Михайлова Наталья Александровна
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Уроки дорожной грамоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Уроки дорожной грамоты».
Программа : ООП ДО
Группа: старшая группа «Ромашка».
Воспитатель: Михайлова Н. А.
Виды деятельности : коммуникативная, познавательная, двигательная, игровая.
Интеграция образовательных областей: Безопасность. Коммуникация. Познание.
Цели НОД:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Уроки дорожной грамоты“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
1. Расширять и уточнять представления детей о способах безопасного поведения (систематизация знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах перехода улицы, о правилах поведения на остановке; содействовать формированию умений различать и читать дорожные знаки для пешеходов (велосипедистов) и водителей); способствовать возникновению интереса к знанию правил дорожного движения).
2. Развивать память, внимание, речь, умение аргументировать ответ, обогащать словарный запас детей при помощи слов (пешеход, пешеходный переход, тротуар, светофор).
3. Воспитывать культуру поведения; способствовать возникновению желания у детей старшего возраста соблюдать правила дорожного движения; продолжать формировать чувство ответственности за свою жизнь.
Предварительная работа:
1. Беседа о дорожных знаках, о правилах дорожного движения, рассматривание иллюстраций.
2. Знакомство с видами знаков дорожного движения (предупреждающие, запрещающие, предписывающие (информационные, знаки сервиса).
3. Отгадывание загадок о транспорте, о дорожных знаках.
4. Разучивание стихотворения о светофоре, физминутки «Движение запрещено».
5. Подготовка наглядного материала (иллюстрации, обозначающие место остановки автобуса (трамвая, такси, геометрические фигуры красного и синего цвета, обозначающие виды знаков; карточка с изображением дорожного знака (на каждого ребёнка, конверты с карточками для дидактической игры «Найди картинку к знаку»; пешеходный переход (изготовленный из картона, иллюстрации для задания «Исправь ситуацию на дороге», изготовление светофора).
6. Аппликация «Светофор»
Материалы к НОД:
1. Аудиозапись с сигналом автомобиля.
2. Кукла – Домовёнок Кузя.
3. Светофор (изготовленный из картона).
4. Конверты на каждого ребёнка (по 3 карточки с изображением знака, относящегося к одному из видов знаков и 3 картинки) для дидактической игры «Найди картинку к знаку».
5. Геометрические фигуры красного и синего цвета (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) и карточки на каждого ребёнка с изображением дорожного знака для дидактической игры «Найди группу знаков».
6. Видеозапись с иллюстрациями для задания «Исправь ситуацию на дороге».
7. Пешеходный переход, изготовленный из ватмана.
8. Аудиозапись для физминутки.
Планируемые результаты: ребёнок знает некоторые дорожные правила, дорожные знаки; владеет диалогической речью; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Ход
непосредственно образовательной деятельности
В. : - Ребята, а вы любите путешествовать? Как вы думаете, на чём можно путешествовать?
Д. : на поезде, на автобусе, самолёте, пароходе…
В. : Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие….
(звук автомобиля)
В. : Ребята, что это за звук? Кажется, к нам кто-то спешит?
(появляется игрушка – домовёнок Кузя)
В. : Ребята, вы узнали, кто это?
Д. : домовёнок Кузя.
В. : А вы хотите узнать, что с ним произошло?
Д. : да
В. : Кузя всегда жил среди людей, дома, и никогда не был на улицах города. Послушайте, что же с ним произошло:
Попав в большой и шумный город,
Я растерялся и пропал,
Не зная знаков светофора,
Чуть под автобус не попал!
Ребята, вы мне помогите,
И, если можно расскажите,
Дорогу как переходить,
В больницу чтоб не угодить?
В. : Ребята, что же случилось с Кузей?
Д. : не знал знаков светофора….
В. : Вы сможете помочь Кузе?
В. : Кузя мы как раз с ребятами собираемся отправиться в путешествие. Я хочу вас сегодня пригласить в необычное путешествие – в город дорожных знаков и правил дорожного движения.
В. : Хотите побывать в этом городе?
Д. : да
В. : Тогда давайте и Кузю пригласим вместе с собой, поможем ему выучить дорожные знаки и правила.
Отгадав мою загадку, вы узнаете, на каком транспорте мы туда поедем:
Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
(автобус)
Д. : мы поедем на автобусе
В. : Чтобы нам с вами отправится на автобусе, вам нужно найти автобусную остановку. Кто может сказать, как выглядит знак «автобусная остановка»? Назовите форму знака, цвет, что на нём изображено?
Д. : прямоугольной формы, на синем фоне в белом квадрате нарисован автобус.
( открыть три знака: место остановки автобуса, трамвая,
стоянка такси)
Дети находят нужный знак.
В. : Молодцы, вы нашли знак, обозначающий место остановки автобуса, но остановка находится на другой стороне дороги.
Скажите, ребята, где нужно переходить дорогу пешеходам?
Д. : пешеходы переходят дорогу по пешеходному переходу.
(выложить на полу перед детьми пешеходный переход)
В. : Посмотрите перед нами пешеходный переход. Скажите, а как правильно нужно переходить дорогу?
Д. : Прежде чем переходить дорогу нужно посмотреть налево, потом направо.
В. : На широких дорогах в середине пешеходного перехода есть «островок безопасности», где можно переждать поток машин.
(дети вместе в воспитателем идут по пешеходному
переходу)
В. : Итак, мы с вами нашли остановку. Скажите, ребята, как нужно вести себя на остановке?
