Бубнова Елена
Эффективные приёмы и методики коррекции, обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:Показать особенности расстройств аутистического спектра
Познакомить с современными приёмами и методами коррекции расстройств
аутистического спектра.
Определить систематику подходов к коррекции РАС.
Материал к методическому объединению
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий.
РАС диагностируется в пять раз чаще у мальчиков, чем у девочек.
Публикация «Эффективные приёмы и методики коррекции, обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
На данный момент причины болезни не известны.
Симптомы РАС
Пациенты с расстройствами аутистического спектра испытывают трудности коммуникации. Они не способны инициировать и продолжать диалог, сближаться с людьми, сочувствовать, сопереживать, делиться эмоциями, вовлекать окружающих в свои идеи.
В тяжёлых случаях ответ на попытки окружающих установить контакт полностью отсутствует. Дети не заводят друзей, отказываются от игр либо участвуют, не вовлекаясь в игровые взаимодействия, не используя воображение.
Другой характерный симптом большинства РАС – отклонения невербального коммуникативного поведения. Дети избегают визуального контакта, не используют язык тела и речевую интонацию, имеют проблемы с пониманием и применением невербальных средств общения. В процессе специального обучения они могут выучить небольшое количество функциональных жестов, но их разнообразие гораздо меньше, чем у других людей, а спонтанность использования отсутствует. Тяжёлые формы расстройств сопровождаются полным отсутствием зрительных контактов, жестов, мимических выражений.
Последние время развивается теория и практика обучения, коррекции и социализации детей с расстройствами аутистического спектра. Сегодня активно используются современные методы и технологии.
Подтвердили свою эффективность следующие методы и технологии :
1. Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с РАС.
2. Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с РАС.
3. Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с РАС.
4. Арт-терапевтические методы в обучении и воспитании детей с РАС.
5. Применение информационных технологий и технических средств обучения детьми с РАС.
6. Методика альтернативной системы коммуникации и развития речи с помощью карточек PECS (Picture Exchange Communication System)
7. Использование специальных дидактических материалов и средств для обучения детей с РАС.
Рассмотрим пункты по отдельности.
1. Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с РАС.
Наглядные средства – схемы, чёткие плакаты, инструкции, и в особенности расписания позволяют ребёнку с РАС лучше адаптироваться в окружающем пространстве, лучше ориентироваться как в помещении, так и в процессе учебной деятельности. Для обучения детей с расстройствами аутистического спектра хорошо подходит китайский принцип: «я слышу, и я забываю, я вижу, и я запоминаю, я делаю, и я понимаю».
Визуализация режима дня предполагает введения расписания, так как ребёнок не знает, когда и что можно делать, не может самостоятельно планировать собственное время, что часто приводит к нарушениям поведения.
Расписания позволяют ребё нку с РАС:
– создать более упорядоченную и предсказуемую картину мира в сознании ребёнка, помогает структурировать его поведение и избежать многих страхов, аффективных срывов;
– следовать распорядку дня. Ребёнок знает, что он должен сделать сегодня, и ему не нужны словесные инструкции или подсказки, что повышает самостоятельность ребёнка;
– справляться с тревогой, устраняя постоянные вопросы о событиях дня, снижая, таким образом, беспокойство и придавая ему чувство уверенности и безопасности;
– избежать конфронтации со взрослыми.
– позволяют связывать ожидаемое поведение с занятиями в расписании;
– дают возможность ребёнку получить ощущение того, что что-то достигнуто.
Все производимые действия по изменению расписания, проговаривают вслух. Создание расписания дня является необходимым условием адаптации ребёнка с расстройством аутистического спектра.
Рекомендуется выполнять следующие требования к содержанию и введению правил:
– необходимо ввести общие правила для всех;
– правил не должно быть много;
– это должны быть только актуальные на данный период времени правила;
– необходимо продумать формулировку каждого правила;
– фраза должна быть короткой, все слова в ней должны быть понятны;
– желательно не использовать в формулировках частицу НЕ.
2. Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с РАС
Индивидуальная корректировка объёма задания. Перед началом ознакомления с новой темой необходимо проводить анализ планируемых заданий с точки зрения объёма, специфики преподнесения и возможности выполнения.
Задания должны иметь чёткое начало и конец, чтобы ребёнок имел чёткое представление о том, что от него требуется и в каком объёме. При необходимости используйте таймер.
Сократите объем заданий. Часто для закрепления того или иного навыка, а также для проведения оценки его сформированной, достаточно небольшого объёма задания.
Предъявляйте задания маленькими частями – это поможет избежать путаницы в инструкциях, перескакивания с одного задания на другое, а также паники при виде большого объёма. Для этого удобно использовать отдельные карточки с заданиями.
