандалии не застегнуты. Выражение лица растерянное).
Педагог: Как у нашей Натки
Штопка на пятке!
Почему,
Почему
Штопка на пятке?
2-й ребенок: Потому что неохота
Быть неряхой Натке.
(Одежда у девочки опрятная, она аккуратно причесана; на лице улыбка, уверенный взгляд).
Игра-этюд «Вкусная каша»
Педагог вносит шапочки гусей, цыплят, синиц, собачки и кошки. Читает стихотворение «Вкусная каша» З. Александровой. Затем педагог и дети вместе инсценируют его.
Педагог: Как из гречки
Где варилась? В печке.
Сварилась, упрела,
Чтоб Оленька ела,
Кашу хвалила,
На всех разделила.
(Добрая улыбка, ласковый взгляд.)
Оля: Досталось по ложке
Гусям на дорожке,
Цыплятам в лукошке,
Синицам в окошке.
Хватило по ложке
Собаке и кошке.
(Неторопливыми движениями раздает из воображаемого чугунка кашу гусям, цыплятам, синицам, собаке и кошке, ест сама.)
Педагог: И Оля доела
Последние крошки!
Игра-этюд «Я сама!»
Педагог читает детям стихотворение и предлагает движениями изобразить то, о чем в нем говорится. Затем педагог и ребенок читают стихотворение по ролям.
- Давай будем одеваться…
- Я сама! Я сама!
(Ребенок одевается.)
- Пойдем, будем умываться…
- Я сама! Я сама!
(Умывается.)
- Ну идем, хоть причешу я.
- Я сама! Я сама!
(Причесывается.)
- Ну давай, хоть накормлю я.
- Я сама! Я сама!
(Делает вид, что жует.)
Вопросы к детям: Правильно ли поступает девочка? Почему вы так решили? А как вы поступаете, когда вам предлагают помощь?
Игра-этюд «Купание»
Педагог вносит игрушку поросенка, маленькое корыто, большой таз, мочалку, детское ведерко, ковшик. Читает стихотворение и предлагает детям с помощью мимики, жестов изобразить эмоциональное состояние героев. Педагог и дети вместе инсценируют стихотворение, используя мимику и жесты.
Педагог: Визжит поросенок…
Поросенок (ребенок с куклой) : Спасите! (Глаза широко раскрыты, рот полуоткрыт, резко машет руками.)
Педагог: Купают его в корыте.
Он в луже не прочь помыться,
А мыльной воды боится.
А в кухне купают Олю.
Воды ей нагрели вволю.
Но Оля кричит…
Оля: Уйдите!
Мочалкой меня не трите!
Я голову мыть не стану!
Не буду садиться в ванну!
(Лоб сморщен, нижняя губа оттопырена, голова опущена, сердитый взгляд.)
Педагог: Вот оба они помыты,
Надуты, слегка сердиты,
С коленок отмыты пятна,
Купаться было приятно…
Ребенок: Чего же ты, Оля, кричала?
Педагог: И Оленька отвечала…
Оля: Кричал поросенок Тошка,
А я помогала немножко!