Татьяна Мальцева
Методические рекомендации по организации воспитательной практики «Мы патриоты Родины своей»
▼ Скачать +Заказ
Актуальность и обоснование выбора темы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения сегодня является одной из первостепенных задач нашего государства, а также актуальным направлением работы в дошкольных образовательных организациях.
Патриотизм для ребенка – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны.
Публикация «Методические рекомендации по организации воспитательной практики „Мы патриоты Родины своей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Родина, родной край. Консультации
- Темочки
Еще в дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробудить гордость за принадлежность к России.
Одним из принципов дошкольного образования, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Кроме этого в образовательной области «Познавательное развитие» отмечается важность формирования представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Основной целью Федеральной образовательной программы дошкольного образования является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Дошкольный период детства является порой открытий, именно поэтому задачей взрослых выступает помощь детям делать эти открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, способствующих формированию чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Роль и место воспитательной практики в системе работы образовательной организации.
Социальный заказ государства на формирование патриотизма и любви к своей Родине у детей дошкольного возраста, помощь в их гражданском становлении, создание условий для самореализации обучающихся в данном направлении педагоги МБДОУ д/с № 65 г. Белгорода выполняют, используя весь возможный арсенал системы воспитания в дошкольном учреждении. Педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем и творческим потенциалом готов к расширению и внедрению в воспитательный процесс детского сада практик патриотической направленности, актуальных для сегодняшнего времени.
Решение задач по патриотическому воспитанию в ДОУ осуществляется во всех видах детской деятельности – на занятиях, в играх, в трудовой деятельности, в быту и т. д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь – в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстникам.
Целевая аудитория: подготовительная к школе группа.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
- расширять представления о России, ее столице;
- знакомить с символами государства – гербом, флагом, гимном;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- формировать чувства уважения и симпатии к другим людям, народам и традициям;
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины;
- воспитать у детей старшего дошкольного возраста любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
Планируемые результаты:
- сформированные представления у старших дошкольников о России, ее столице, символах государства, бережном отношении к природе и всему живому;
- сформированные чувства уважения и симпатии к другим людям, народам и традициям у старших дошкольников;
- повышение интереса старших дошкольников к изучению русских традиций, промыслов;
- понимание ответственности и гордости за достижения Родины, любовь к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения
планируемых личностных результатов.
Для достижения планируемых результатов применялись квест-технология и информационно-коммуникационная технология.
Во время реализации квест-игры «Мы патриоты Родины своей» были использованы следующие методы:
- словесный метод: беседа, рассказ, инструктаж;
- наглядный: мультимедийная презентация, иллюстрирование, показ;
- практический: игровые упражнения.
Кадровые и методические ресурсы, необходимые для воспитательной практики:
- воспитатели ДОУ;
- музыкальный руководитель.
Материально-технические ресурсы воспитательной практики:
- ноутбук;
- Интернет;
- электронный каталог: аудиозаписи, методическая/художественная литература;
- оргтехника.
Информационные ресурсы воспитательной практики:
- социальные сети;
- официальный сайт ДОУ.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Дидактическая карта воспитательного мероприятия в форме квест-игры «Мы патриоты Родины своей».
1. Подготовительный этап: формулирование цели и задач квест-игры, разработка заданий, подготовка маршрутных листов, подготовка мультимедийной презентации, подбор атрибутов, предварительная работа с дошкольниками – беседа о Родине, рассматривание иллюстраций «Родина моя – Россия», аппликация «Триколор», рисование «Моя малая Родина», чтение художественной литературы, чтение и заучивание стихотворений о войне, подготовка эмблем команд.
2. Организационный этап: формирование команд, выбор капитанов команд, выбор названий команд и их девизов.
3. Игровой этап: знакомство с правилами квест-игры, проведение игры: викторина-разминка «Я спрошу, а ты ответь», задания «Государственные символы России», «Защитники Родины», «Столица нашей Родины», «Малая Родина», «Дополни пословицу», «Загадки о войне», «Традиции нашей страны».
Команды двигались по маршрутным листам, выполнив одно задание, переходили к другому. За каждое выполненное задание на маршрутный лист прикреплялась красная звездочка – кто первый выполнил из команд, белая звездочка – если выполнили вторыми.
Сначала предлагалось командам размяться с помощью викторины «Я спрошу, а ты ответь».
Каждая станция имела свое название в соответствии с заданиями: «Символы», «Защитники», «Столица», «Малая Родина», «Пословицы», «Загадки», «Традиции». Каждая станция имела свое обозначение в виде картинки, чтобы дети смогли различать их. Воспитатель озвучивал название станции и задания.
4. Заключительный этап: подведение итогов (подсчитывали звездочки разного цвета, у кого больше красных звездочек, тот стал победителем, награждение победителей и участников квест-игры.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Идея квест-игры для формирования у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и любви к своей Родине подходит для современного ДОУ. Тщательно организованные квест-игры актуальны в контексте требований ФГОС ДО и ФОП ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности дошкольников, она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.
Весь материал, используемый в квест-игре, носит познавательный, информационный и обучающий характер и помогает решить, поставленную нами задачу, по формированию чувства патриотизма и любви к своей Родине у старших дошкольников.
Использовать представленную нами квест-игру (воспитательную практику) «Мы патриоты Родины своей» рекомендуем:
- в организованной образовательной деятельности при закреплении и обобщении представлений старших дошкольников о Родине, ее символах и т. д. ;
- в режимных моментах использовать квестовую часть конспекта, то есть только отдельные задания, учитывая особенности детей, их заинтересованность, возможности, без вводной части (это необходимо для того чтобы дети не воспринимали квест как занятие, выполнение сложных обязательных заданий, а как интересную, увлекательную игру, которую предложил воспитатель, и в ней можно участвовать либо быть наблюдателем);
- в самостоятельной деятельности детей, когда они сами находят задания в группе, которые ранее были заготовлены воспитателем, но при этом он не делал акцент выполнять их.
Таким образом, только целенаправленная и систематическая работа по патриотическому воспитанию, проводимая в ДОУ, позволит обеспечить эффективность деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и любви к своей Родине.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2013.
2. Ховятская, Н. Н. Значимость патриотического воспитания в дошкольном возрасте / Н. Н. Ховятская, Е. И. Тынкова // Молодой ученый. – 2022. – № 12 (407). – С. 276-279.
3. Шестакова, Л. А., Бадгудинова, В. Р., Сорокина Г. В., Леонова Н. Ф. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста// Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – С. 74-78.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»