Помощь в переходах от одной деятельности к другой.
Аутичные дети испытывают трудности с переходами от одной деятельности к другой, что такие перемены могут быть невероятно трудными для них, вызывают стресс и чувство дезориентации. Взрослый может уменьшить чувство дискомфорта у ребё нка при смене деятельности или среды следующим образом:
– напомните ребёнку, о каком бы то ни было предстоящем переходе за 5 минут и за 1 минуту до него, для этого можно использовать таймер или карточку;
– используйте стандартную «переходную деятельность» перед сменой занятия – движение, считалку, стихотворение и т. д.
3. Арт-терапевтические методы в обучении и воспитании детей с РАС
В обучении детей с РАС эффективно используются арт-терапевтические методы : рисуночная терапия, музыкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия. Они представляют собой невербальную форму психокоррекции, в которой основной упор делается на творческое самовыражение ребёнка.
Рисуночная терапия в форме совместного рисования — особый игровой метод. В ходе совместного рисования взрослый (родитель) рисует предметный или сюжетный рисунок, близкий опыту ребёнка, его интересам, эмоционально комментируя происходящее, а ребёнок активно участвует в создании рисунка, «подсказывая» развитие сюжета, дополняя рисунок разнообразными деталями, «заказывая» новую картинку.
Очень эффективно использование приёмов сказкотерапии при работе с детьми, имеющими ранний детский аутизм. Это особенные дети, они как будто не замечает никого вокруг, не отвечают на вопросы, не смотрят в глаза, а если смотрят, то, как бы сквозь. Когда пытаешься активно привлечь ребёнка с таким диагнозом к игре, он может реагировать слезами, криком, метаться, выбегать из комнаты.
Из наблюдений за такими детьми было замечено, что аутичный ребёнок не идёт на контакт с педагогом на «прямую», но может начинать общение через куклу, т. е. через сказочный персонаж. Исходя из этого, приемлемым способом в работе по социализации такого ребёнка могут считаться некоторые приёмы сказкотерапии.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для формирования личности ребёнка, стимулирует развитие воображения, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Через сказку ребёнок знакомится с различными героями, с элементарными правилами поведения, навыками самообслуживания, добром и злом, познает окружающий мир. В работе могут использоваться любые сказки, соответствующие возрасту ребёнка.
4. Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с РАС.
Адаптация устной речи.
Необходимо принимать во внимание трудности, связанные с нарушением развития речи и коммуникации при расстройстве аутистического спектра.
Трудность понимания устной и письменной речи:
– избегайте ироничных выражений;
– говорите ровным тоном;
– не говорите слишком быстро.
Обучение выполнению инструкций. Перед тем как дать инструкцию необходимо
– привлечь внимание ребёнка, называя его по имени;
– дети расстройствами аутистического спектра не могут одновременно воспринимать визуальные и речевые сигналы, испытывают затруднения, когда необходимо воспринимать зрительно и на слух в одно и то же время, поэтому неэффективно просить их слушать информацию и выполнять какое-либо задание ещё (записывать, подчёркивать и т. д.);
– следует использовать несложные инструкции и объяснения, избегать инструкций типа «прежде чем начать выполнять задание, не забудьте подписать ваши работы, чтобы сдать, когда вы их выполните». такое объяснение может вызывать сильное замешательство у детей с расстройствами аутистического спектра;
– проверяйте понимание услышанных фраз. Если ребёнок не понимает фразу, не используйте перефразирование, а сократите её до ключевых слов;
– избегайте длинных объяснениях. Дети с расстройством аутистического спектра плохо запоминают последовательность;
– если ребёнок умеет читать, напишите инструкцию на листе.
Обучение ответам на вопросы. Обработка речи у детей с расстройством аутистического спектра может быть намного медленнее, чем у детей с нормальным развитием. Поэтому:
– давайте достаточно времени для осмысления вашего вопроса;
– задавайте вопросы сразу после того, как этот вид деятельности произошёл, а не в конце дня;
– предлагайте ответить на тот же вопрос несколько раз в течение дня, чтобы помочь усвоить схему ответа;
– подкрепите вопрос визуальной подсказку, чтобы напомнить ребёнку ответ;
– после предъявления вопроса, предложите выбрать ответ.
5. Применение информационных технологий и технических средств обучения детьми с РАС.
Многих детей с расстройствами аутического спектра привлекают компьютеры, и это используется в терапевтических и образовательных целях. Основанные на наблюдениях описания указывают, что интернет принёс новые возможности для коммуникации аутичных людей друг с другом через чаты, доски объявлений и рассылки электронной почты. Интернет также предлагает аутичным людям более комфортное пространство для коммуникации, в котором, быть может, их общение представляется менее странным.
