ирина солдатенко
Занятие «Звуки [С] — [З], [С’] — [З’]»
Тема. Звуки [С] — [З], [С’] — [З’]
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Развивать у ребенка языковое чутье и чувство рифмы.
2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [С] — [З], [С’] — [З’].
3. Учить звуковому и слоговому синтезу слов.
4. Учить выделять из предложения слова с определенным звуком.
5. Учить сравнивать слова по звуковому составу, анализировать пред-ложения с этими словами.
Задание 1. Взрослый предлагает ребенку самостоятельно подобрать рифму к предложенным словам:
Публикация «Занятие „Звуки [С] — [З], [С’] — [З’]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
мак (рак, гамак (судак, зайка (майка, Зина (корзина, резина, бочки (кочки, замочки) и т. д.
Задание 2. Дифференциация звуков [С] — [З].
Назвать первый звук в именах :
Саня, Соня, Софья; Зоя, Захар.
Сравнить артикуляцию звуков [С] и [З] (найти общее и различие, обра-тив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику звуков [С] и [З], символы и обозначение.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]» :
с, з, с, з. ; са, за, зо, со. ; санки, золото, зубы, коса, коза, нос.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» :
са-за, со. ; зо-со, зу.
Повторить за взрослым ряд слогов:
са-за-за, за-са-са, за-са-за, са-за-са, за-за-са, са-са-за.
Дидактическое упражнение «Составь слово» (составить слово из сло-гов) :
са, мо, лет; зо, ло, то; ско, во, ро, да; зо, о, парк.
Задание 3. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков) :
с, у, п; с, о, к; з, у, б, ы; к, о, з, ы; р, о, з, ы; с, у, м, к, а.
Закончить слово нужным слогом:
СЫ, ЗЫ: ва., но., ко., та., бу., гро., бере., ча.
Какое из слов можно закончить слогом -сы и слогом –зы?
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] и [З]) :
санки, забор, сова, сок; коза, роза, ваза, нос; самолет, сумка, стрекоза, суп.
В каком слове встречаются оба звука?
Заменить звук [С] на звук [З] в словах. Какие слова получились? Соста-вить с ними предложения, используя изученные предлоги:
соя — Зоя, сайка —. , сахар —. , суп —. ; коса —. , лиса —. , косы —.
Вспомнить загадки, чистоговорки на звуки [С] и [З] (см. темы № 25, 26).
Задание 4. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [С] и [З].
Вспомнить как можно больше слов со звуками [С] и [З], по возможно-сти подобрать к ним рифму.
Прослушать предложения. Назвать в них слова со звуком [С] и звуком [З].
Соня гуляет на поляне. У Оли болят зубы. Соня идет в лес. Захар увидел козу на поляне. Соня и Зоя купили вазу.
Задание 5. Дифференциация звуков [С’] — [З’].
Назвать первый звук в словах : зима, Сима.
Сравнить артикуляцию звуков [С’], [З’], обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить символы, характеристику и обозначение этих звуков.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С’]» :
сь, зь, сь. ; зь, сь. ; ся, зя, зи, си; Сима, синий, зеленый, козел, поросенок.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» :
ся-зя, си., зи-си, зю-.
Повторить за взрослым слоговой ряд:
ся-ся-зя, зя-ся-ся, ся-зя-ся, зя-ся-зя, ся-зя-зя, зя-зя-ся. Дидактиче-ское упражнение «Составь слово» (составить слово из слогов) :
по, ро, се, нок; зи, мо, ро, док; се, ле, доч, ни, ца; ар, бу, зи, ки.
Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С’] и [З’]) :
резина, зяблик, земля, Семен; Сева, синий, озеро, семена.
Вспомнить загадки, чистоговорки на звуки [С’] и [З’] (см. темы № 25, 26).
Задание 6. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [С’] и [З’].
Подобрать как можно больше слов со звуками [С’] и [З’].
Прослушать предложения. Назвать в них слова со звуками [С’] и [З’] :
Сима гуляет на поляне. Ваня кормит зяблика. Зина идет в мага-зин. Сима и Зина увидели на лугу гусей.
Задание 7. Дифференциация звуков [С] — [З], [С’] — [З’].
Назвать мягкие (твердые) согласные звуки, назвать звонкие (глухие) со-гласные звуки ([С], [С’], [З], [З’]).
Рассмотреть и назвать ряд картинок. Сказать, какой звук в слове ([С], [С’], [З], [З’], определить место звука в каждом слове, разделить слова на сло-ги, назвать самое длинное слово и самое короткое. Разделить все картинки на две стопки:
— с мягкими согласными звуками [С’], [З’];
— с твердыми согласными звуками [С], [З];
— со звонкими согласными звуками [З], [З’];
— с глухими согласными звуками [С], [С’].
Составить с каждым словом предложение.
Выучить скороговорки:
Идет козел с козой,
А коза идет с косой.
Змея змеилась,
Змея смеялась,
Смеясь, змеилась,
Змеясь, смеялась.
Задание 8. Вспомнить буквы, которыми обозначают на письме звуки [С], [С’] и [З], [З’].
Звуко-слоговой анализ слов : составление и преобразование их с помо-щью букв разрезной азбуки, составление схем из кружков, чтение, письмо под диктовку.
Сима — зима, косы — козы, Лиза — лиса.
Чтение, анализ предложений. Сколько слов в предложении? Какое пер-вое слово? Последнее? Есть ли предлог в предложении? Какой это предлог? Найти его схему. Каким по счету он стоит в предложении? Списывание:
Вот Сима. У Симы лиса. Вот Лиза. У Лизы козы. Тут Лиза и Си-ма. У Лизы лиса и козы. У Симы коза и лисы.