Галина Тогочакова
Тема: «Воспитать патриотов Хакасии».
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: деловая игра Цель:
- создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры;
- сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;
- оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.
Задачи:
- формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;
Публикация «Тема: „Воспитать патриотов Хакасии“,» размещена в разделах
- создание условий для самообразования педагогов в данном направлении. На столах названия команд: 1. «Жарки» 2. «Белая береза»
Ведущий: В современных условиях патриотическое воспитание особенно актуально. В Конституции РФ и в проекте «Национальной доктрины образования РФ» провозглашены ценностные установки - это права и свобода человека, любовь к Отечеству, равноправие народов, незыблемость демократической основы России, бережное отношение к историко-культурному наследию народов, разностороннее развитие детей.
Эти базовые установки служат для определения целей и задач при организации работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Стратегия развития образования на период до 2025 года предусматривает государственный заказ на (цитата) «высоконравственного патриота своей Родины».
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.
На современном этапе по-иному раскрывается смысл таких понятий, как «патриотизм», «гражданин», «патриот».
Прежде чем стать патриотом Хакасии, надо знать традиции Хакасии, своего региона, села, семьи, жить их интересами и заботами.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представлении детей об окружающем мире, обществе, и культуре.
- Наша деловая игра будет проходить в соответствии с задачами над которыми работали педагоги в течение длительного времени.
Николай Георгиевич Доможаков
“Родная моя земля”
Хакасия – земля родная!
Ты существуешь с давних пор.
Жила ты, светлых дней не зная,
Терпя бесправия позор.
Курганов каменные плиты
Стоят, как тяжкой жизни след
Они, как люди, с тьмою слиты,
Согнулись спины их от бед.
На всём следы былых страданий.
И если вслушаться в ручей,
То звук старинных причитаний
Послышится в тиши ночей.
Как много – каждый неизвестен! –
Хакасов гибло на пути.
И сколько сладкозвучных песен
Не вырвалось из их груди.
Ведущая: Отчизной наделен каждый человек. И если он любит свою малую родину, то участвует в ее судьбе, печалится из-за её горестей, веселится на ее праздниках, заботится о ее делах. Для каждого из нас родина имеет свое значение. А что для вас родина это: Ведущая: 1. Место, где родился и вырос.
2. Родные люди. 3. Это место, где всегда поймут и примут в свой круг. 4. Это место, куда всегда хочется возвращаться. 5. Это люди, живущее рядом, которыми ты гордишься. Ведущая: «Воспитать патриотов Хакассии- это значит…. 1. Воспитать любовь к своей семье, детскому саду, родному селу, малой родине; 2. Формирование начало гражданственности у подрастающего поколения; 3. Формировать интерес к историческому и культурному наследию своих предков; 4. Воспитывать патриотов сегодня – это значит обеспечить будущее завтра. Ведущая: С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…
Предлагаем командам-участницам дидактическую игру «Жилища разных тюркоязычных народов».
-Перед нами экспозиция жилищ тюркоязычных народов России.
Задание: 1. Определите, под каким номером находится хакасская юрта? Слайд № 1 (башкирская юрта) Слайд № 2 (монгольская юрта) Слайд № 3 (хакасская юрта) Слайд № 4 (татарская юрта) Слайд № 5 (казахская юрта) Слайд №6 (алтайская юрта) 2. Дать название жилищу, определить материалы, которые использовались для их строительства Ведущая: Предлагаю участникам команд открыть свои конверты и достать карточки, прочитать текст и сказать название одного направления из трех предложенных вариантов-ответов по патриотическому воспитанию дошкольников.
1. Конверты (направление экологическое воспитание, историко - краеведческое, культурное). Ведущая: А сейчас слушаем ответы команд. Зачитайте текст карточки и определите название вашего направления по патриотическому воспитанию. (Ответы команд). Ведущая: Спасибо нашим командам за правильные ответы. Действительно, работа по патриотическому воспитанию многогранна, разнопланова, она ведётся по трём направлениям – это экологическое, историко-краеведческое и культурное направления. Ведущая: А сейчас, приглашаем поиграть
И проблемы порешать
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить. Ведущая: С чего начинается малая родина… с изучения своей республики, района, страны… Предлагаем участникам нашей деловой игры задание. Задание: Каждой команде даны конверты, в которых находятся по две карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд-участниц расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова. 1. Р…Д…Н… (Родина, П…М…ТЬ (Память, …РД…Н… (Ордена, Ч…СТЬ (Честь, …Б…К…Н (Абакан); 2. … …А…А (Слава, …Е…ОЙ (Герой, О… ….И… …А (Отчизна, …А… …ИО… (Патриот, …А…А…ИЯ (Хакасия). Ведущий: Предлагаем небольшой экскурс в историю рождения Республиканских символов - герба, гимна, флага. Слайд № 7 (герб Республики Хакасия) Вопрос: В каком году был утвержден герб Хакасии? (26 марта 2003 года Алексей Иванович Лебедь утвердил тот вариант герба, что представлен). Вопрос: 1. Кто является автором слов гимна Республики Хакасия? (Торосов В. М.) 2. Кто является автором слов гимна Республики Хакасия на хакасском языке? (В. Г. Шулбаева, Г. Г. Казачинова) 3. Кто написал музыку к гимну Республики Хакасия? (Г. Танбаев) Слайд) : № 8 флаг Республики Хакасии Вопрос : 1. В каком году был утвержден флаг Республики Хакасии? (24.09.2003 года). 2. Кто был разработчиком флага Республики Хакасии? (Г. А. Вяткин). Ведущий: Это был небольшой экскурс в историю рождения государственных символов: герба, гимна, флага Республики Хакасия.
