Папки-передвижки

Задачи и содержание работы с детьми раннего возраста

Марина Король
Задачи и содержание работы с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

План.

1. Развитие предметной деятельности.

2. Развитие речи и речевого общения.

3. Социальное развитие.

4. Познавательное развитие.

5. Эстетическое развитие.

6. Физическое развитие.

7. Общие показатели развития.

1. Развитие предметной деятельности

Достижения ребенка к концу первого года жизни требуют построенияновой социальной ситуации развития – совместной деятельности ребенка свзрослым человеком. Продолжает интенсивно развиваться общение, т. к. безобщения с взрослым невозможна предметная деятельность – ведущая враннем возрасте. В общение, связанное с предметными действиями,включается речь.

Публикация «Задачи и содержание работы с детьми раннего возраста» размещена в разделах

Действуя с предметами, ребенок второго года жизни открывает длясебя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства,пространственные отношения (близко, далеко, разделение целого на части исоставление целого из частей (разбирает и собирает пирамидку, матрешку).

Однако сколько бы ребенок ни действовал с предметами, он самостоятельноникогда не откроет общественно выработанных способов их употребления.

Назначение предмета, способ его употребления открывает ребенку взрослый человек.

К концу первого-началу второго года жизни у ребенка на основании повседневной практики действий с игрушками и бытовыми предметамискладываются представления об их функциональном назначении.

Развитие предметной деятельности подготавливает ребенка к игре.

Ребенок хочет все делать сам – в своей самостоятельной сюжетно-отобразительной игре он воспроизводит с помощью предметов-заместителейотдельные простые события повседневной жизни. Ребенок много иразнообразно играет.

Вместе с взрослым ребенок участвует в несложных обучающих иподвижных играх, которые обогащают его самостоятельную сюжетно-отобразительную игру.

К концу раннего возраста возникают предпосылки развития ролевойигры.

В игре впервые проявляется инициатива ребенка в постановке ирешении игровой задачи, что является признаком творческого начала в егодеятельности.

Задачи развития предметной деятельности:

1. Способствовать овладению орудийными способами действийв быту, игре, на занятиях.

2. Знакомить детей с назначением предметов быта, мебели, одежды,транспортных средств; поощрять самостоятельные предметно-опосредованные действия в быту и игре.

3. Развивать самодеятельную игру-экспериментирование сразличными подходящим для этого предметами и природным материалом.

4. Способствовать возникновению и развитию сюжетно-отобразительных игр.

5. Побуждать детей к подвижным и досуговым играм.

Для занятий важно подготовить развивающую предметную среду:

детскую игровую мебель, предметы для экспериментирования, сюжетно-образные, дидактические игрушки, разнообразные безопасные материалы,которые в игре служат предметами-заместителями.

Необходима педагогическая поддержка в сюжетно-отобразительныхиграх, когда ребенок отображает назначение различных бытовых предметов,стремясь к разнообразию способов их использования.

В специальных обучающих играх-занятиях ребенок осваивает системуорудийных действий. Эти игры имеют чрезвычайно важное значение дляосознания ребенком «общего принципа» предметного опосредования. Для того чтобы дети осваивали перенос способа действия в другиеситуации и на другие предметы, можно использовать сюжетноеконструирование. Для этой цели хороши различные строительные наборы и простые конструкторы.

Полезны совместные с взрослым сюжетно-дидактические игры,инсценировки, прослушивание сказок. Воспитатель показывает детямкартинки, слайды, мультфильмы, водит их на тематические прогулки,обогащает содержание игр.

2. Развитие речи и речевого общения

Потребность в общении, освоение предметных действий требуютсобственной активной речи ребенка. На основе речи развиваются обобщения,символическая функция мышления, т. е. способность к замещению реальныхпредметов и действий предметами-заместителями и языковыми знаками.

Взрослый для ребенка – неисчерпаемый источник положительныхэмоций, интересных впечатлений, игр, в которых все более важную рольиграет слово. Стремясь к контакту с взрослым, обладанию предметами иигрушками, ребенок откликается на побуждение использовать слово длядостижения этих целей, инициативно высказывается сам. Взрослыйподдерживает диалог, «чинит» его, достраивая однословные высказывания

ребенка до полной грамматически оформленной фразы.

Постепенно ребенок учится составлять пока еще грамматически неоформленные двух-, а потом трехсловные предложения.

В 1 год—1 год 6 месяцев словарный запас ребенка составляет 30 – 40 слов. Высказывания состоят из однословных предложений. Еще преобладаютнеречевые средства общения (выразительные движения, непосредственныйпоказ, контакт глаз, вокализации, мимика, жесты и др.).

В 1 год 6 месяцев – 2 года словарный запас возрастает до 200 – 300слов. Высказывания представляют собой двух-, трехсловные грамматическинеоформленные фразы. Речевое общение становится ведущим в ситуациинепосредственного взаимодействия ребенка и взрослого.