Некоторые особенности аутистов сохраняют всю жизнь : педантично расставляют вещи в своём доме, опасаясь перемен. Они точно знают, где что лежит, и сердятся, если кто-то нарушит сложившийся порядок. Именно страсть к упорядочиванию роднит аутистов с компьютером. В компьютере, общающейся при помощи знаков, многие больные видят единственное близкое существо. Даже аутичные дети с нарушением интеллекта быстро учатся пользоваться клавиатурой и мышью. Существует масса развивающих компьютерных программ, с помощью которых можно повысить эффективность учебного процесса. Трудности овладения письмом для таких детей могут быть разрешены с помощью программы Word. Здесь ребёнок учится печатать, проверять орфографические ошибки.
Нередки случаи, когда ребёнок не коммуницирует со взрослым иначе, как посредством компьютера. Или у него грубо замедлен темп выполнения письменных работ, и т. п. – в этом случае для обучения ребёнка необходимо наличие персонального компьютера, или ноутбука.
6. Методика альтернативной системы коммуникации и развития речи с помощью карточек PECS (Picture Exchange Communication System)
Система альтернативной и дополненной коммуникации, которая помогает общаться людям с нарушениями функциональной речи с помощью карточек с изображениями. Это позволяет формировать базовые коммуникативные навыки для демонстрации желаний или потребностей. Например, протянутая карточка с изображением апельсина сигнализирует о желании получить фрукт. Со временем, или в зависимости от уровня развития навыка, с помощью карточек можно также научиться строить предложения, отвечать на вопросы и комментировать собственные чувства и эмоции.
PECS была разработана в 1985 году Энди Бонди и Лори Фрост и впервые применена в рамках программы по аутизму в штате Дэлевер (Delaware Autism Program). PECS обучает функциональному общению, которое можно сразу же использовать и инициативе в общении. Может использоваться независимо от возраста и возможностей.
Система альтернативной коммуникации PECS включает 6 этапов или фаз.
– сначала ребенка необходимо научить брать картинку;
– на втором шаге малыша обучают отдавать карточку;
– третий этап включает в себя обучение тому, чтобы ребенок начал распознавать предметы, которые нарисованы на пластинках. Ошибки, наступающие на этом шаге, заключены в неумении определить изображение; – следующий этап, ребенку нужно объяснить, как формировать предложения по типу «Я хочу игрушку (или что-то еще)», «Дай мне…»;
– на пятом шаге малыша учат отвечать на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?»;
– заключительный этап подразумевает обучение ребенка различать предметы на пластинках, самостоятельно их называть и отвечать, когда его спрашивают.
Исследования, проведённые в течение последних 25 лет, показали, что системы дополнительной коммуникации повышают вероятность развития или улучшения речевых навыков.
Дети, обученные общению с помощью системы альтернативной коммуникации PECS, реже демонстрируют нежелательное поведение, приобретают функциональные навыки общения, что в целом улучшает качество жизни семьи и ребёнка.
Закончить своё выступление хочу словами Ирины Хакамады. Её «солнечная» дочь Мария Сиротинская чувствует себя вполне уверенно и комфортно. Ирина Хакамада рассказала, как ей удалось такого достигнуть и что она поняла в процессе воспитания Маши.
Но таких результатов Ирина Хакамада добилась не сразу. «Все дети с нестандартным мышлением тяжело приспосабливаются к социуму. Поэтому главное усилие заключается не в том, чтобы уровнять их с другими детьми (этого никогда не произойдёт, но мягко и через мотивацию адаптировать их к социальному общению.
Список литературы:
1. Захаренко А. С., Рокицкая Ю. А., Шепель Т. А., Платонова А. В., Гагина И. П., Тряскина И. П., Полякова Г. С., Шкилонцева О. В. ; «Образование и социализация детей с расстройствами аутистического спектра в условиях школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», методическое пособие - Челябинск : ЧГПУ, 2016.
2. Лори Фрост, Энди Бонди; «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)», руководство для педагогов; РБОО «Центр лечебной педагогики».
3. Алексеева, В. В., Волков, А. А., Шаргородская, Л. В. Обеспечение доступности образования и социализации детей с расстройствами аутистического спектра и выраженными проблемами поведения в условиях общеобразовательной школы // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология : Сб. материалов II Международной научнопрактической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. – М. : МГППУ,2013г.
4. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С. В. Алехина // Под общ. ред. Н. Я. Семаго. — М. : МГППУ, 2012.