Регина Ханбекова
Конспект занятия «Знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня наше занятие будет посвящено творчеству А. С. Пушкину. Перед вами портрет великого поэта в зрелом возрасте.
В: - А что вы знаете о А. С. Пушкине? (ответы детей)
В: Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 г. Он рос вместе со старшей сестрой Ольгой и младшим братом Левушкой. Мать, Надежда Осиповна Ганнибал, приходилась внучкой арапу Петра I, впоследствии русскому генералу Ганнибалу. Отец, Сергей Львович, небогатый помещик, хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.
Темочки:
В семье Пушкиных все увлекались литературой, поэзией, даже дети пробовали сочинять стихи.
«Пушкины жили весело и открыто, и всем домом заведовала старуха Ганнибал, очень умная, дельная и рассудительная женщина,- вспоминала позднее одна знакомая Пушкиных.
- Старший внук ее, Саша, был большой увалень и дикарь, кудрявый мальчик лет девяти или десяти, со смуглым личиком, не скажу чтобы приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались.»
В: -А это портрет маленького Саши. (демонстрация портрета маленького Саши)
Мария Алексеевна Ганнибал очень любила умного не по годам внука. Мальчик также был нежно привязан к бабушке, учился у нее русской грамоте, а когда подрос, то жадно слушал ее рассказы о русской старине, о Петре I, о своем прадеде Ганнибале.
За детьми Пушкиных ходила няня Арина Родионовна - крепостная крестьянка. Она была в детстве самым близким человеком из взрослых для Саши. Няня знала много народных песен и сказок, речь её была полна пословиц и поговорок. Она знала много народных русских песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Нянины сказки часто снились Пушкину.
А когда Пушкин стал взрослым, он пересказывал сказки в стихах. Так родились его сказки.
В: Ребята, а какие сказки Пушкина вы знаете? («Сказка о Золотой рыбке», Сказка о попе и работнике его Балде»)
В: А почему сказки Пушкина называются сказками, а не рассказами?
(В сказках много чудес, волшебства, колдовства, а рассказы похожи на правду.)
Воспитатель: Какие чудеса вам встречаются в сказках Пушкина? (Золотая рыбка –разговаривает и выполняет все желания, черт с Балдой соревнуется)
В: Ребята, а вы хотите побывать у лукоморья, у самого синего моря и увидеть героев сказок, которые придумал Пушкин? (ответ детей)
В: Тогда закройте глаза и представляете…
(читаю произведенияи демонстрирую иллюстрации кнему)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный.
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках.
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух. там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
В: Понравилось вам у Лукоморья? Кто живет в нем? (Дети перечисляют).
В: Хотите услышать другие произведения поэта. (Ответы детей)
В: В сказках Пушкина отражается богатый и красочный мир народной фантазии, зазвучит во всей своей красоте народный язык. Мы еще не раз вернемся к этому удивительному и великому поэту и к его замечательным сказкам.
Лексико-грамматические упражнения
Цель. Активизировать речь детей.
Ход занятия
Педагог уточняет у детей, какое сейчас время года и какой месяц пришел на смену сентябрю.
«Осень, осенний, – говорит воспитатель. – А про что можно сказать осенний – осенняя – осеннее?»
Педагог оценивает ответы детей, хвалит за умение слушать задание и дает свои варианты: осенняя непогода, осенняя слякоть, осенний лист, осеннее настроение и т. п.
«Осенью и люди, и звери делают запасы на зиму, – напоминает воспитатель.
Вышел ежик погулять
Да грибов насобирать.
Как думаете, какие грибы ему попались?
У многих слов есть слова-родственники, например: еж – ежик… (ежиха – ежата – ежиный – ежовый)».
Затем воспитатель предлагает детям выполнить упражнение «Один – много» : «Цапля одна, а много… (цапель, одна пачка сахара, а много (пачек, один носок, а много… (носков, один чулок, а много… (чулок, одно ухо, а много… (ушей).
«А теперь помогите мне закончить предложения, – просит воспитатель:
– Если мы будем внимательны на занятиях по развитию речи, то…
– Чтобы хорошо учиться, надо…
– Мы растем здоровыми и сильными, так как…
– Когда мы вернемся с прогулки, то…»
Выслушав ответы детей, педагог повторяет полное предложение.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение :
Напитки я испробовал различные,
Пил соки золотые полной чашей.
Они – не умаляю – преотличные,
Но меркнут по сравненью с простоквашей.
А. Смирнов