ТАТЬЯНА КРИКУНОВА
Тематические беседы «Моя семья и семейные традиции» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений детей о семейных традициях.
Задачи:
1. Расширить представление детей о семье, учить разбираться в
родственных связях.
2. Обогащать первоначальные представления детей о семейных
традициях, о праздниках, о взаимоотношениях между близкими.
3. Воспитывать у детей уважение ко всем членам семьи, показать
ценность семьи для каждого человека.
Публикация «Тематические беседы „Моя семья и семейные традиции“ в средней группе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Средняя группа
- Темочки
4. Обогащать и активизировать словарь детей по теме проекта.
5. Обогащать детско-родительские отношения в процессе совместной
деятельности.
6. Формирование партнёрских отношений «родители – дети – детский
сад».
Актуальность: Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он получает в семье и что вызывает отклик в его душе. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная, как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями. В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём. Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!
Беседа : «Что такое семья»
Сегодня мы поговорим о самом дорогом, что есть у человека – о близких людях, о родном доме. Попробуйте произнести слово «семья» — вот так: «семь я». Как вы думаете, что это значит? (ответы детей). Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье 7 раз. На самом деле, приглядитесь по внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает мамину, походка папину, цвет глаз такой же, как и у бабушки, овал лица и родинка – как у дедушки. Конечно, вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера. На кого из родных вы похожи внешне? На кого по характеру? Как вы думаете, зачем люди создают семью? (Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей). В хорошей, дружеской семье у каждого человека свои обязанности, все помогают друг другу и любят друг друга. Недаром говорится в народе: «не нужен и клад, коли в семье лад», «согласная семья – самая счастливая!» Что же такое согласная семья? Это семья, где все живут в согласии. Каждый – и старый, и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут. Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни! Родительское сердце – в детках. «Дети не в тягость, а в радость» - так говорится в мудрых народных пословицах.
Беседа «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»
Задачи: -Учить детей аргументировать выбор друга, ценить дружбу, беречь ее. Акцентировать внимание на положительных чертах характера и поступков мальчиков и девочек. -Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи. Ход: - У тебя есть друзья? Какого человека можно назвать другом? (Того, который помогает, не бросает в трудную минуту, разделит вместе радость и горе, готов всегда прийти на помощь). - Настоящий друг какой? (Верный, близкий, терпеливый, надежный). Вспомните пословицы о дружбе. - А кого еще можно считать своим другом. (Маму, папу, сестру, брата, бабушку, дедушку и т. д.). А только ли люди могут быть нашими друзьями? - Можно подружиться с животными? Что нужно делать, чтобы кошки, собаки приносили радость? (Ухаживать, кормить, убирать за ними, гулять, лечить). Да, и они ответят вам лаской, добротой. - Можно дружить с книгами? И как надо дружить с ними? (Читать, чинить, если порвались, беречь их). Получается, что можно дружить со всеми, лишь бы сам был хорошим другом и умел ценить настоящую дружбу. А теперь поиграем. Игра «Назовите имена мальчиков (девочек)». Спросим, какой должна быть девочка, с которой хотелось бы дружить? (Девочка должна быть доброй, аккуратной, заботливой, красивой, стильной, спортивной, хорошей хозяйкой). - А какой не должна быть девочка? (Злой, ленивой, неряшливой). - Каким должен быть мальчик, с которым бы хотелось дружить? (Мальчик должен быть умным, сильным, ловким, смелым, уметь постоять за себя и за девочку, не лгать, уступать игрушки). - Каким мальчик не должен быть? (Мальчик не должен быть ленивым, трусливым, слабым). Все хотят иметь верного друга. Но важно помнить, что вы сами должны поступать с другом так, как хотели бы, чтобы он поступил с вами. Народная мудрость гласит: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». По поступкам ваших друзей судят о вас. Верный друг разделит с вами и радость, и беду.
