Анна Айдарова
Тема занятия: «Звук — слог — слово — предложение. Решение кроссворда». II год обучения, II период обучения (апрель).
▼ Скачать + Заказать документы
Вид занятия: Совершенствование звукового анализа и обучение грамоте.
Цель: Совершенствовать умения детей и применить их в практике для изучения нового материала - решение кроссворда.
Публикация «Тема занятия: „Звук — слог — слово — предложение, Решение кроссворда“, II год обучения, II период обучения (апрель),» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кроссворды для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Задачи: научить детей решать кроссворд; активизировать словарь детей; развивать связную речь; продолжать развивать навык звукобуквенного и слогового анализа и синтеза; совершенствовать навык чтения и письма; способствовать развитию навыков самостоятельной работы и активности; воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания; поощрять добрые отношения, внимание друг к другу.
Тип занятия: Фронтальное занятие. Досуг - «Умники и умницы». (авторское)
Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый (эвристический, практическая работа, интегративный.
Технические средства: мультимедийная установка, проектор.
Оборудование: отрывок диафильма, Карлсон, демонстрационная доска, графическая схема кроссворда, карточки в форме лепестков ромашки, кубики, наборное полотно, карточки - слоги, снежинки, магнитофон – песня про снег.
Ход досуга:
I. Название этапа: Мотивационно - целевой (орг. момент).
Цель этапа: Обеспечение мотивации (самостоятельно разгадать кроссворд) и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Создание проблемной ситуации (задания, познавательные вопросы).
Способы организации деятельности: Показ кроссворда на демонстрационной доске. Беседа.
Планируемый результат: Желание детей разгадать кроссворд.
Содержание деятельности, положение детей, слова логопеда, ответы детей:
ИКТ (звонок от Карлсона по скайпу, дети полукругом около проэктора).К: «Здравствуйте, ребята! Я нашел в одном журнале, что-то такоооое? Я не знаю, что это? Помогите мне разгадать!» (Познавательная задача). Л: «Да ты не переживай Карлсон, мы с ребятами сейчас тебе поможем!»
Эвристическая беседа (поисковый метод). – Что такое кроссворд?
Объяснение (основных понятий – вертикаль, горизонталь).
II. Название этапа: Операционный (основная часть).
Цель этапа: Закрепление материала. Объяснение нового материала. Научить детей способу вписывания слов по горизонтали в кроссворд.
Подбор антонимов. Деление слов на слоги. Звуковой анализ и синтез слогов. Составление слов из слогов. Прочитать слова, определить лишнее слово. Анализ предложения. Навык связного говорения – пословицы, поговорки, загадки. Чтение слова ДОБРОТА по вертикали.
Способы организации деятельности: Коллективное участие детей. Индивидуальная работа с детьми. Самостоятельная работа детей. Вопросы, ответы.
Планируемый результат: Создание условий для достижения результата: динамичность восприятия (задания по нарастающей трудности, смены видов деятельности); самостоятельная обработка информации; дозированная помощь; эмоциональное развитие; предвосхищение своих успехов.
Содержание деятельности, положение детей, слова логопеда, ответы детей:
1. Компьютерная игра «Разноцветный сундучок». (Дети стоя. Из сундучка появляются картинки. Определить первый слог в словах: иголка, паук, книга, сапоги, телефон, улитка, бинт, лопата, радуга, мешок, халат). Загадка: «Я картинку положила, в разноцветный сундучок. Ну-ка Оля (Таня, Даня) посмотри и картинку назови». Ребенок называет картинку, четко произнося звуки в слове, определяет первый слог в слове. (Н: Это телефон. В слове телефон первый слог ТЕ).
Найти среди картинок первое слово кроссворда, отгадав загадку: «Крашеное коромысло над рекой повисло».
Вписать слово РАДУГА, по горизонтали в схему кроссворда. (дети за столами).
2. Динамическая пауза. Игра «Скажи наоборот». (дети стоят). Задание: Назвать слово – наоборот, перепрыгнуть через кубики столько раз, сколько слогов в слове.
Грустный – (весёлый, сильный -, большой -, широкий -, мокрый -, старый -, высокий -, толстый -, длинный -, больной -, горячий -, день – ночь. Определите, короткое слово, состоящее из четырех букв (Это слово – ночь, оно второе слово нашего кроссворда). Вписывание слова НОЧЬ в кроссворд. (сидят за столами)
3. Игра «Шифровальщики». (сидят за столами)
Логопед предлагает детям «расшифровать» слово, определяя первые звуки в словах. (Барабан, Аист, Ножницы, Кошка, Арбуз – БАНКА).
Вписывание третьего слова БАНКА в кроссворд. (сидят за столами)
4. Игра «Слово рассыпалось». (сидят за столами, логопед вызывает по 1 ребенку к доске). (На наборное полотно выставляются предметные карточки со слогами). Задание: Расставить в нужном порядке слоги, чтобы получилось слово. (КА, ПОЛ – полка; ВА, ТЫК – тыква; ШИ, МА, НА – машина; ЛОТ, ПИ – пилот; ША, ГРУ – груша; ГИ, НО – ноги; ПУС, ТА, КА – капуста; ТА, КАР – карта; КИ, САН – санки; ЗЫ, МУ,КА – музыка; ТА, ПАР – парта; КА, РУ – рука. Отгадав загадку, вы определите четвертое слово кроссворда: «Двое белых лебедей. У каждого по пять детей». Вписывание слова РУКА в кроссворд.
5. Игра «Ромашка». (На карточках с одной стороны – картинка, с другой – название. Карточки разложены на полу в форме ромашки, шрифтом вверх). Задание: Оторвать лепесток «ромашки», прочитать слово, затем перевернуть лепесток и сравнить прочитанное с изображением на ней. (Корова – кошка – коза – слон – собака). Определить лишнее слово. Вписывание пятого слова СЛОН в кроссворд. (сидят за столами).
6. Игра «Шёл прошлогодний снег». (Дети стоят с закрытыми глазами, звучит музыка. Тихо падают снежинки, на одной из снежинок задание). Задание: Найти снежинку с заданием. Прочитать предложение - Кот сидит под столом. Ответить на вопросы: сколько слов в предложении? Какое первое слово? Второе? Третье? Четвертое? Назовите короткое слово в предложении. О каком домашнем животном говорится в предложении?
Вписывание шестого слова КОТ в кроссворд. (сидят за столами).
7. Игра «Кто больше назовёт слов о зиме?» (сидят за столами, ответы с места). Логопед: Прошла зима, но она ещё напоминает о себе морозами, снегом, зиме - на радость, весне - на удивление. Вспомните и назовите пословицы, поговорки, загадки о зиме. Вписывание слова ЗИМА в кроссворд. (сидят за столами).
8. Чтение ключевого слова ДОБРОТА по вертикали.
III. Название этапа: Рефлексивно - оценочный (итог деятельности).
Цель этапа: Дать возможность ребенку адекватно оценить работу друг друга (мобилизация детей на самооценку).
Способы организации деятельности: Выставка своих кроссвордов для Карлсона. Призы - поощрения, развернутая словесная оценка.
Планируемый результат: Самоутверждение детей в успешности.
Содержание деятельности, положение детей, слова логопеда, ответы детей: Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, результативности работы.
Л: Ребята, что вам понравилось на занятии? Что было трудно? А легко? Я дарю вам солнышко, за отличную работу. Всем, спасибо.