Лопатина Надежда
Тематическая неделя «Птицы — наши пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическая неделя «Птицы — наши пернатые друзья»
МБДОУ ЦРР Кашарский д/С №1 «Тополек». Экологическая акция
Воспитатель подготовительной и старшей группы
Лопатина Надежда Валентиновна
Цель: расширять представления детей о птицах, об их образе жизни и поведении; воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.
День недели. Дата. Образовательная деятельность в режимных моментах. Создание условий для самостоятельной деятельности. Совместная деятельность воспитателя с детьми (групповая, подгрупповая, индивидуальная)
Понедельник
УТРО
Публикация «Тематическая неделя „Птицы — наши пернатые друзья“» размещена в разделах
- В мире животных. Планирование
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
- Беседа о празднике птиц 1 апреля. Тема: «Как узнать птиц»
Цель: формировать у детей обобщенное представление о птицах, как живых существах, живущих на земле и на воде, умеющих летать и имеющих типичное строение. Учить устанавливать причинно-следственные связи различного характера.
- Рассматривание иллюстраций с изображениями птиц. Картины с изображениями птиц.
Цель: Формировать у детей умение узнавать знакомых им птиц, по внешнему виду и называть их, развивать познавательный интерес:, альбом по теме «Птицы»
- Индивидуальная работа по развитию речи и развитие внимания. Д/и. «Чего не стало» упражнять в правильном обозначении положения предмета (птицы, развивать ориентировку в пространстве.
НОД
1. Познание. Экология.
Просмотр презентации «И это все о птицах».
Цель: расширять знания детей о птицах: их внешнем виде, поведении, образе жизни.
Способы организации: презентация, беседа.
2. Художественн-эстетическое развитие.
Рисование. Тема: «Наши птицы».
Цель: учить детей рисовать птицу, передавая пропорции животного. Развивать воображение и творчество при создании образа.
Способы организации: занятие.
ПРОГУЛКА
- Наблюдение за воробьями, за голубями. Воспитывать заботливое отношение к птицам. Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
1. Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока.)
2. Всюду я летаю,
Все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу.
Может быть, меня за это
И зовут «лесной газетой»?
Средства: загадки.
Способы организации: беседа, наблюдение
- подвижная игра, «Воробышки и автомобиль»- закрепить с детьми правила игры, упражнять детей в умении выполнять действия согласно словам, Закреплять умение прыгать на двух ногах, в соскоках с возвышенности. Развитие быстроты реакции.
Способы организации: Игровая ситуация
ВЕЧЕР
- дидактические игры по развитию речи, ознакомлению с окружающим «Узнай птицу по картинке» - развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке, расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память.
Средства: стихотворение, загадки, кормушки, иллюстрация с изображением птиц.
Способы организации: Игровая ситуация
- педагогическая ситуация: ситуативный разговор о правилах поведение при встрече с птицей, при наблюдении за птицами, при прослушивании их пения.
- чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь» (март, апрель). Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Закреплять умения внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы по тексту.
Средства: художественная литература.
Способы организации: прослушивание произведения, беседа.
Вечерняя прогулка
- Продолжать наблюдение за птицами, закрепить знания о птицах.
Способы организации: наблюдение
Вторник
УТРО
- Педагогическая ситуация: отгадывание и придумывание своих загадок по теме птицы.
Способы организации: Игровая ситуация
- Организовать выставку книг по теме «Птицы».
Средства: книги о птицах
Способы организации: выставка
- Заучивание физзарядки
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качают головой.
Гордо и прямо умеют держаться,
Тихо, бесшумно на воду садятся.
Цель: оказывать благоприятное влияние на общий тонус, развивать внимание, память. Продолжать совершенствовать умение соотносить движения со словами.
Средства: текст физзарядки
Способы: работа по развитию движений.
- Игра для развития мелкой моторики «Сложи картинку птицы и назови ее».
Средства: пазлы птиц
Способы организации: Игровая ситуация
НОД
1. Познавательное развитие. ФЭМП
Как часть занятия: составь задачу, реши пример (о птицах)
Цель: совершенствовать умение считать в пределах 10, активизировать в речи названия птиц.
Средства: картинки-задачки с изображением птиц
Способы организации: занятие
2. Художественн-эстетическое развитие.
Лепка. Тема: «Птицы на ветке»
Цель: учить лепить птицу в разной позе. Развивать воображение, желание более точно передать характерные особенности птицы (размер частей тела, оперение). Познакомить детей с разными способами передачи оперения.
Средства: пластилин, сухая ветка.
