Надежда Путырская
Воспитание экологической культyры детей посредством общения с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменение, нарушение, экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно постоянно заботиться об ее охране.
В нашей стране охрана природы - дело государственной важности. В конституции России записано: «Граждане России обязаны беречь природу, охранять ее богатства. Но чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края. Из всего многообразия мира природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные. В процессе ознакомления с ними у дошкольников воспитывают любовь к природе, желание ухаживать за животными, выращивать растения.
Публикация «Воспитание экологической культyры детей посредством общения с природой» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации.
Оно включает игровую изобразительную деятельность,моделирование и другое. Программа «Воспитание экологической культуры по средствам общения с природой предлагает, во-первых формирование осознанно- правильного отношения к природным явлениям и объектам; во-вторых ознакомление детей с природой в основе которого должен лежать экологический подход. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным объектам. Эти два направления неразрывны; чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.
Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять Педагог,который сам владеет знаниями в области экологии. Его необходимо проводить в процессе интеграции занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а так-же самостоятельной деятельности. Большое значение при этом отводится работе с родителями.
Данная программа может быть использована воспитателем детского сада в работе с детьми от второй младшей группы до старшей группы и направлена на закладывание основы интеграции
целостной личности, а приобретенные знания в дальнейшем могут преобразоваться в прочные. убеждения. Дошкольный возраст- период наиболее интенсивного
становления мор€rльньtх установок и HpaBcTBeHHbIx чувств, поэтому
педагогическчlя стратегия этой программы направлена на рaзвитие
чувства сопричастности, чувства общности с природой. Наше выживание,
защита окружающей среды могyт оказаться лишь абс,грактными понят,ми,
если мы не внушим каждому ребенку простуIо и убедительную мысль;
<<Люди- это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни
и леса, как мы любим саму жизнь.)
Рекомендуемые методические приемы применялись у нас в детском
саду. Результаты пок€вzlли, что предложенная программа способствует
усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях
природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное
Отношение к окружающей среде, миру природы.
РАЗВИВАЮIЦАЯ ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА.
Что бы достичь начаJIьньIх путей экологического вычитания, т. е.
любви к живой и неживой природо, необходимо просветить
ребенка, дать ему минимум знаний о среде, сформировать
начаJIъные нравственные понятия и экологически грамотное
поведение. . Щля этого мы имеем:
l. Живой уголок. Здесь дJuI старшей группы находится; из
растений - комнатный виноград, амаралис, плющ вьющиtася
трех видов, пzlJIъму и т. д. Из рыб - ryпrrи, меченосцы, из
пресмыкающих - 2 ляryшки.
2. Лабораторию для проведениJI опытов.
3. Зимний сад, где подбор KoMHaTHbIx растений представлен
шире, чем в живом уголке.
4. Кинозчtл для просмотра слайдов и диафильмов о природе.
5. Музыкальный зал.
6. Физкультурный заrr.
7. Ландшафты в коридорах и холлах.
8. Огород, сад, цветник для набJIюдений и ухода за растениями.
9. Уголок нетронутой природы (на маршрутах походов по
окрестным местам).
10. Экологический класс. В нем мы имеем: глобус,
географическую карту мир1 телевизор и другие Т. С. О.
кЕIлендари наблюдоний, гербарии растений, коллекция
камней, образцы почвы, модели, иллюстр ации, репродукции,
пейзажи, картины художников-аниманистов.
В библиотеку экологического класса входят :
1. Художественнiul детская литература о природе. Книги А. С.
Пушкино, Ф. Тютчев&, А. Майково, К. Ушинского, В. Бианки,И.
Сладковой, Н. Павлова, К. Паустовского и т. д.
2. Экологический атлас <<Окно в мир, альбом <<Экология>>)
детскiu{ энциклопедия, Живая природа, ЭнциклопедиJI для
детей, Энциклопедия окружающего мира, Погода и климат,
Атласы для детей, Мир и человек, детский экологический
журнал <Свирель> и <Свирелькa>)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Основной целью программы является:
Формирование элементарных экологических знаний, здорового образа жизни, мышления и поведения.
ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЗАДАЧИ:
1. Задачи оздоровительной направленности: *охранять и укреплять здоровье детей.
* учить правильно, взаимодействовать с природой
* учить рационально, использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.
* учить согласовать свое поведение с факторами природной среды.
2. Задачи образованной направленности:
* формировать элементарные экологические знания и представления, а так же азы экологического мировоззрения;
* уточнять, усугублять и систематически укреплять знания о живой и неживой природе.
* развивать воображение, фантазию и логическое мышление;
* познакомить с Красной книгой.
3. Задачи воспитательной направленности :
* формировать бережное и ответственное отношение к природе;
* формировать эмоционально - доброжелательное отношение к миру природы, живым существам в процессе общения с ними.
* воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать их в трудную минуту, уважительное отношение к традициям своего народа.
* развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах поселка;
* формировать умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни, животных в неволе;
* развивать ответственное бережное отношение к домашним животным, животным живого уголка в детском саду, к местным богатствам;
* воспитывать уважительное отношение к труду сольских
жителей (земледельцы, животноводы, трактористы) ;
* формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля, от
которого зависит жизнь всего живого.
4. Задачи по развитию трудовых умений и навыков:
* формировать трудовые навыки и умение по уходу за
комнатными растениями, домашними животными;
* учить ухаживать за объектами уголка природы;
* учить заботиться о чистоте двора, участка детского сада, групп,
поселка;
* формировать представление об экологических проблемах
своего поселка.
5. Задачи по формированию эстетических суждений о
природе в процесее участия в продуктивных видах
деятельности:
* развивать интерес и любовь к родному краю, и умение
отражать это в рисунке, лепке, аппликации;
* формировать эстетическое отношение к окружающей
действительности;
* учить отражать в продуктивньtх видах деятельности свое
отношение к миру природы;
* показать как мастера народного декоративно - прикладного
искусства исполъзуют природные росурсы (дерево, глинц камни
и т. д.) и отражают красоry окружающей природы в своих
изделиях.