Нинель Зобина
Тема «Весна идет»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организации непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
по теме: " Весна идет"
Цель: Обобщение знаний воспитанников по теме «Весна»
Автор конспекта НОД: Воспитатель второй квалификационной категории МБДОУ№35 Зобина Н. В.
Задачи приоритетной образовательной области:
Публикация «Тема „Весна идет“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Познавательное развитие: формировать знания детей о сезонных изменениях в природе; знания о птице – грач; инициировать разрешение проблемных ситуаций. Обогащать знания детей о народном фольклоре (пословицы, чистоговорки). Развивать желание внимательно рассматривать репродукцию художника А. К. Саврасова «Грачи прилетели».Умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.
Речевое развитие: обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Весна» ; формировать умение вести диалог.
Коррекционно – образовательные: Развивать грамматически правильную речь. Развивать координацию речи с движениями, чувства ритма, мелкую моторику пальцев рук.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие: развивать общение и организацию взаимодействия со сверстниками и педагогом.
Планируемые результаты НОД:
Предпосылки УУД:
Коммуникативные - умение слушать, участвовать в совместной деятельности.
Познавательные - умение выделять существенные признаки объектов.
Регулятивные - умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Личностные -
Методы, приемы, методики, технологии:
Методы: Словесный : – Беседа, вопрос – ответ, рассказ воспитателя; объяснение; восприятие художественной литературы и фольклора; речевая подвижная игра; рассматривание картины.
Приемы: Рассказ воспитателя, беседа
- Прием постановки вопроса в определенной логической последовательности;
- прием наводящих вопросов;
- прием формирования выводов, обобщений;
- прием последовательности
- Наглядный метод: Прием - демонстрация иллюстраций.
Репродуктивный метод: Прием – передача информации воспитателем; прием восприятия информации детьми.
Предметно-поисковый метод: Прием создания проблемной ситуации; прием формирования гипотез по разрешению проблемных ситуаций (высказывание предположений).
Технология: Здоровьесберегающие
Оборудование для детей: шапочки «грачи» на каждого ребенка.
Оборудование для воспитателя: компьютер, презентация по загадке, репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»; иллюстрация грача; мольберт ; листочки цветка с приметами.
Предварительная работа: Беседа с детьми по теме «Весна», восприятие художественной литературы; наблюдения на прогулке; игровая деятельность по теме «Весна».
Ход реализации непосредственной образовательной деятельности
1Вводная састь:
Приветствие. Дети заходят в кабинет, здороваются с педагогами.
Подходи ко мне дружок
Становись скорей в кружок
Слева друг и справа друг,
Каждый каждому тут друг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Проблемная ситуация 1.
Ребята, вы хотите узнать, чем мы сегодня с вами будем заниматься? Займите удобные места и послушайте мою загадку.
Загадка: (Презентация по тексту)
Светает рано по утрам
Проталины и тут и там
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает,
Кто это время года знает?
Дети: Весна.
Воспитатель: - Ребята, о каких весенних приметах говорится в загадке?
Дети: - День стал длиннее;
- появились проталины;
- ручей бежит, журчит;
- птицы прилетели;
- звенят, капают капели;
- звери просыпаются;
- солнышко греет теплее, ярче.
Воспитатель: - Мы сегодня будем говорить о весне и народных приметах.
Основная часть:
Постановка цели. Мотивация детей на познание нового материала.
1. Упражнение «Закончи предложение»
А вы знаете, ребята, народные приметы? Я начинаю проговаривать, а вы закончите предложение:
- Длинные сосульки… к долгой весне.
- Много воды…много травы.
Почему их называют народными приметами? (их придумал народ)
2. Рассказ воспитателя о народных приметах
Весну издавна любил народ. Люди называли ее «весна – красна». Весну люди дружно встречали, украшали березки, плели веночки из первых весенних цветов. Люди были очень внимательными. Смотрели, наблюдали, привечали, запоминали. Взрослые рассказывали свои приметы детям и внукам. Сегодня я вас познакомлю с ещё одной народной приметой:
Грач на горе - весна на дворе.
Давайте повторим вместе со мной. Проговорим чётко, последовательно слова. Проговариваю я, а потом все вместе.
Грач на горе - весна на дворе.
А теперь Маша проговорит тихо.