Способы организации: занятие.
ПРОГУЛКА.
Экскурсия на школьный стадион для наблюдения за птицами.
Тема наблюдения: грач, грачевник.
Цель: познакомить детей с этой птицей, рассказать о том, что в начале весны перелётные птицы возвращаются в родные края, одними из первых прилетают грачи. Они сразу начинают строить гнезда. Обогащать словарный запас детей («грачевник») развивать связную речь.
Способ организации: экскурсия, наблюдение.
ВЕЧЕР
- Разучивание пословиц и поговорок.
Лес без птиц и птицы без леса не живут. Всякая птица своим пером гордится. Позаботься о птицах зимой, они о тебе позаботятся весной. Летит скворец - зиме конец. Объяснить их смысл.
Средства: поговорки
- Подготовка ко сну. Д/и «Пароль» - пройти в спальню назвав птицу.
Способ организации: игровая ситуация.
Вечерняя прогулка
- Просмотр презентации «Перелетные птицы».
Средства: презентация
Способ организации: занятие
- Наблюдение за птицами на участке детского сада. Воспитатель задает детям вопросы: какие птицы прилетают к нам на участок? Как вы им помогаете? Какого они размера? Какую пользу приносят птицы? Какая у них окраска? Чем питаются? Какие изменения в жизни птиц происходят весной?
Средства: вопросы.
Способ организации: наблюдение
- Д/и: «Кто больше запомнил пословиц о птицах».
Способ организации: игровая ситуация.
Среда
УТРО
- Дидактическая игра «Летает - не летает» побуждать детей определять действия словами, обогащать словарный запас, закреплять знания о птицах, насекомых, зверях.
Способ организации: игровая ситуация.
- Познавательное развитие беседа с детьми на тему: «Из чего сделаны гнезда?»
Средства: картинки гнезд разных птиц
Способ организации: беседа.
- Ситуативный рассказ воспитателя «Как птичка мама заботится о своих птенцах».
Цель: расширить знания детей об образе жизни птиц в разные жизненные периоды. Объяснить значение слова «желторотики».
Средства: картинки, фотографии птичьих гнезд с птенцами
Способ организации: рассказ воспитателя.
- Подвижная игра: Дети делятся на 2 группы; каждая группа имеет свой домик-гнездо. У каждой группы «птенчиков» есть птичка-мама. По слову воспитателя «полетели» птенчики вылетают из гнезда. В это время птички – мамы меняются местами. По сигналу «домой» птенчики возвращаются к своей маме в дом.
Способ организации: игровая деятельность.
НОД
1. Конструирование
Тема: конструктивные игры «Геометрические фигуры» закреплять конструктивные умения, умения работать с мелкими деталями при выкладывании птицы и их домиков из геометрических фигур. Работать по разрезной схеме и цельной. Закреплять знания геометрических фигур.
Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач. Развивать мелкую моторику рук
Средства: набор геометрических фигур
Способ организации: занятие
2. Развитие речи.
Тема: Составление описательного рассказа по репродукции А. К. Саврасова "Грачи прилетели".
Цель: Формировать умение детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине: понимать содержание картины, связно, последовательно описывать предметы и персонажи. Закрепить умение придерживаться структуры описательного рассказа: начало, середина, окончание, описание, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции. Упражнять детей в управлении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Развивать эмоциональный отклик на весеннее проявление природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.
Способы: художественное слово; вопросы и ответы; беседа по картине, образец педагога; поощрение, физ. минутки.
Средства организации: репродукция картины А. К. Саврасова "Грачи прилетели".
ПРОГУЛКА
- Д/и по развитию речи, ознакомлению с окружающим «Что это за птица» - формировать умение описывать характерные признаки птиц, узнавать их в окружающей обстановке.
Средства: картинки и фото птиц
Способ организации: игровая ситуация
- Д/и «Узнай птицу» Дети по очереди показывают характерными движениями птицу, не называя ее. Задача играющих: узнать и назвать птицу.
Способ организации: игровая ситуация
ВЕЧЕР
- Викторина (по командам) «Птицы».
Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания по теме «Птицы», развивать логическое мышление, внимание, активизировать в речи детей названия птиц и их птенцов.
Средства: ноутбук.
Способы организации: За верный ответ команда получает пёрышко. В конце дети сами определяют победителя путем подсчета фишек-перышек и отмечается команда, дети которой получили наибольшее количество перышек. Им вручаются медали «Знатоки».
Вечерняя прогулка
- Беседа «Какой корм любят разные птицы».