К концу второго года появляются первые грамматические формы,увеличивается словарный запас ребенка.

На третьем году жизни развитие речи происходит в связи свыполнением все более широкого круга функций, прежде всего –налаживания взаимодействия и взаимоотношений с близкими взрослыми идетьми (коммуникативная функция речи, познания окружающего мира (интеллектуальная функция). Ребенок осваивает основную форму речевогообщения – диалогическую. Он учится инициативно высказываться, задаватьвопрос, ожидать ответа, сам отвечать, обращаться к окружающим с просьбами и предложениями.

Проявляя инициативу, ребенок выступает как субъект общения, какравноправный партнер. Стремление быть понятым, добиться выполнениясвоих желаний заставляет ребенка учиться говорить правильно. Общение сосверстниками в этом возрасте помогает установить эмоциональный контакт ипривлечь внимание к своей личности.

Задачи развития речи и речевого общения

Второй год жизни

1. Расширять запас понимаемых ребенком слов и простых фраз,обозначающих людей, животных, растения, предметы, жилые помещения, их назначение и названия, раскрывающих простейшие, понятные ему бытовыеситуации, процессы, игровые действия.

2. Приучать внимательно слушать, понимать и выполнять поручения взрослого, состоящие из 2 – 3 связанных по смыслу действий.

3. Налаживать доверительное эмоциональное общение в процессе всехрежимных моментов.

4. Побуждать пользоваться наряду с жестами и мимикой словами,необходимыми для выражения желаний и налаживания взаимоотношений сокружающими; обращаться к взрослым и детям по разным поводам, задаватьвопросы; учить (к концу года) рассказывать в нескольких словах о том, чтовидел.

5. Создавать ситуации для употребления детьми в речи слов,обозначающих людей; предметы, находящиеся в комнате и вне ее; некоторыхживотных и растения; действия окружающих людей и животных; некоторыетрудовые действия.

Третийгоджизни

6. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общениевсеми доступными (неречевыми и речевыми) средствами, откликаться навопросы и предложения взрослого, инициативно высказываться; поощрятьинтерес к делам сверстников, желание делиться с ними впечатлениями,сопровождать речью игровые действия, отношение к происходящему;побуждать к внеситуативному общению на близкие ребенку темы из личногоопыта и др.

7. Побуждать детей использовать слова для обозначения предметов, ихдействий и качеств. Обогащать словарь словами – названиями людей,растений, предметов питания, одежды, мебели, домашних животных и ихдетенышей, игрушек, названиями деталей предметов.

8. Содействовать освоению грамматического оформлениявысказываний: изменению слов, согласованию их в предложениях разнойструктуры и др.

9. Упражнять в правильном произношении гласных и простыхсогласных звуков. Учить узнавать персонажи по звукоподражанию.

На 2-ом году жизни необходимо использовать все режимные моментыи бытовые ситуации для налаживания речевого общения с ребенком иобогащения его словаря, сопровождать свои действия словами, побуждатьмалыша выполнять несложные поручения по слову воспитателя, отвечать навопросы о названии предметов одежды, посуды, овощей и фруктов идействиях с ними. Юбери идвижущимся транспортом, привлекающие их внимание и вызывающие яркиеэмоциональные и речевые реакции, непроизвольную ситуативную речь.

Взрослый поддерживает диалог с ребенком, давая развернутое речевоеописание происходящего, того, что малыш пока может выразить лишь воднословном высказывании.

С детьми необходимо организовывать игры-занятия порассматриванию предметов, игрушек, картинок. Ребенок включается вразличные ситуации и небольшие сюжетные сценки. Звукоподражанияперсонажей дети повторяют. Взрослый использует естественное желаниеребенка обладать предметом или картинкой и побуждает его выражать свои желания в словесной форме.

Для организации игр и занятий с детьми 3-го года жизни необходимы игрушки, реальные предметы, муляжи, куклы и фигуры настольного театра,фланелеграф, игрушки-самоделки, картинки, костюмы сказочныхперсонажей, элементы декораций и др.

В процессе разыгрывания небольших сценок с игрушками воспитательпривлекает детей к инсценированию, проговариванию слов,звукоподражанию, изображению движений персонажей.

Основные преобразования в содержании и структуре речи ребенкапроисходят в процессе его инициативных высказываний. Не следует излишнерегламентировать его речевое поведение, добиваться дисциплины. Пустьребенок свободно высказывается по собственному побуждению, хотя это иможет создавать видимость беспорядка.

3. Социальное развитие

В период от 1 до 3 лет существенно изменяется социальная ситуацияразвития ребенка. Наряду с близкими взрослыми в круг общения ребенканачинают включаться и другие взрослые (персонал детского учреждения,которые должны удовлетворять в первую очередь потребность ребенка вдоброжелательном внимании и заботе. На этом фоне у детей раннеговозраста развивается потребность в общении с взрослым по поводу предметов, игрушек и действий с ними.

