Гюльзар Самедова
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
1. Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
2. Развивать способность к наглядному моделированию.
3. Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы.
4. Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений,
мелкую моторику рук.
Интеграция областей: чтение художественной литературы, познания, коммуникация, художественное творчество.
Публикация «Пересказ рассказа В, Бианки „Купание медвежат“, Конспект занятия по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Методические приемы: организационный момент, сюрпризный момент (письмо). Рассматривание картинок, дидактическая игра «Придумай слово», чтение произведения, элементы драматизации, беседа, дидактическая игра «Замени букву в слове Маша», пересказ с опорой на графические схемы.
Оборудование: доска, конверт с письмом, картинки с изображением медведицы и медвежат, игрушечный медвежонок, графические схемы.
Предварительная работа: рассматривание картинок и изображением медведей, беседа о медведях, чтение сказок, стихов о медведях.
Активизация словаря: медведица, медвежонок, шлепок, шиворот, окунать, догнала, надавала, окунать, испугался.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.
Воспитатель: Ребята в этом конверте для вас задание, хотите узнать какое? Вас просят отгадать по словесному описанию о ком или о чем идет речь.
Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед.
Воспитатель: Догадались, что это за звери?
Ответы детей: Медведи.
Воспитатель: Давайте, проверим правильно это или нет?
Воспитатель: Правильно, это медведи.
Воспитатель: Ребята, как ласково вы назовете медведя (Медведенка, Мишутка).
Дидактическая игра: «Назови словечко» (расширение словарного запаса детей).
Физминутка: «Три медведя».
Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.
Вперевалочку ходили.
Идут, переваливаясь из стороны в сторону.
К ним девчушка прибежала,
Бег на месте.
В дом зашла и увидала:
Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.
Стол большущий у окна,
Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке.
Стула три – вот это да.
Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.
Чашки три, и ложки три,
Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и
касаются округлыми пальцами друг друга.
Три кровати: посмотри.
Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.
Ела Маша и пила,
Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.
На кроватку прилегла
Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.
И уснула сладким сном.
Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках.
Что случилось потом?
Руки слегка разводят в сторону.
Тут медведи воротились,
Идут, переваливаясь из стороны в сторону.
Увидев Машу, рассердились.
Руки на пояс, делают сердитое лицо.
Маша очень испугалась
Изображают испуганное лицо.
И домой она умчалась
2. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, который написал Виталий Валентинович Бианки, а называется рассказ «Купание медвежат».
Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка, остались, очень довольны купанием : им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их.
3. Словарная работа.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот»?
(Это значит взять за воротник.)
Воспитатель: Давайте, кто ни будь, из вас будет медведицей, а это ее маленький медвежонок (игрушка медведя).
Воспитатель: Покажи нам, как ты возьмешь медвежонка за шиворот?
Ребенок демонстрирует.
Воспитатель: Ребята, что сделала Станислава?
(взяла медвежонка за шиворот).
Воспитатель: А кто сможет показать слово «удирать»?
Один ребенок демонстрирует слово быстрым бегом.
Воспитатель: Покажите на себе «мама надавала шлепков».
Ребенок, демонстрируют выражение, надавала шлепков.
Воспитатель: Покажи, как мама окунала медвежат?
Ребенок демонстрирует действие окунать.
4. Беседа по содержанию: Развитие диалогической речи, дети отвечают полным предложением.
Воспитатель: Показывает картинку с изображением медведя с медвежатами.
Воспитатель: Кто вышел из леса? (Из леса вышла бурая медведица с медвежатами)
Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами? (Медведица с медвежатами вышли к реке).
Воспитатель: Что делает медведица? (Медведица купает медвежонка).
Воспитатель: Она купает медвежонка, значит она какая? (медведица заботливая).
Воспитатель: Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая? (медведица любящая, внимательная).
Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размерах? (медведица большая).
Воспитатель: Как сказать по - другому? (медведица огромная, здоровенная, большущая).
Воспитатель: Как медведица схватила медвежонка? (Медведица схватила медвежонка за шиворот.)
Воспитатель: Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала медвежонка.)
Воспитатель: Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться в реке? (медвежонку страшно купаться в реке)
Воспитатель: Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок испугался и убежал).
Воспитатель: Чего надавала мама медвежонку? (Медведица надавала медвежонку шлепков)
Воспитатель: Почему медведица всё - таки заставляет медвежат купаться? Вспомните, какое время года изобразил художник? Так почему же мама привела медвежат купаться? (Летом очень жарко, шерсть у медвежат загрязнилась, им было очень жарко).
Воспитатель: Остались ли медвежата, довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием.)
5. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти.
Воспитатель: Во время чтения выставляет графические схемы.
Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка, остались, очень довольны купанием : им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их.
Воспитатель: Ребята постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.
6. Пересказ рассказа по графическим схемам: (индивидуально или по цепочке всеми детьми).
Воспитатель: Ребята, я сейчас голосом выделю в слове медвежонок звук, а вы определите, и назовите этот звук.
Ответы детей:…
Воспитатель: В названиях, каких животных, птиц, насекомых есть звук «Ж»?
Ответы детей: (Журавль, жук, жаба).
Воспитатель: В названиях, каких животных, птиц, насекомых есть звук «З»?
Ответы детей: (Заяц, змея, зебра, козел, зяблик).
7. Дидактическая игра: «Замени букву в слове Паша».
8. Итог занятия :
Воспитатель: С каким рассказом вы сегодня познакомились?
Ответы детей: ….
Воспитатель: Кто автор рассказа?
Ответы детей:
Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?
Ответы детей:…
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из рассказа?
Ответы детей:…