Сисанова Жанслу
Конспект занятия «Звуки [ч]-[щ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Цель: обобщить фонематические представления детей, полученные за учебный период на примере звуков Ч и Щ, привлекая к сотрудничеству родителей; наглядно показать родителям приемы формирования фонематических представлений через игровые упражнения.
Задачи:
Обучающие: Уточнить уклад артикуляционных органов при произнесении звуков Ч и Щ, характеристику этих звуков. Совершенствовать умение определять наличие звука в слове, его местоположение (начало, середина, конец слова).Упражнять в анализе и синтезе слова, умении составлять схему слова и анализировать ее. Закреплять зрительный образ букв, навык чтения прямых и обратных слогов. Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее.
Темочки:
Развивающие: Развивать просодические компоненты речи: ритм, темп, длительность и силу выдоха, четкость дикции; связную речь детей, слуховое внимание, память, воображение, логическое мышление; продолжать учить координировать речь с движениями.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, целеустремленность, внимание друг к другу, умение работать в группе и доводить дело до конца.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Материалы и оборудование: мольберт, магнитная доска, магнитные буквы (все гласные и согласные Ч и Щ, кружки-магниты красного, синего и зеленого цветов, массажный мяч, указка.
Ход занятий.
Организационный момент.
На мольберте прикреплен рисунок (занятия №39)
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в страну Азбуку.
Уточнение артикуляции звуков.
Обсуждаем уклад артикуляционных органов, характер воздушной струи. Даем характеристику звуков Ч и Щ.
- Итак, мы познакомились со звуками Ч и Щ. Сядьте на коврик и произнесите звук (Ч). Что делает язык во время произнесения этого звука? Дайте характеристику этому звуку. Какой он? (согласный, глухой, мягкий)
-Произнесите звук (Щ). Что делают губы и язык во время произнесения этого звука? Какой он? (согласный, глухой, мягкий).
Речевые игры.
Игра с массажным мячом «Добавь звук, назови слово»
(добавить в конец слов звук Ч или Щ и назвать слово. (Дети по очереди ловят мяч и возвращают его воспитателю, добавляя звук и называя слово).
Мя., ово., лу., но., ле., обру., ве., ди., пе., тка., бор., пла., ме., до., помо., кирпи. .
Физминутка
- А сейчас немного отдохнем и поиграем. Я буду начинать, а вы мне помогайте.
Дети проговаривают стихотворение, отвечая на вопросы и изображая то, о чем в нем говорится.
Лев рычит, рычит, рычит. Лев какой? (рычащий).
Пес ворчит, ворчит, ворчит. Пес какой? (ворчащий).
Бык мычит, мычит, мычит. Бык какой? (мычащий).
А петух кричит, кричит. Он какой? (кричащий).
Молоток стучит, стучит. Молоток какой? (стучащий).
Колокол звучит, звучит. Колокол какой? (звучащий).
- Молодцы!
Работа по картине занятия.
- Почему щетки напали на Лисёнка и не тронули Ежика Мудрую Сову?
Чтение воспитателем истории происшествия друзей - игрушек. (стр 88 пособие.
К домикам каких звуков тропинка привела Ёжика?
-Сегодня мы продолжим говорить о звуках (Ч) и (Щ)
1. Рассматривание иллюстрации на стр. 16 тетради (мольберт)
- Расскажите, чем занимаются игрушки на площадке для отдыха. Назовите слова со звуком (Ч) и со звуком (Щ).
2. Расскажите о звуке (Ч) и звуке (Щ). Что общего у этих звуков? Какой из них произносится отрывисто, а какой можно долго тянуть?
Физминутка «Будем прыгать и скакать».
3. Работа по рисунку №3.
-Объясните что обозначает каждая схема и подберите к ней слова.
4. Работа по рисунку №4.
-Назовите картинки парами и определите одинаковые слоги. (свеЧА – Чашка, каЧЕли – пеЧЕнье).
5. Работа с рисунком №5.
-Назовите ласково картинки и обведите только те, в ласковых названиях которых есть два звука (Ч) и (Щ). (яЩиЧек, ЩеноЧек).
6. Выкладывание слов.
Отгадывание загадок.
Воспитатель: - Дети, а вы умеете отгадывать загадки?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Тогда попробуйте отгадать вот такие загадки:
Уши торчком,
Хвост крючком.
Весело лает,
В дом не пускает.
(Щенок)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.
(Щука)
Капризные сандали
Однажды мне сказали:
-Боимся мы щекотки
Сапожной строгой….
(Щётки)
-А теперь возьмите фишки и выложите ими слова – отгадки.
Дети выполняют задание.
7. Чтение слогов (на доске).
Итог занятий.
-Ну что же наше путешествие на сегодня подошло к концу.
-Какие звуки вы учились различать?
-Что вам запомнилось на занятия?
А что больше всего понравилось?