Беседа «Что такое традиции и традиции моей семьи»
Задачи: 1. Формировать представление о семье 2. Воспитывать уважение и любовь к своей семье 3. Изучение семей и традиций семьи Ход : Взрослый показывает картинку или фотографию с изображением семьи. - Кто изображен на этой фотографии? (взрослые, дети, родители, сын, дочь). Как одним словом можно назвать? (Семья). - Я сейчас вам его прочитаю, а вы мне потом ответите, о чем же это стихотворение. «Семья» Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! (Олег Бундур) - Скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение? (О семье) - Для автора семья - это что? (Ответы детей по стихотворению) - А для вас, что такое семья? (Ответы детей) - О чем мы сегодня с вами поговорим? (О семье) - О семье, но и о традициях, которые существуют в нашей семье. - Семья - это самое дорогое, самое важное, что есть у человека в жизни! - Из чего может состоять семья, как вы думаете? (Папа и мама, сестренки и братики, бабушки и дедушки) - Посмотрите на фотографию. (Рассказываете ребенку о вашей семье.) Например: Маша живет с мамой Ириной и папой Сашей. У нее есть сестричка Соня, а также с ней живет бабушка Люда и дедушка Миша. Бабушка и дедушкой на пенсии. Сестричка ходит в школу, в третий класс. Мама работает поваром, а папа водителем. Но, а Маша ходит в садик. У них в семье есть традиция, отмечать День Рождения в кругу семьи, каждые выходные ходить в парк, наслаждаясь красотой природы и свежим воздухом, печь пироги и ватрушки. А летом они ездят всей семьей на море отдыхать. Теперь ребенок рассказывает, из каких членов семьи состоит ваша семья. Какие традиции у вас существуют? - А существует ли такая традиция, как собираться в кругу семьи на активный (спортивный) отдых для здоровья ( например: зимой на лыжах, на коньках; летом сплавляться, ходить в походы, есть традиция делать каждое утро зарядку. -Кем члены семьи приходятся друг другу? Сейчас мы с вами и проверим. Мальчик для папы и мамы кто? Мальчик для дедушки и бабушки? Девочка для папы и мамы? Девочка для дедушки и бабушки? Папа для дедушки и бабушки? Мама для дедушки и бабушки? Мальчик для девочки в семье кто? Девочка для мальчика в семье кто? - А какая наша семья? (Ответы детей) Итог беседы - Теперь, скажите, чтобы семья была дружной, что нужно делать? Какими нужно быть?
Конспект занятия Тема : «Для чего человеку дано имя»
Задачи: 1. Совершенствование лексического строя речи. Обогащение, активизация и расширение словаря по теме «Имя» – знакомство с происхождением имен; уточнение значения слов «Отчество», «Тезка». 2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; образование полных имен, отчества. 3. Развитие связной речи. Активизация диалогической речи (беседа об именах); автоматизация звуков в речи; стимулирование собственных высказываний детей – вопросы, ответы, реплики. 4. Воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени. Ход: На Земле живет много людей – миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим. - Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга? - Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой…. И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку: И у мамы есть, И у папы есть, И у дочки есть, И у внучки есть. Чтобы его узнать, Надо вслух назвать. (Имя). - У каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол – мальчик это или девочка, мужчина или женщина (дети приводят примеры). - Тебе нравится твое имя? - Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Почему? Все имена что-то означают. Например: Марина – морская. Саша (Александр) – мужественный, защитник. Дарья – побеждающая. Катя – чистая, непорочная. Маша-святая, высокая. Павел - Малый. Алёна - Солнечная. Алиса - Благородная. Егор - Возделывающий землю. Иван - Милость Божья. Дмитрий - Плод земной. Диана - Божественная. Ксения - Чужая, гостья. Артем – Здоровый. Кира - Управляющая кораблем. Федор - Божий дар. Виктория - Победа. Татьяна - Учредительница, поставленная, назначенная. София - Мудрая, мастерство, премудрость. Василиса - Царица. Сергей - Высокочтимый. Мирон - Божий человек. Слава - Священная слава. Игра «Назови ласково». - Имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое: Сашенька, Кристиночка, Машенька…а когда пойдешь в школу, твое имя станет полным: Александр, Кристина, Мария…
Анкета для родителей «Семейные традиции».
Уважаемые родители! В каждой семье есть определенные традиции. Хорошие или плохие, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся сами по себе. Известно, что семейные традиции имеют очень большое значение для воспитания и развития ребенка. Для того чтобы определить, какое внимание уделяется семейным традициям в вашей семье ответьте на следующие вопросы. 1. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?
• да, обязательно
• возможно, если они сами собой сложились
• нет, это пережитки прошлого.
2. Какие семейные традиции вы соблюдаете?
• дни рождения членов семьи
• дни поминовения усопших
• коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др.
• религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др. • государственные праздники (новый год, 8 марта, 9 мая и др.
• день создания семьи
• профессиональные праздники
• оформление фотоальбомов
• воскресные семейные обеды (ужины)
• проведение семейных советов
3. Какие увлечения есть у членов вашей семьи?
(спорт, рыбалка, домашние животные, шитье, шахматы, чтение, компьютерные игры, рукоделие, музыка, коллекционирование)
4. К каким из увлечений вы приобщаете своего ребенка? (спорт, рыбалка, домашние животные, шитье, шахматы, чтение, компьютерные игры, рукоделие, музыка, коллекционирование)
5. Какой труд объединяет вашу семью?
• работа на даче, ремонт квартиры, уход за домашними животными
• индивидуальная трудовая деятельность
• общего труда нет, разные обязанности распределены между всеми членами семьи
6. Организуете ли вы специально деятельность ребенка?
• совместное чтение
• прогулки на природе
• обучение рукоделию
• развивающие игры
• занятия спортом
• наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело
• специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами