Вера
Конспект НОД «Зимние явления в природе» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для старшей группы
Подготовил: воспитатель
Муратова Вера Александровна
Тема: «Зимние явления в природе.»
Задачи:
Образовательная: расширять представления о зимних изменениях в природе;
Развивающая: развивать познавательную активность;
Воспитательная: воспитывать интерес к окружающему миру.
Методы: Беседа, вопросы детям, сюрпризный момент (предварительная работа, индивидуальная работа, дифференцированный подход с учетом умений навыков детей).
Приё мы руководства деятельностью детей в ОД:
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Приё мы постановки цели и мотивации деятельности детей: комментирование.
2. Приё мы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, обследование и вывод.
3. Приё мы организации практической деятельности детей: показ иллюстраций, моделирование.
4. Приё мы поддержание интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов деятельности.
5. Приё мы оценки : поощрение, взаимопомощь детей.
Виды детской деятельности в ОД:
Коммуникативное развитие, познавательно-исследовательское развитие, физическое развитие, речевое развитие. Оборудование: пластилин, доски, стеки, салфетки
План ОД
1. Вводная часть (мотивационная деятельность) 3 мин.
Создание проблемной ситуации
Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.
2. Основная часть (деятельностный подход) : 14 мин.
Определение способа решения проблемы
Планирование
Загадки
Физкультурная пауза
3. Заключительная часть (рефлексия) : 3 мин.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов. Длительность ОД: 25 минут
Ход образовательной деятельности
Части ОД Содержание Области
1. Вводная часть Здравствуйте ребята! Я очень рада всех Вас видеть на сегодняшнем занятии. Давайте встанем в кружок и поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг!
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Мы с вами живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; а зима щедро укутывает землю серебром снежинок. Зима – это самое волшебное время года. Наша русская зима, словно сказочное царство, где происходят различные чудеса.
Ребята, я сегодня шла в детский сад и нашла волшебную снежинку. А на ней загадка (про зиму). Отгадаем загадку?
Ответы детей: Да.
В это время года
Ложится спать природа,
Укрывшись белоснежным
Пушистым снегом нежным.
В снегу деревья и дома,
Мы говорим: «Пришла … (зима!».
Социально-коммуникативное развитие.
Речевое развитие.
2. Основная часть Воспитатель: Правильно. Ребята, какое сейчас время года? А как вы догадались? Какие приметы зимы вы знаете? А какие зимние месяцы существуют? С какого месяца начинается зима? А с какого – Новый год? Кто мне скажет, каким месяцем заканчивается зима?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Я хочу рассказать вам о зимних явлениях природы, некоторые из них вы уже знаете.
2. Просмотр презентации «Зимние явления в природе».
Под музыку П. И. Чайковского «Времена года» дети просматривают презентацию «Зимние явления в природе».
Воспитатель: Давайте, слушая красивые звуки природы, посмотрим зимние пейзажи. Посмотрите, пожалуйста, какая красота! (слайд №2).
Воспитатель: Ребята, это зимние месяцы (слайд №3). Какие зимние явления природы мы здесь видим? (слайд №4, 5, 6)
Ответы детей: Мы видим снегопад, метель, вьюгу.
Воспитатель: Как называется зимнее явление, когда идёт сильный снег, дует, завывает ветер?
Ответы детей: Это зимнее явление называется метель, вьюга.
Воспитатель: Но зимой бывает и так, что становится теплее, снежок подтаивает. На снегу образуется твердая корочка «наст» (слайд №7). На крышах и деревьях появляются сосульки (слайд №8). Такое состояние погоды называется «Оттепель».
(слайд №9). Гололед – это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах и т. д.)при замерзании переохлажденного дождя и мороси (тумана).
(слайд №10). Воздушный пар превращается в капельки воды, когда остывает. Это и есть туман. В мороз туман образуют мельчайшие кристаллики льда, которые потом, падая на деревья, образуют иней, такая зимняя роса. Чаще всего так и бывает. Сначала туман, потом иней. Значит, туман — это слишком насыщенный льдинками воздух.
Воспитатель: А как называется мелкий дождик? Мелкий дождик называется изморозь (слайд №11). Когда заканчивается изморозь и ночью немного подмораживает, на деревьях и кустарниках появляется красивый иней (слайд №12).
Изморозь и иней образуются в морозную погоду из водяного пара, но иней окутывает предметы тонким слоем, а слой изморози довольно толстый и нарастает равномерно со всех сторон. Да и по внешнему виду иней не такой пушистый и нарядный, как изморозь, переливающаяся разными цветами.
По ходу обсуждения звучит спокойная музыка, и показываются на экране картинки.
3. Дидактическая игра «Что лишнее?»
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в дидактическую игру «Что лишнее?»(среди разных картинок надо выбрать только те, которые относятся к зиме).
Физкультминутка. Упражнение «Снег».
Снег сегодня шёл с утра (руки опускаются сверху вниз)
Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)
Снег на ветках (руки вверх, на дорожках (наклонили вниз)
На носах (дотрагиваются до носа) и на ладошках (показывают ладошки).
4. Экспериментальная деятельность.
Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами отправимся в снежную лабораторию, в которой происходят чудеса со снегом и где я буду лаборантом. (одеть белый халат)
(Помощник воспитателя приносит тарелочки со снегом и пустые формочки).
Воспитатель: Давайте посмотрим, что будет происходить со снегом в тёплом помещении? Какой становится снег?
Ответы детей: Снег становится влажным, липким.
Воспитатель: Давайте его потрогаем. Что можно сделать с таким снегом?
Ответы детей: Можно скатать комочек.
Воспитатель: А что происходит со снегом, когда мы его катаем в руках?
Ответы детей: Снег тает в руках.
Воспитатель: Что произойдёт со снегом, спустя некоторое время?
Ответы детей: Снег превратится в воду.
Воспитатель: Правильно ребята, снег растает и превратится в воду. А если мы эту воду нальём в формочки и поставим на улицу на мороз, что с ней произойдёт?
Ответы детей: Вода замёрзнет и превратится в лёд.
Воспитатель: Правильно! Сегодня когда я пришла в детский сад я специально оставила снег в теплом помещении. Сейчас он уже растаял и превратился в воду. Давайте мы рассмотрим какая же это вода. Можно ли эту воду назвать чистой? (рассматриваем через лупы и пропускаем через фильтр).
Ответы детей: Нет, в ней видны частички грязи, пыли.
Воспитатель: Во время снегопада снег собирает в воздухе частички пыли. Поэтому, несмотря на то, что снег белоснежный, в нём содержится много грязи и микробов. Давайте аккуратно выльем воду в эту формочку.
Дети сливают воду в приготовленную формочку.
(Помощник воспитателя уносит формочки с водой).
Воспитатель: Когда вечером вы пойдете домой, то увидите свои формочки, в них уже будет лёд.
Познавательное развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Речевое развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие.
3. Заключительная часть
Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов ОД Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами беседовали? Саша, что нового ты узнала? Соня, чем тебе понравилось заниматься? Вам было интересно? Захар, что тебе было интересно? Ангелина, о каких зимних явлениях ты узнала сегодня?
Воспитатель: Дети, вы сегодня были внимательны, узнали много нового и закрепили свои знания о зимних явлениях природы. Теперь вы можете поделиться ими со своими товарищами. А сейчас вернемся в группу.
Познавательное развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Речевое развитие.
Длительность ОД: 25 мин