Цель: учить устанавливать связь между перелётом птиц и наличием корма подвести к пониманию необходимости систематически их подкармливать в зимний период
- Художественное слово: Говорила сорока - сороке: «Я как рыба молчу на уроке».
Цель: учить понимать образное выражение
- Проговаривание чистоговорок: чу-чу-чу врач едет к врачу,
Цы-цы-цы есть хотят птенцы,
Ха-ха-ха не поймать нам петуха…
Четверг
УТРО
- Ситуативный разговор закрепить название перелетных и птиц,
Способ организации: беседа
- Проговаривание скороговорок:
Проворонила ворона вороненка.
Орел на горе, перо на орле.
Воробей вороне подарил корону.
Села сорока на нос носорогу.
- Разучивание физминутки для пальчиков:
Птички летят, Зернышки клюют. Гнездышки вьют
Цель: развивать мелкую моторику, способствовать тренировке подвижности центральной нервной системы.
НОД
1. Художественно-эстетическое развитие. Аппликация
Тема «Волшебные птицы»
Цель: Создать коллективную композицию. Развивать фантазию. Способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера, художественного вкуса. Вызвать интерес к творчеству.
2 Экология
Тема: «Как узнать птиц»
Цель: формировать у детей обобщенное представление о птицах, как живых существах, живущих на земле и на воде, умеющих летать и имеющих типичное строение. Учить устанавливать причинно-следственные связи различного характера.
Просмотр презентации «Перелетные птицы».
Средства: презентация
Способ организации: занятие
ПРОГУЛКА
- Подвижная игра «Совушка»
Цель: познакомить детей в ходе игры с особенностями жизнедеятельности совы, развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.
Способ организации: игровая деятельность.
Выбирается водящий «совушка». Остальные дети изображают бабочек, птичек. По сигналу воспитателя: «День!» - дети бегают по площадке, на команду: «Ночь!» - замирают и останавливаются. «Совушка» выходит из гнезда и тех, кто пошевелится, забирает к себе. Игра повторяется.
- Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Обратить внимание детей на то, что корм в кормушках остаётся нетронутым. Не прилетают на кормушку снегири, свиристели (они улетели к северу, так как любят более холодный климат).
Средства: кормушки на деревьях
Способ организации: наблюдение
- Словесные игры «Да — нет» Учить детей мыслить, быстро и логично отвечать на вопросы, делать правильные умозаключения.
Способ организации: игровая ситуация, вопросы.
Пятница
УТРО
- Д/игра «Назови лишнюю птицу»
Цель: учить детей отличать перелётных птиц от зимующих, закреплять в речи их названия, находить различия между картинками
Способы организации: Игровая ситуация
НОД
1. Коммуникация. Грамота.
А) Как часть занятия: кроссворд «Птицы», игра «Прочитай и найди лишнее слово» (петух, оса, павлин, (курица кукушка, воробей…
Б) Загадывание загадок, а дети (по заданию воспитателя) из ответа пишут первую или последнюю букву на своих листочках. В конце игры читают новое получившееся слово.
2. Презентация: «Голоса птиц».
Цель: учить детей различать не только по внешнему виду наиболее часто встречающихся птиц, но и по голосам, упражнять в звукоподражании.
ПРОГУЛКА
- Подгрупповая работа по развитию движений.
Игра «Петушок»
Цель: упражнять в перешагивании предметов (ведёрки, сохраняя осанку при движении; развивать координацию движений, ловкость. Быстроту реакции.
Способ организации: Игровая ситуация «Лиса в заячьей избушке». Покажите, как шёл петушок – золотой гребешок выгонять лису из заячьей избушки, как она одевалась, убегала…
ВЕЧЕР
- Обучающая ситуация. Инсценировка рассказа «Какая птица пела в парке»
Цель: уточнить, какая птица кукует, чирикает, ухает, кукарекает, каркает, крякает, воркует, гогочет, чирикает. Объяснить детям значение слов «подражать», «нрав». Учить детей подбирать слова, похожие по смыслу «странная», «ручной».
- игра «Кто больше увидит птиц на участке?»
Работа с родителями
Совместная деятельность родителей и детей "Изготовление кормушек для птиц" в зимний период.
Порекомендовать родителям сходить в парк вместе с детьми и понаблюдать за птицами.
Предложить родителям вместе с детьми подобрать познавательную литературу о птицах и принести в детский сад для организации выставки в групповой комнате.
Рекомендация родителям художественной литературы по теме "Птицы" для чтения детям дома.
Предложить родителям участвовать в сборе информации для лэпбука "Красная книга Ростовской области".