У ребенка этого возраста развивается способность устанавливать эмоциональные и деловые контакты с взрослыми, которые помогают емуприспособиться к новым условиям жизни: адекватно воспринимать слова,просьбы, оценочные высказывания и эмоциональное отношение другихлюдей.

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его эмоциональные связи в системе отношений «ребенок – взрослый» дополняются отношениями «ребенок – сверстники».

Вначале ребенок может быть напуган большим количеством другихдетей, их плачем, шумом. Часто в этот период он не выделяет среди нихотдельных детей, путает, забывает их имена. По мере адаптации к новымусловиям вступает в контакт с детьми, знакомится с ними, узнает ихпривычки, интересы и т. д.

У детей раннего возраста детское общество еще только начинаетформироваться. Большую часть свободного времени они проводят водиночных играх. Детские игровые объединения – диады (по двое,возникающие по их инициативе, неустойчивы.

На третьем году жизни дети активно подражают друг другу, стремятсяпродемонстрировать себя и в то же время начинают чувствовать отношение к себе; появляются первые речевые диалоги.

Самооценка ребенка ярко эмоционально окрашена, связана с егостремлением быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых,получить их одобрение.

В конце второго года жизни дети дают себе общую положительнуюоценку: «хороший», «большой» и т. п. Двух-трехлетние дети гордятся целымрядом достоинств (силой, умением бегать, прыгать, одеваться, читать стихи,танцевать). В этом возрасте появляются новые переживания: неуверенность,удовольствие от самостоятельных действий. Любое неодобрение со сторонывзрослых ребенком всегда болезненно переживается.

Ребенок по внешним признакам (одежде, прическе, имени,предпочтению игрушек и др.) начинает различать свою половуюпринадлежность. Этому способствуют и обращения воспитателя.

Ребенок сравнивает свои действия с действиями взрослых, обходится безих непосредственной помощи. На третьем году жизни возникает такой важныймомент в развитии самосознания, как отделение ребенком своего действия отпредмета, за которым ранее оно было жестко закреплено. Возникают желания,порой не совпадающие с желаниями взрослых. Происходит переход отобозначения себя в 3-м лице к личному местоимению «Я».

К трем годам возникает «система «Я». Она включает познание

ребенком себя через свое имя, представление о своей половойпринадлежности, потребность в одобрении, признании и самостоятельности.

Публикации по теме:

Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя)Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя) Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду - формы.

Из опыта работы с детьми раннего возраста «Знаем, знаем, да, да, да, где здесь прячется вода»Из опыта работы с детьми раннего возраста «Знаем, знаем, да, да, да, где здесь прячется вода» Вода является источником жизни на земле. Ребенок знакомится с водой с самых первых дней жизни. Играя дома с водой, малыш получает массу.

Консультация для воспитателей «Задачи словарной работы по обогащению активного словаря детей в ДОУ» Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объём активного словаря любого.

Наши уголки уединения. Из опыта работы с детьми раннего возрастаНаши уголки уединения. Из опыта работы с детьми раннего возраста Уважаемые гости моей страницы, дорогие друзья! Всем известно, что дети находясь в детском саду, иногда нуждаются в укромном уголке, где.

Организация работы «Разноцветные ленточки» с детьми раннего возраста по сенсомоторному развитию через дидактическое пособиеОрганизация работы «Разноцветные ленточки» с детьми раннего возраста по сенсомоторному развитию через дидактическое пособие Представляю Вашему вниманию дидактическое пособие «Разноцветные ленточки», созданное для формирования у детей раннего возраста сенсомоторных.

Самоанализ педагогической деятельности: цели, задачи и методика работы Я, Прилепко Евгения Александровна, работаю в МКДОУ № 196 воспитателем, педагогический стаж работы 26 лет. Приоритетным направлением в детском.

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнатеОсновные цели и задачи работы в сенсорной комнате Научно доказано, что гармоничное и полноценное развитие ребенка невозможно без воздействия на его органы восприятия – глаза, уши, вкусовые.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Содержание работы по эстетико-культурно-экологическому образованию детей 5–7 лет в совместной деятельности II часть ВеснаРабота в уголке природы. Весна – период пробуждения природы. Весна время ожидания цветения комнатных растений, изменения в поведении.

Занятие с детьми раннего возраста по приобщению к книге «Путешествие в страну Сказок» Тема: «Путешествие в страну Сказок» Цель: формирование у детей бережного отношения и любви к книге. Задачи: - создание условий для формирования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Задачи и содержание работы с детьми раннего возраста
Опубликовано: 13 декабря 2021 в 21:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Задачи и содержание работы с детьми раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Король в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД