Кристина Тарасенкова
Конспект занятия по математике на тему «Установление равенства предметов. Знаки равенства и неравенства»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Установление равенства предметов».
Цель: формирования у детей представления о знаках равенства и неравенства.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представление о смысле знака равенства. Познакомить со знаком сравнения и неравенством. Обучать постановке знака сравнения между выражениями. Учить соотносить сюжетный рассказ со схемой. Учить быть внимательным, тренировать наблюдательность, развивать умение анализировать.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Развивающие: Развивать мыслительные операции- анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, целеустремленность.
Активизировать в речи детей математические термины : «знак сравнения», «равенство», «неравенство», «знак равенства», «верные равенства», «неверные равенства».
Предварительная работа : Беседа о математических знаках, о паровозе, рассмотреть картинки паровоза.
Методы и приемы: демонстрация (рассматривание); упражнение; работа с раздаточным материалом; беседы: установочная, обобщающая, итоговая; объяснения; словесные инструкции.
Материал и оборудование : куб, на гранях которого нарисованы цифры; знаки; мяч; магнитная доска, желтые и синие квадраты (10шт.). «Математический набор», знаки.
Ход занятия.
Здесь собрался народ
В наш веселый хоровод,
Ну-ка (имя ребенка, дружок,
Выходи скорей в кружок,
Ножкой, ножкой постучи
По коленям да в ладоши,
А мы похлопаем немножко!
В группе появляется Незнайка и говорит о том, что он тоже хочет пойти с детьми в первый класс. Но ему страшно т. к. он ничего не знает и не умеет решать примеры и задачи. Незнайка просит детей помочь ему. (Дети соглашаются).
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Незнайке? (ответы детей). А вы путешествовать любите? (ответы детей). Тогда я приглашаю вас в путешествие по стране математики, да и Незнайку возьмём с собой, чтобы он научился. Ну, что ж, готовы? Только вот я не знаю на чём мы с вами поедем? А чтобы узнать, вам нужно соединить точки, начиная с 1 и до12. Вот тогда и узнаем, на каком транспорте мы поедем. Устный счет.
(Дети соединяют и получается паровоз)
Воспитатель: ну, вот мы и узнали, на чём мы поедем! Занимайте места в вагонах и поехали!
Едет, едет паровоз,
Мимо елок и берёз.
Мимо дуба и сосны,
Мимо лета и весны.
Чух, чух, чух, чух пыхтит.
И колесами стучит.
Первая станция «Посчитайка».
Сидя за столом
Перед каждым ребенком на столе лежит «Математический набор» и знаки.
Воспитатель предлагает детям выложить числовой ряд от 0 до 10 и просит их сначала положить перед собой цифры 5 и 6, затем поставить между ними знак и прочитать «запись». Дети читают: «Пять меньше шести». Затем дети поочередно выставляют цифры: 8 и 10, 0 и 4, 6 и 5. Ставят знаки между ними и читают «записи» : «восемь меньше десяти», «ноль меньше четырех», «шесть больше пяти».
После этого воспитатель предлагает детям выдвинуть из ряда любые две цифры, поставить между ними знак и прочитать «запись», сравнить числа.
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. Готовы ехать дальше? (Ответы детей). Тогда закройте глаза и поехали на следующую станцию.
Вторая станция «Узнавайка».
На доске в одном ряду близко друг к другу стоят 5 желтых квадратов и на небольшом расстоянии от них 5 синих квадратов. Воспитатель спрашивает, каких квадратов больше.
Дети отвечают: «Сколько синих, столько и желтых квадратов, поровну, по пять».
Давайте обозначим это количество квадратов цифрами. Есть такой знак равенства (показывает). Попробуйте прочитать эту «запись».
Дети читают: «Пять равно пяти».
Воспитатель убирает один желтый квадрат.
Этот знак можно оставить? (Нет.)
А какой знак нужно поставить? (Знак больше или меньше.)
Найдите этот знак, поставьте и прочитайте «запись».
Дети читают вслух: «Пять больше четырех или четыре меньше пяти».
После этого воспитатель предлагает детям самостоятельно выставить два числа, поставить любой знак между ними и прочитать «запись».
Третья Станция «Отдыхайка»
Музыкальная физминутка.
Четвертая Станция «Поиграем (с Незнайкой)»
«Назови соседей»
Незнайка: Ребята. Давайте поиграем
Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий:
Начинается считалка: «На березу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит. Если веришь —стой и жди, А не веришь —выходи!»
Незнайка бросает кому-либо из детей куб. Ребенок, поймавший его, сначала называет цифру на грани куба, а потом «соседей» этого числа.
Если ребенок дает правильный ответ, он становится ведущим.
Игра проводится в быстром темпе.
Усложнение. На гранях куба вместо цифр —кружки (от 1 до 6).
«Назови скорей»
Игра проводится в кругу, выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и спрашивает: «Какой день недели перед четвергом?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Среда». Теперь он становится ведущим, бросает мяч другому ребенку и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?»
Вопросы.
назови день недели после вторника;
назови день недели между средой и пятницей.
утром я пришла в детский сад, а вернулась домой. ?
если вчера была пятница, то сегодня. ?
каждое воскресенье мы ходим в парк и вчера тоже ходили. Какой день недели сегодня?
за понедельником был вторник, а за четвергом будет. ?
зиму сменяет весна, а какое время года сменит весну?
«Солнышко светит днем, а луна.»
Если кто-то из играющих не может стазу дать ответ, ведущий просит всех детей помочь ему. Целесообразно проводить игру небольшой группой, чтобы каждый из детей побывал в роли ведущего несколько раз.
Пятая станция
«Задачкино»
Воспитатель предлагает вспомнить из каких частей состоит задача.
Дети: Условие, вопрос, решение, ответ.
Воспитатель: Что нужно знать, чтобы решить задачу?
Дети: Цифры, знаки «+», «-», «=»
Воспитатель предлагает решить и составить задачу по своим картинкам.
Дети выполняют задание. Делают «запись» - выкладывают на наборное полотно решение цифрами.
Два, три ребенка читают свое решение задачи, говорят условие задачи и вопрос.
Воспитатель предлагает решить задачи на сложение и «записать» их решение.
1. На блюде лежали 5 яблок и 2 груши. Сколько всего фруктов
лежало на блюде? / 5+2=7/
задача на вычитание.
Около елки росло 8 грибов 3 из них несъедобных. Сколько съедобных грибов росло под елкой? / 8-3=5 /
Воспитатель: молодцы! Послушайте, вам Незнайка что-то хочет сказать. Незнайка говорит, что он многому у вас научился и теперь готов идти в школу. А за то, что вы его всему научили, он приготовил для вас подарок. Постройтесь все в одну шеренгу. Посмотрите, на мольберте находится ваш подарок. Его возьмёт тот, кто правильно назовёт, сколько шагов нужно сделать до подарка.
(Дети по очереди называют количество шагов и измеряют. После трёх неудачных попыток, детям удаётся всё-таки назвать правильное количество шагов и они забирают подарок – книга «Считарь»).
Незнайка прощается и уходит.
3. Итог.
Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие. Скажите, какие задания были для вас:
- интересными?
- сложными?
- лёгкими?
Какие понравились больше всего?
А теперь нам пора возвращаться после нашего интересного, познавательного и увлекательного путешествия.
Мы едем, мы едем вперёд и вперёд.
Дорога нам новые силы даёт.
Мы в поезде едем, куда захотим,
И едем так быстро, как будто летим.
Мы едем, мы едем вперёд и вперёд.
Поезд везёт нас и не устаёт,
Так много дорог, впереди – поворот,
Свернули – и снова вперёд и вперёд!