Наталья Кирьянова
Образовательная деятельность «Зима в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• обобщение и систематизация знаний детей о природе;
• формирование первоначальных понятий, позволяющих дошкольникам шире ориентироваться в окружающем (умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать связи между фактами);
• сформировать элементарное понимание зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ (мало света, тепла, вода и земля замерзли; растения находятся в состоянии покоя; животные не могут найти себе достаточно еды, им холодно – они изменили образ жизни и поведение);
• воспитывать интерес к зимним явлениям природы.
Публикация «Образовательная деятельность „Зима в природе“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В процессе воспитательно – образовательной деятельности по данному направлению воспитатель выстраивает систему специально организованных мероприятий с детьми, на которых осуществляется формирование конкретных представлений о зимующих птицах, о подготовке животных к зиме, о растениях, явлениях неживой природы.
1. Экскурсии в природу.
Экскурсия проводится в лес, сад, сквер, где дети уже были весной, летом и осенью.
Рекомендуется прочитать детям стихотворение Александра Пушкина
Идет волшебница - зима,
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
Во время зимней экскурсии сравнить:
чем отличается наступающее время года от предыдущих времен года?
Что говорит о начале нового сезона?
Наблюдая с детьми за изменениями в природе, воспитатель обязательно обращает внимание на красоту зимней природы. Рассматривают, как деревья принакрылись снегом точно бахромой.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что продолжительность дня сокращается, утром темно и вечером рано темнеет.
Наблюдая за солнцем – дети приходят к выводу, что солнце светит ярко, но плохо греет. На улице холодно.
В группе, в свободной деятельности, совместно с воспитателем, в центре «Почемучки», проводятся опыты и эксперименты со снегом, водой.
Опыт «Снег и лёд»
Цели: выяснить, снег и лед рыхлостью и хрупкостью.
Материалы: ёмкости со снегом и льдом, маленький молоток.
Вывод: снег- рыхлый, лёд- твёрдый, но в то же время хрупкий, колется как стекло.
Опыт «Что быстрее растает?»
Оборудование и материалы: прозрачные стаканы, снег, лёд, салфетки.
Первая группа – рыхлый снег.
Вторая группа – комок снега.
Третья группа – лёд.
Опыт «Имеют ли снег и лёд форму?»
Материал: формочки, снег, лёд.
Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того предмета, в который его положат.
На участке дети наблюдают за птицами. Воспитатель спрашивает, какие птицы улетели в тёплые края и какие птицы остались зимовать.
Зимой птицам очень холодно и голодно. Какую помощь мы можем оказать? Дети: покормить птиц. Правильно, а как мы можем это сделать?
Дети высказывают свои мысли (организовать столовую для птиц, сделать домики, кормушки).
Воспитатель: читает стихотворение Александра Яшина
Покормите птиц
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнезда, выведут и выкормят птенцов. Осенью и в начале зимы снова раздается их низкий звонкий посвист: «жю-жю-жю».
Во вторую половину дня организуется «Беседа о зимующих птицах».
Воробей — маленькая птичка. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Воробей — шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза.
Почему синицу, воробья, снегиря называют птицами?
Какие это птицы? (Зимующие.)
А каких еще зимующих птиц вы знаете? (Голубь, ворона, дятел, сорока, клест, кукушка и т. д.) (Выставляются картинки зимующих птиц.)
Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.)
Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.)
У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у снегиря? (Ленивый, грустный, малоподвижный и т. д.)
А какая синица? (Тонкая, юркая, веселая, умная и т. д.) ~ Что можно сказать про воробья? (Драчливый, веселый, удалой, боевой, шустрый и т. д.)
— А вы знаете, как эти птицы подают голоса?
Воробей — чирикает. Синица и снегирь свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона — каркает. Голубь — воркует. Сорока — трещит и т. д.
Голодно и холодно зимой птицам. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки.
А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? Я вам покажу семена, которыми можно подкормить птиц.
Это семена от дыни. Какие семена? — Дынные. Их ест синица.
Это семена от арбуза. Какие семена? — Арбузные. Их ест снегирь.
Это семена от ясеня. Какие семена? — Ясеневые. Их тоже любит снегирь.
Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких птиц?
А еще у нас есть сало, какая птица любит сало?
В речевом центре выставлена детская художественная литература о птицах, энциклопедии, иллюстрации, альбомы о птицах.
В художественно – эстетическом центре, дети по желанию, используют разнообразные материалы для воспроизведения птиц. Свои работы вывешивают на «стену творчества».
В уголок для родителей выставляется информация: Уважаемые родители, просим Вас принять участие в акции «Накормите птиц зимой».
Дети рассказывают родителям, что нового они узнали о зимующих птицах. В совместной деятельности дети - родители – воспитатель проводится итоговое событие по данному направлению.
Воспитатель проводит мастер – класс для родителей и детей на тему: «Птицы – наши друзья». Дети из ниток изготавливают птиц (снегирей, синиц). Для родителей даются рекомендации с показом, как изготовить кормушки для птиц.
Воспитатель предлагает родителям и детям разделиться на две команды, проводится «Зимняя викторина» по книге В. Бианки «Лесная газета».
1. Где раки зимуют?
В норках по берегам рек и озер.
2. Что птицам страшнее зимой – холод или голод?
Голод птицам страшней. Утки, лебеди, чайки, например, остаются у нас на всю зиму, если есть чем кормиться, если где – нибудь остается не покрытая льдом вода.
3. Если зайцы начали белеть позже, чем обычно, какой ждать зимы – ранней или поздней?
Поздней.
4. Что такое «кузница дятла»?
«Кузницей дятла» называю дерево или пень, в щель которого дятел засовывает шишки, чтобы обработать их клювом. На земле под такой «кузницей» часто накапливается целая горка развороченных дятлом шишек.
5. Какой ночной хищник появляется у нас только зимой?
Полярная белая сова.
6. Что такое «заячья скидка»?
Прыжки зайца со следа в сторону.
7. Где зимой и осенью спят вороны?
В садиках и рощах на деревьях, куда с вечера собираются большими стаями.
8. Когда от нас улетают последние утки и чайки?
Когда замерзнут последние озера, пруды и реки.
9. С какими птицами осенью и зимой водят компанию дятлы?
Осенью (и на всю зиму) дятлы присоединяются к стайкам синиц, пищух, поползней.
На следующий день дети совместно с родителями приносят кормушки и развешивают на деревья.