Д. : не выбегать на проезжую часть, не толкаться, не баловаться, быть внимательными.
В. : автобус наш подъехал, пора отправляться в путешествие.
(дети встают в круг лицом к воспитателю, у воспитателя в руках светофор)
В. : Ребята, наш автобус пока не может ехать, потому что сломался светофор. Вы сможете его починить?
(1 ребёнок выкладывает цвета светофора в нужном порядке)
В. : А какой вид светофора вы ещё знаете?
Д. : для пешеходов.
В. : Молодцы вы смогли починить светофор, но прежде чем ехать, давайте расскажем Кузе правила, которые нужно соблюдать:
(воспитатель читает стихотворение, дети произносят последнее слово)
У любого перекрёстка
Нас встречает светофор,
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:
Свет зелёный – проходи!
Жёлтый – лучше подожди!
Если свет зажёгся красный –
Значит двигаться опасно!
В. : А сейчас у нас друзья, есть весёлая игра.
Дидактическая игра «Светофор»
Дети стоят в кругу, воспитатель держит светофор в руках, на светофоре выкладываются круги красного, жёлтого, зелёного цвета в разном порядке.
Красный круг – дети стоят.
Жёлтый круг – хлопают в ладоши.
Зелёный круг – стоят на месте.
В. : Светофор мы починили, правила вспомнили, теперь можем ехать.
(дети стоят в кругу друг за другом, идут по кругу за воспитателем топающим шагом)
(дети садятся на стульчики)
В. : Ну, вот мы с вами и приехали в город дорожных знаков.
Какие дорожные знаки вы знаете?
Д. : пешеходный переход, осторожно дети, движение пешеходов запрещено….
В. : На какие группы можно разделить дорожные знаки?
Д. : предупреждающие, запрещающие, разрешающие (предписывающие, знаки сервиса.
В. : посмотрите, что произошло в городе дорожных знаков?
(на доске висят знаки без картинок)
В. : Вы сможете навести порядок в городе дорожных знаков?
Дидактическая игра «Найди картинку к знаку»
(Дети работают за столами. У каждого ребёнка конверт с 3 знаками и 3 картинками. Детям необходимо разложить картинки по знакам. Осуществляет проверку задания 1 из детей от каждого стола)
В. : Молодцы, постарались навести порядок в городе. Кузя увидел разные дорожные знаки.
В. : А сейчас давайте расскажем Кузе какими геометрическими фигурами мы обозначаем виды знаков?
Д. : красный треугольник – предупреждающие
красный круг – запрещающие
синий квадрат – разрещающие
синий прямоугольник – знаки сервиса
(на доске висят геометрические фигуры красного и синего цвета)
Дидактическая игра «Найди группу знаков»
У каждого ребёнка карточка с изображением определённого знака. Воспитатель показывает символ (геометрическую фигуру) встают только те дети, у которых знак относится к этому виду.
В. : Молодцы! Вы распределили знаки по группам. Кузя постарается запомнить виды знаков.
В. : А сейчас давайте поиграем и в игру «Движение запрещено»
Руки вверх мы поднимаем.
А потом их опускаем.
Поднимаем плечики,
Мы теперь кузнечики.
Хлопаем в ладоши,
И прыгаем на ножках;
На одной., на другой. ,
Как нам весело с тобой,
Но увидев этот знак –
Двигаться нельзя никак.
(дети садятся на стульчики)
В. : Ребята, на улице, на дорогах происходят разные ситуации.
Давайте сейчас с вами рассмотрим иллюстрации и поучим Кузю, как нужно вести себя на улице, какие правила нужно соблюдать.
(используя видеозапись (телевизор) воспитатель показывает иллюстрации. Дети вместе с воспитателем разбирают 6 видов ситуаций :
1. «Подскажи Незнайке, что он делает не так»? (переходит улицу на красный сигнал светофора)
2. «Почему люди разбегаются с тротуара»? (велосипедист едет по тротуару)
3. «Что делает неправильно девочка? Где нужно переходить улицу? (девочка перебегает улицу между машин)
4. «Что может произойти с ребенком? (висит знак подземный пешеходный переход, а мальчик пытается перейти дорогу перед автобусом)
5. «Какое правило нарушено при переходе дороги? (человек переходит дорогу и читает книгу)
6. «Какое правило нарушил водитель» (висит знак въезд запрещён перед детским садом, водитель въехал в ворота)
Итог:
В. : Наше путешествие подходит к концу.
Скажите ребята, кем становятся все люди: и большие, и маленькие, когда выходят на улицу?
Д. : люди становятся пешеходами.
В. : По какой части улицы должны ходить пешеходы?
Д. : должны ходить по тротуару, если нет тротуара то по обочине, не выходя на проезжую часть.
В. : Что нужно знать и выполнять, чтобы нас считали культурными пешеходами?
Д. : нужно знать правила дорожного движения.
В. : нам пора возвращаться.
(едут на автобусе)
В. : Кузе тоже пора с вами прощаться. Он вас благодарит. Вот его угощение для вас.
Используемая литература:
1. К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. : Просвещение, 2001г.
2. Н. В. Елжова ПДД в детском саду. Ростов – на – Дону. 2011г.
3. Защитим детство! / Ред. – сост. Л. И. Жук – Мн. : Изд. ООО «Крашко – Принт», 2001г.
4. С. В. Чуркова. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. Москва. «ВАКО». 2011г.
5. ОБЖ. Старшая группа. Составитель Л. Б. Поддубная. Корифей. Издательско – торговый дом. Волгоград.