Кристина Тарасенкова
Конспект занятия по математике на тему «Установление равенства предметов. Знаки равенства и неравенства»
Тема: «Установление равенства предметов».
Цель: формирования у детей представления о знаках равенства и неравенства.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представление о смысле знака равенства. Познакомить со знаком сравнения и неравенством. Обучать постановке знака сравнения между выражениями. Учить соотносить сюжетный рассказ со схемой. Учить быть внимательным, тренировать наблюдательность, развивать умение анализировать.
Публикация «Конспект занятия по математике на тему „Установление равенства предметов, Знаки равенства и неравенства“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Развивающие: Развивать мыслительные операции- анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, целеустремленность.
Активизировать в речи детей математические термины : «знак сравнения», «равенство», «неравенство», «знак равенства», «верные равенства», «неверные равенства».
Предварительная работа : Беседа о математических знаках, о паровозе, рассмотреть картинки паровоза.
Методы и приемы: демонстрация (рассматривание); упражнение; работа с раздаточным материалом; беседы: установочная, обобщающая, итоговая; объяснения; словесные инструкции.
Материал и оборудование : куб, на гранях которого нарисованы цифры; знаки; мяч; магнитная доска, желтые и синие квадраты (10шт.). «Математический набор», знаки.
Ход занятия.
Здесь собрался народ
В наш веселый хоровод,
Ну-ка (имя ребенка, дружок,
Выходи скорей в кружок,
Ножкой, ножкой постучи
По коленям да в ладоши,
А мы похлопаем немножко!
В группе появляется Незнайка и говорит о том, что он тоже хочет пойти с детьми в первый класс. Но ему страшно т. к. он ничего не знает и не умеет решать примеры и задачи. Незнайка просит детей помочь ему. (Дети соглашаются).
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Незнайке? (ответы детей). А вы путешествовать любите? (ответы детей). Тогда я приглашаю вас в путешествие по стране математики, да и Незнайку возьмём с собой, чтобы он научился. Ну, что ж, готовы? Только вот я не знаю на чём мы с вами поедем? А чтобы узнать, вам нужно соединить точки, начиная с 1 и до12. Вот тогда и узнаем, на каком транспорте мы поедем. Устный счет.
(Дети соединяют и получается паровоз)
Воспитатель: ну, вот мы и узнали, на чём мы поедем! Занимайте места в вагонах и поехали!
Едет, едет паровоз,
Мимо елок и берёз.
Мимо дуба и сосны,
Мимо лета и весны.
Чух, чух, чух, чух пыхтит.
И колесами стучит.
Первая станция «Посчитайка».
Сидя за столом
Перед каждым ребенком на столе лежит «Математический набор» и знаки.
Воспитатель предлагает детям выложить числовой ряд от 0 до 10 и просит их сначала положить перед собой цифры 5 и 6, затем поставить между ними знак и прочитать «запись». Дети читают: «Пять меньше шести». Затем дети поочередно выставляют цифры: 8 и 10, 0 и 4, 6 и 5. Ставят знаки между ними и читают «записи» : «восемь меньше десяти», «ноль меньше четырех», «шесть больше пяти».
После этого воспитатель предлагает детям выдвинуть из ряда любые две цифры, поставить между ними знак и прочитать «запись», сравнить числа.
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. Готовы ехать дальше? (Ответы детей). Тогда закройте глаза и поехали на следующую станцию.
Вторая станция «Узнавайка».
На доске в одном ряду близко друг к другу стоят 5 желтых квадратов и на небольшом расстоянии от них 5 синих квадратов. Воспитатель спрашивает, каких квадратов больше.
Дети отвечают: «Сколько синих, столько и желтых квадратов, поровну, по пять».
Давайте обозначим это количество квадратов цифрами. Есть такой знак равенства (показывает). Попробуйте прочитать эту «запись».
Дети читают: «Пять равно пяти».
Воспитатель убирает один желтый квадрат.
Этот знак можно оставить? (Нет.)
А какой знак нужно поставить? (Знак больше или меньше.)
Найдите этот знак, поставьте и прочитайте «запись».
Дети читают вслух: «Пять больше четырех или четыре меньше пяти».
После этого воспитатель предлагает детям самостоятельно выставить два числа, поставить любой знак между ними и прочитать «запись».
Третья Станция «Отдыхайка»
Музыкальная физминутка.
Четвертая Станция «Поиграем (с Незнайкой)»
«Назови соседей»
Незнайка: Ребята. Давайте поиграем
Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий:
Начинается считалка: «На березу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит. Если веришь —стой и жди, А не веришь —выходи!»
Незнайка бросает кому-либо из детей куб. Ребенок, поймавший его, сначала называет цифру на грани куба, а потом «соседей» этого числа.
Если ребенок дает правильный ответ, он становится ведущим.
Игра проводится в быстром темпе.
Усложнение. На гранях куба вместо цифр —кружки (от 1 до 6).
«Назови скорей»
Игра проводится в кругу, выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и спрашивает: «Какой день недели перед четвергом?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Среда». Теперь он становится ведущим, бросает мяч другому ребенку и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?»
Вопросы.
назови день недели после вторника;
назови день недели между средой и пятницей.
утром я пришла в детский сад, а вернулась домой. ?
если вчера была пятница, то сегодня. ?
каждое воскресенье мы ходим в парк и вчера тоже ходили. Какой день недели сегодня?
за понедельником был вторник, а за четвергом будет. ?
зиму сменяет весна, а какое время года сменит весну?
«Солнышко светит днем, а луна.»
Если кто-то из играющих не может стазу дать ответ, ведущий просит всех детей помочь ему. Целесообразно проводить игру небольшой группой, чтобы каждый из детей побывал в роли ведущего несколько раз.
Пятая станция
«Задачкино»
Воспитатель предлагает вспомнить из каких частей состоит задача.
Дети: Условие, вопрос, решение, ответ.
Воспитатель: Что нужно знать, чтобы решить задачу?
Дети: Цифры, знаки «+», «-», «=»
Воспитатель предлагает решить и составить задачу по своим картинкам.
Дети выполняют задание. Делают «запись» - выкладывают на наборное полотно решение цифрами.
Два, три ребенка читают свое решение задачи, говорят условие задачи и вопрос.
Воспитатель предлагает решить задачи на сложение и «записать» их решение.
1. На блюде лежали 5 яблок и 2 груши. Сколько всего фруктов
лежало на блюде? / 5+2=7/
задача на вычитание.
Около елки росло 8 грибов 3 из них несъедобных. Сколько съедобных грибов росло под елкой? / 8-3=5 /
Воспитатель: молодцы! Послушайте, вам Незнайка что-то хочет сказать. Незнайка говорит, что он многому у вас научился и теперь готов идти в школу. А за то, что вы его всему научили, он приготовил для вас подарок. Постройтесь все в одну шеренгу. Посмотрите, на мольберте находится ваш подарок. Его возьмёт тот, кто правильно назовёт, сколько шагов нужно сделать до подарка.
(Дети по очереди называют количество шагов и измеряют. После трёх неудачных попыток, детям удаётся всё-таки назвать правильное количество шагов и они забирают подарок – книга «Считарь»).
Незнайка прощается и уходит.
3. Итог.
Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие. Скажите, какие задания были для вас:
- интересными?
- сложными?
- лёгкими?
Какие понравились больше всего?
А теперь нам пора возвращаться после нашего интересного, познавательного и увлекательного путешествия.
Мы едем, мы едем вперёд и вперёд.
Дорога нам новые силы даёт.
Мы в поезде едем, куда захотим,
И едем так быстро, как будто летим.
Мы едем, мы едем вперёд и вперёд.
Поезд везёт нас и не устаёт,
Так много дорог, впереди – поворот,
Свернули – и снова вперёд и вперёд!