Алёна громче.
Марина проговорит ещё громче.
А теперь все вместе ещё раз проговорим.
Молодцы! Правильно.
Итог: Мы с вами весенние приметы назвали, новые народные приметы узнали. Весну в гости к нам позвали.
3. Упражнение «Скажи правильно»
Воспитатель: Я вам предлагаю проговорить чистоговорки, которые придумал народ:
Ла-ла-ла – есть у птицы два крала;
Ца-ца-ца – птица вывела птенца;
Ор-ор-ор – птица села на забор;
Ча-ча-ча – птицы нет черней грача.
Воспитатель: Молодцы! Чётко, правильно проговорили.
4. Пальчиковая гимнастика «Весна»
Кап-кап-кап – вода.
На дворе весна-весна.
Солнышко прогрело –
Грачи к нам прилетели.
Кра-кра, кра-кра-кра
На дворе весна-весна.
Грачи вокруг летают,
Песни распевают.
5. Работа по схеме
Воспитатель: Что вы знаете о птице грач? (выслушиваю ответы детей).
Давайте обратимся к схеме. (Если дети затрудняются работаем по схеме)
6. Рассказ воспитателя
Грач – полезная птица. Грач поедает много вредных насекомых и тем самым способствует сохранению урожая хлебных растений. В России, когда прилетают грачи, называют день «Герасим – грачевник».
Грач это птица крупных размеров, с большими сильными лапами и изогнутым клювом, с черным оперением. Грачи прилетают на Родину, несмотря на то, что еще холодно, сыро и мало корма. Распускают они крылья, кричат, шумят, зовут весну.
7. Подвижная игра с речевым сопровождением «Грачи прилетели»
Задачи – развивать речь, двигательные навыки в соответствии со стихотворением.
Воспитатель: Предлагаю вам превратиться в грачей. Наденем шапочки. Вокруг себя повернись – и в птицу грач превратись.
Как – то раннею весной дети идут по кругу
На опушке на лесной
Появилась стая птиц дети бегут на цыпочках
Цвета черного как ночь
Разбежались на опушке приседают
Прыг – скок, крак – крак
Там жучок, там червячок бег в рассыпную
Крак, крак, крак. Ловят
(Сняли шапочки)
Воспитатель: Вокруг себя повернись и в ребёнка превратись.
8. Рассматривание и беседа по картине
Воспитатель: Ребята, о весне поэты пишут стихи, композиторы сочиняют музыку, а художники пишут картины. (Слайд)
И сегодня я хочу вас познакомить с репродукцией Алексея Кондратьевича Саврасова.
Посмотрите на неё внимательно и ответьте на вопросы, которые расположены на логической доске. Вам надо выбрать вопрос и на него ответить.
- Как вы думаете, какое время года изобразил художник?
- Ранняя весна или поздняя?
Дети: Ранняя.
- Почему? Докажите мне?
Дети: Снег лежит грязный, появились проталины, прилетели грачи.
- Как называются деревья, на которых мы видим гнёзда грачей?
(художник нарисовал группу берез, а на их верхушках гнезда)
- Кто строит гнёзда? Чьи гнезда?
- Какое настроение вызывает картина?
- Из какого материала грачи вьют свои гнёзда?
Воспитатель:
- Как можно назвать эту картину?
(Весна. Ранняя весна.)
Воспитатель: Картина называется «Грачи прилетели».
Написал её Алексей Кондратьевич Саврасов.
Как называется картина? Кто её написал?
К нам в город пришла ранняя весна. С приходом народного праздника «Герасим – грачевник» к нам прилетят грачи. Недаром народная примета гласит:
Грач на горе – весна на дворе.
Ребята, что нового и интересного вы узнали на занятии?
Воспитатель: Правильно, мы сегодня говорили о приметах. Говорили о весне, ранней весне.
Что вам понравилось больше?
Итог:
Проблемная ситуация:
Ребята, у нас в группе есть дети, которые болеют и не присутствовали на нашем занятии. Как вы думаете, как можно им помочь, порадовать их. (Ответы детей)
А я вам предлагаю собрать весенний цветок с нашими приметами и подарить ребятам, рассказать о нашем небольшом путешествии. Дети собирают цветок.
Воспитатель: Вот какой замечательный цветок у нас получился ребятам. Молодцы.