Клушина Наталия
Проектная деятельность «Волшебница-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность по теме: «Волшебница-зима»
в подготовительной к школе группе.
«В ледяной карете мчится зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится в сонные дома.
Расцветают скверы, парки снежной белизной,
И мороз возводит арки над лесной тропой»
Т. Бокова
Публикация «Проектная деятельность „Волшебница-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Вид проекта: познавательно-исследовательский, социальный.
Сроки реализации: краткосрочный.
Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители воспитанников.
Проектная идея: обобщить и систематизировать представление детей о зиме, как о времени года.
Актуальность проекта: тема проекта способствует формированию у детей дошкольного возраста целостного представления о зиме; общению детей с миром природы; развитию у детей познавательной активности, коммуникативных навыков
Проблема: в процессе работы с детьми группы дошкольного возраста был выявлен недостаточный уровень сформированности знаний о зиме.
Гипотеза: можно предположить, что для повышения уровня знаний по теме «Зима» нужно использовать не только традиционные формы работы с детьми, но и современные подходы (самостоятельный поиск информации детьми совместно с родителями, обмен информацией в группе между детьми).
Цель проекта: уточнение и систематизация представлений детей о зиме средствами разнообразных видов детской деятельности.
Задачи проекта:
Обучающие: расширить и обобщить представление детей о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
Развивающие: развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать самостоятельность в решении проблемных ситуаций, развивать умение видеть красоту окружающего мира, радоваться разнообразию зимних забав.
Воспитательные: воспитывать экологическую культуру дошкольников; воспитывать заботливое отношение к животному и растительному миру.
Формы реализации проекта:
– НОД
– Беседы
– Наблюдения
– Исследовательская деятельность
– Чтение художественной литературы
– Игровая деятельность
– Продуктивная деятельность
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
До начала реализации проекта были проведены следующие мероприятия:
Поисковая работа по набору иллюстраций по О. Б. Ж. о зиме и зимних явлениях, птицах.
Подбор художественной литературы.
Поиск пословиц, поговорок, примет, образных выражений, стихов, загадок.
Подготовка конспектов НОД.
Подготовка наглядного материала.
Организационный этап:
Познавательное развитие
НОД: «Зима полна серебра», «Идет волшебница зима», «Путешествие в зимний лес».
Ситуативные беседы на темы:
«Почему скрипит снег»
Цель: помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха.
Цель: расширить представления детей о зиме. Учить устанавливать связи и закономерности в природе.
«Осторожно! Зимние травмы»
Цель: рассмотреть различные ситуации безопасности жизни и здоровья в зимнее время (гололед).
«Что будет, если одеться не по погоде?». Логические рассуждения.
«Как живут птицы зимой»
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах, вызвать желание помогать им в трудных зимних условиях.
Цель: формирование знаний у детей о зиме, родном крае, развивать творческую и познавательную активность.
«Зимующие и перелетные птицы»
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах.
Дидактические игры:
«Чего не бывает зимой»
Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, логического мышления.
«Что прячется за сугробом»
Цель: развитие зрительного внимания, активизация словаря по теме.
«Что зимой бывает»
Цель: развитие представления о приметах зимы; совершенствование связной речи.
«Наоборот»
Цель: развитие слухового внимания, восприятия, логического мышления; активизация словаря, закрепление в речи слов-антонимов.
«Собери снеговика»
Цель: развитие зрительного внимания, пространственных представлений; совершенствование фразовой речи.
«Отгадай по описанию»
Цель: учить детей называть времена года по их признакам; развивать мышление, память, внимание.
«Кто был в гостях у снеговика (угадай по следам)»
Цель: развитие зрительного внимания и восприятия.
Наблюдения в природе:
Наблюдение за снегопадом. Формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении – снегопаде; развивать чувство прекрасного («Не вымыт, а блестит, не поджарен, а хрустит» /Снег/).
Наблюдение за хвойными и лиственными деревьями. Формировать знания о деревьях (что у них общего, и в чем отличия). Какие деревья растут на нашем участке? (Береза, рябина, сирень, тополь, лиственница, сосна).
Наблюдение за снегирем. Расширить представление о перелетных птицах. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Наблюдение за воробьем. Продолжать закрепление знаний о зимующей птице – воробье. Формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время.
(Прыгал воробьишка в коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой, нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца – покормите молодц. В. Мирясова).
Наблюдение за снежинками. Обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме. Учить сравнивать, развивать познавательную активность.
(Что за свездочки сквозные на платке и рукаве.
Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке.
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. Е. Благинина.)
Наблюдение за трудом дворника. Продолжать наблюдения за работой дворника, воспитывать уважение к работе дворника, прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.
Наблюдение «Следы птиц на снегу». Закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу.
(Кто прошел по дорожке?
И оставил свой след?
Это птичка-невеличка
А зовут ее … (синичка)
Наблюдение за снегом и льдом. Закреплять знания о разнообразных состояниях воды; формировать реалистическое понимание неживой природы.
(Мы – снежинки.
Это мы – Парашютики зимы.
Это мы над вами кружим,
Это мы с ветрами дружим.)
Познавательно-исследовательская деятельность:
Проведение опытов и экспериментов со снегом: «превращение снега в воду», «превращение цветной воды в разноцветные льдинки», «лед-вода-пар».
«Покормите птиц зимой». Развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Социально коммуникативное развитие:
Сюжетно - ролевые игры: «Телевизионный репортаж о зиме в нашем городе», «Следопыты», «У нас гости».
