Надежда Хазова
Тема: «В гостях у бабушки Федоры» Возраст: 5–6 лет ОО: Познавательное развитие
Задачи:
1. Продолжать формировать представления детей о величине предметов, учить сравнивать предметы по высоте;
2. Познакомить детей с образованием числа 6, учить соотносить количество предметов с цифрой;
3. Закреплять представления о геометрических фигурах;
4. Развивать навыки конструктивной деятельности;
5. Воспитывать желание прийти на помощь, умение работать в коллективе.
Материал к занятию:
1. Письмо от бабушки Федоры;
Публикация «Тема: „В гостях у бабушки Федоры“ Возраст: 5–6 лет ОО: Познавательное развитие» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
2. Демонстрационный материал: картинки с изображением поезда со зверятами; изображения: 1 курицы и 6 цыплят; 6 кроликов, 3 котят, 1 пёсика Барбоса, 3 больших, 2 средних и 4 маленьких морковок; 6 кругов («ватрушки», 6 овалов («пирожки», цифра 6, образец, демонстрирующий образование числа 6 (6+1); кукла би-ба-бо «Бабушка»
3. Раздаточный материал: шапочки с номерами вагонов; по 6 плоскостных морковок одинакового размера, по 3 крупных, 2 средних и 4 маленьких морковок; по 1 большому синему квадрату, 1 большому красному треугольнику и 1 маленькому жёлтому кружку.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо, давайте посмотрим, что в нем. Сейчас прочитаем:
«Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас ко мне в гости в деревню «Любознайкино». Моя курочка вывела цыплят, у кошки Мурки родились котята, а кролики стали уже совсем большими. Приезжайте, не пожалеете! Ваша бабушка Федора».
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (Да). Тогда приглашаю вас совершить это путешествие на математическом поезде. Но сначала рассмотрим вот этот паровозик со зверятами. Кто едет в этом поезде? (Зайка, кошка, собака, лошадь и корова). А кто в этом поезде машинист? (Петушок). Сколько вагонов у поезда? Посчитайте. (5) Правильно. В котором по счёту вагоне едет Зайка? Лошадь? Собака? Кошка? Корова? Правильно, молодцы. Ну, а теперь и нам пора отправляться в путь. Итак, мы поедем на математическом поезде. Я буду машинистом поезда, а вы вагончиками. Вот вам шапочки с номерами вагонов. (Раздаю детям шапочки, спрашиваю, каким по счёту вагоном будет каждый, затем предлагаю шапочки надеть). Вагоны! Стройтесь по порядку! Ребята, правильно построились вагоны? (Да) .
Воспитатель: Вагоны построены и наш поезд готов к отбытию.
(Дети выстраиваются в поезд и под музыку из мультфильма «Паровозик из Ромашково» отправляются в путь)
Воспитатель: Внимание! Остановка: деревня «Любознайкино»
Вот мы с вами и добрались до деревни, но где же бабушка Федора, почему она нас не встречает? Наверно, она ухаживает за домашними животными и не заметила, что подошло время прибытия поезда. Давайте ее поищем на птичьем дворе.
Перед нами птичий двор. Кого вы здесь видите? (Курицу) Но почему же она одна, без своих деток? А как зовут деток курицы? (Цыплята). Я слышу, как курица зовё т своих малышей:
«Куд-куда, куд-куда?
Ну-ка, ну-ка, все сюда!
Ну-ка, к маме под крыло!
Куд-куда вас занесло?»
Наверное, детки решили поиграть со своей мамой в прятки, а она так переживает за своих малышей, как бы с ними не случилось чего-нибудь, ведь они ещё совсем маленькие. Давайте поможем их найти. Поищите малышей и постройте их по росту от большого до самого маленького.
(Дети находят, выставляют на наборное полотно)
Ребята, курочке мы помогли найти своих малышей, но где же бабушка? Давайте поищем её на другом дворе.
Ой, а здесь стоит корзина. Сейчас посмотрим, что же там лежит? (Морковка) .
Это, наверное, бабушка приготовила, только для кого? Смотрите, да здесь живут кролики! Давайте сядем за столы и посчитаем, сколько кроликов живет у бабушки? Давайте их покормим. Надо морковок отсчитать столько, сколько кроликов. (Дети выполняют задание, сверяют). Сколько морковок, Соня, ты положила? (6) А вы, ребята? (6) Молодцы.
Давайте поможем бабушке Федоре рассортировать морковку, отберем крупную, среднюю и мелкую. Молодцы. Вы очень быстро и правильно справились с заданием. На этом дворе мы её тоже не нашли.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам на встречу выбежали котята. Давайте поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика «Котята»
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу)
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их)
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу).
Воспитатель: Кто это так жалобно скулит? Ой, это бабушкин сторож - пёс Барбос. Чем же он так огорчён? (У него сломалась будка). Ребята, давайте построим ему новую. Как вы думаете, из чего можно её построить? (Из геометрических фигур). Какие фигуры у вас на столе? (Большой синий квадрат, большой красный треугольник и маленький жёлтый круг). Кто хочет на доске построить будку для Барбоса? Иди, Паша, а вы, ребята будете строить будки у себя на столе. (Дети строят). Ой, какая красивая будка получилась! Как вы думаете, понравилась она Барбосу? Молодцы, хорошо потрудились.
А вот и наша бабушка. (Кукла би-ба-бо) Здравствуй, бабушка Федора! Где же ты была? Мы нигде не могли тебя найти!
Бабушка : «Так у меня в деревне дел много, а ещё я вам готовила угощение. А вы чем тут занимались без меня?» (Дети рассказывают бабушке). «Ой, ну и молодцы. Так помогли мне. За это я приглашаю вас к себе домой на чаепитие».
Воспитатель: Посмотрите, сколько пирожков и ватрушек нам напекла бабушка! Давайте их посчитаем. Сколько пирожков? (5). Сколько ватрушек? (тоже 5). Как сказать одним словом, сколько пирожков и ватрушек (одинаково или поровну).
У бабушки осталось немного теста, и она решила еще испечь пирожок. Чего стало больше? Чего стало меньше? На сколько больше? На сколько меньше? Как же так получилось, что пирожков стало больше на один? (Мы к 5 пирожкам прибавили еще 1, получилось 6).
Зрительно показываем на цифрах: 5+1=6
Как же нам не забыть, сколько стало пирожков, а сколько осталось ватрушек? Нам помогут цифры! Найдите цифру, которая показывает, сколько ватрушек? А теперь цифру, которая показывает, сколько пирожков. (Дети показывают цифры).
Правильно, молодцы! Разложите свои цифры по порядку, от самой маленькой, до самой большой. (Дети раскладывают цифры у себя на столах).
А теперь, наоборот, от самой большой до самой маленькой. Молодцы! Ребята, а как сделать, чтобы пирожков и ватрушек стало поровну? (Предлагают 2 варианта уравнивания).
Воспитатель: С какой цифрой мы познакомились? (С цифрой 6). А знаете, на что она похожа?
Цифра 6 – дверной замочек,
сверху – крюк, внизу – крючочек.
(Дети тренируются в воздухе писать цифру 6, повторяя стихотворение за воспитателем).
Воспитатель. А теперь посмотрите на свои листочки и найдите на картинках, где спряталась цифра 6? (на бабушкиных очках, в рогах барана).
А теперь внимательно посмотрите и скажите, где спряталось число 6? Давайте посчитаем, чего бывает по 6?
Наводящие вопросы:
- Сколько ножек у божьей коровки?
- Чего еще по 6? (У звездочки 6 лучиков и т. д.). А теперь зачеркните лишние предметы, в которых не встречается число 6.
Молодцы!
Воспитатель: Понравилось вам в деревне у бабушки Федоры? Что вы узнали нового?