Команды готовы отвечать. Ведущий: С чего начинается Родина… с малой родины, с родного села, улицы, двора, с того места, где человек родился и вырос… История села – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе каждого человека.
Предлагаем словесную игру «Так какое оно, наше села Аскиз?» Задание: Придумайте слова-признаки (по 2 прилагательных) о нашем селе на каждую букву, которые есть в названии нашего села «Аскиз».
А – активный, артистичный, амбициозный …
С– спортивный, солнечный, современный…
К – красивый, комфортный, картофельный
И - интересный, искусственный, искромётный, искренний, исключительный.
З– замечательный, закрытый, загадочный, задорный. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни.
Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем.
Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное.
Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к малой родине.
Игра по экологии. Задание: Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи два лишних элемента …» и загадки.
Представителю команды необходимо подойти к березе и сорвать два любых листочка, желтой и синей пометками. Задания находятся в листочках. Исключения для команд-участниц:
1. Назовите две лишних птицы, которые не водятся в Хакасии : глухари, тетерева, рябчики, синица, казуар, озерная чайка, дупели, бекасы, гаршнепы, турухтаны, травники, чибисы, тулесы, хрустаны, улиты, тукан. (Тукан – Бразилия, казуар – Австралия, родственник страуса.)
2. Назовите две лишние реки, которых нет в Хакасии : Енисей, Томь,Чулым, Абакан, Белая Июса, Мана, Черная Июса, Сарала, Юзик, Ахтуба, (Ахтуба левый приток Волги – Волгоградская область, Мана – Красноярский край приток Енисея.) 3. Исключите два лекарственных растения, которые не растут в Хакасии : шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, лимонник, душица, кермек, зверобой продырявленный, чабрец. (Лимонник – Северный Китай, Дальний Восток. Элеутерококк – Дальний Восток, северо-восток Китая, север Кореи.) Ведущая:
А теперь отгадываем загадки:
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы (Рябина)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает (Лес)
Не сосна я и не ёлка.
Только осень на порог –
До единой все иголки
Скину с веток точно в срок. (Лиственница) Ведущий:
Разминка для команд предлагаем вопросы– загадки :
1. Когда температура тела у воробья выше – зимой или летом? (Одинакова.)
2. Когда птица поё т громче: в полёте или сидя на ветке? (В полёте, т. к. при каждом взмахе крыльев растягиваются воздушные мешки, и воздух более сильной струёй поступает затем в голосовой аппарат птицы.)
3. Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы.)
4. У каких деревьев осенью листья красные? (Клён, осина, рябина.)
5. Какие птицы прилетают к нам первыми после зимы? (Грачи.)
6. Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Лилия, Василек, Иван-да-Марья.)
7. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью? (Колокольчик.)
8. Посреди двора золотая голова. (Подсолнух.)
9. Одно бросил – целую горсть взял. (Зерно)
10. Какая рыба носит имя человека? (Карп.) Ведущий: 1. Назовите художников Хакасии? (Асочакова Аграфена Захаровна, Тодыков Владимир Александрович, Пронских Федор Ефимович, Серебряков Григорий Андреевич, Бурнаков Михаил Андреевич).
2. Назовите писателей и поэтов Хакасии? (М. Е. Кильчичаков, Василий Андреевич Кобяков, Михаил Семенович Коков, Николай Георгиевич Доможаков, Валерий Георгиевич Майнагашев, Анатолий Кыштымов) Итог деловой игры. Вот и подходит наша деловая игра «Воспитать патриота Хакассии…» к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота Хакасии…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает. - Родить патриота нельзя, его надо воспитать. - Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Наш детский сад имеет большой опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию, принимают активное участие в районных мероприятиях. В этом учебном году проводились «Абахай Тирегес», спортивный досуг «Тун Пайрам», районное методическое объединение на тему: «Хакасия – мой край родной», выставки детских творческих работ, посвященных Дню Победы.