НОД: «Рассказывание по картине» Цель: закрепление представления о зиме и ее приметах, уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима», развитие диалогической речи.
Рассказывание на основе личного опыта:
«Игры зимой», «Я помогаю птицам».
Словесно-дидактические игры:
«Какая, какой, какое?», «Из чего - какой» (горка из снега - снежная и т. д, «Скажи наоборот», «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы».
Беседы по безопасности:
«Зимой одевайся по погоде, а не по моде»
«Осторожно, гололед»
«Первая помощь при обморожении»
«Снег и сосульки»
«Что нельзя делать на морозе»
«Правила поведения на горке»
Рассматривание иллюстраций, картинок по правилам безопасного поведения зимой.
Труд:
Строительство горки (с помощью родителей).
Цель: учить трудиться сообща, воспитывать трудолюбие.
Засыпка корней деревьев снегом. Цель: воспитывать желание оказать помощь живым объектам.
Расчистка от снега кормушек, кормление птиц. Цель: воспитывать положительное отношение к труду.
Меры борьбы с гололедом (посыпание дорожек песком). Цель: прививать трудолюбие, умение работать дружно.
Постройка фигур из снега. Цель: учить строить из снега фигуры.
НОД: (ручной труд): моделирование из бумаги, ватных дисков, бумажных салфеток (ветка елки, снеговик, дед мороз, снежинки).
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Синичкин календарь».
Одоевский «Мороз Иванович».
С. Я. Маршак «12 месяцев».
Цель: воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значения.
Русские народные сказки:
«Заюшкина избушка» (настольный театр).
Стихи: Н. Павловская «На земле снежок лежит».
П. Золотов «Ворона», «Синица», «Сорока», «Клест», «Снегири», «Свиристели»,
О. Высотская «Покатились санки вниз».
В. Берестов «Гололедица».
Т. Косова «Опасно кататься на замерзших лужах».
И. Черницкая «Пришла зима веселая».
Физическая культура:
Подвижные игры:
«Два мороза»
Цель: упражняться в беге, закреплять умение соблюдать правила игры.
«Ловишки-елочки»
Цель: продолжать совершенствовать технику бега (из разных исходных положений, в разных направлениях, с остановками и увертываниями от ловящих).
«Снежная баба»
Цель: координация речи с движением; бег в заданном направлении.
«Попади в цель»
Цель: (метание снежков в цель); развитие точности движений, глазомера.
«Снежная карусель»
Цель: воспитывать устойчивый интерес к подвижным играм, поощрять инициативу детей; учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе.
«Горелки»
Цель: поддерживать интерес к русским народным играм, формировать устойчивое отношение к культуре нашей страны, учить выполнять правила игры, проявлять дружбу и взаимопомощь.
«Санная эстафета» (бессюжетная подвижная игра)
Цель: упражнять в умении катать друг друга на санках; формировать волевые качества (инициативность, решительность, уверенность в своих силах); расширять репертуар традиционных игр, развивающих ловкость, быстроту реакции, умение взаимодействовать, смекалку, понимание ситуации.
Игры-эстафеты: «Забей шайбу», «Кто быстрее преодолеет сугроб», «Попади в цель», «Кто быстрее передаст снежок».
Здоровье: Беседы - рассуждения, «Пришел Мороз - береги ухо и нос», «Если хочешь быть здоров - закаляйся», «Одевайся по погоде, а не по моде».
Художественное творчество:
НОД: (рисование) «Шишки на ветке», «Снежинка», «Снегири», «Синицы», «Зимние забавы».
(Аппликация) «Снеговик», «Дед мороз».
(Лепка) «Хоровод снеговиков (снег)», «Синички – сестрички», пластилинография «Снежинка».
Работа родителями
Консультации для родителей:
«Как сделать прогулку приятной и полезной». Дать представление родителям о видах и значениях зимних забав, организованных во время прогулок.
«Укрепительный мороз». Рекомендации по проведению подвижных игр и мерах предосторожности во время пребывания детей на свежем воздухе зимой.
«Профилактика простудных заболеваний» (папка-передвижка).
Фотогазета «Зимние забавы» (родители).
«Выставка снежинок».
«Постройка ледяной горки на участке».
«Изготовление кормушек».
Заключительный этап:
Выставка детских творческих работ.
НОД по теме «Зима».
Презентация «Зима», «Зимующие птицы».
Познавательно - исследовательская деятельность: опыты со снегом и льдом.
Снеговые поделки на участке.
Продукт проектной деятельности
Итоговые мероприятия:
Выставка детских работ на тему «Зима».
Конкурс «Лучшая кормушка».
Благодарности детям и родителям за участие в конкурсе кормушек для
птиц «Заботимся о птицах».
Благодарности родителям за участие в создании ледяной горки.
Ожидаемый результат:
Повышение интереса к времени года зима, особенностей зимней природы, зимующих и перелетных птиц, а так же к собственной безопасности.
Вывод: Вследствие реализации проекта у дошкольников выработалось представление о зиме, ее признаках, жизни зимующих и перелетных птиц, появилось желание каждодневно подкармливать птиц зимой в детском саду и дома. Ознакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы. Овладели расширенным словарным запасом. Имеют представления о природе родного края. Научились применять правила безопасного поведения на природе. Повысилась активная родительская позиция оказания помощи зимующим птицам.
Творческая деятельность
Экспериментирование со снегом и водой
Постройки из снега
Зимние забавы