МАРИНА НИКОЛАЕВНА ЛИТВИШКО
Уголок уединения в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд:
тема: «Уголок уединения в детском саду»
Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они легко подхватывают, как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей.
Кроме того современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. В процессе развития воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить.
Темочки:
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Поэтому для формирования психологической стабильности ребенка важно в группе иметь личное пространство, место уединения или интимную зону. Благодаря интимной зоне у ребенка появляется возможность уединиться, расслабиться, устранить беспокойства, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, пополнить запас энергии, почувствовать себя защищенным.
2 Слайд:
«Уголок уединения» в группе - это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.
«Уголок уединения» в Детском Саду необходим для снятия переживаемых стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.
3 слайд
Поэтому я поставила такую Цель:
Создать условия личного пространства для формирования психологической стабильности ребенка, развивать эмоциональную сферу детей, учить дошкольников понимать свое эмоциональное состояние и состояние других, а также умение управлять своими эмоциями;
4 слайд:
И такие основные Задачи:
Создать уголок уединения в группе в соответствии с ФГОС;
Создать психолого-педагогические условия для психологической стабильности ребенка;
Расширить возможность личного пространства, места уединения для детей в групповом помещении;
Обеспечить индивидуальные потребности ребенка
и благоприятные условия его развития.
5 слайд:
Для оснащения уголка уединения я использовала :
• Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;
• Куклы (в том числе народные, сшитые и вязанные в ручную);
• Мячики массажные;
• «Домик Настроения» дети приходя в дет. сад берут в коробочке свой «бейджик настроения» и прикрепляют к определенному «солнышку настроения», в течение дня настроение может меняться;
• «Стаканчики и бутылочки для гнева»;
• коробочка «Почта» («Спрячь все плохое»);
• «Коробка примирения» («Мирилка»);
• Коврик «Мирилка»;
• «Зеркало настроения»;
И т. д.
6 слайд:
Изготовить уголок уединения можно в виде «шатра», «ширмы», «палатки» и т. п.
7 слайд:
• В младшей группе «уголок уединения» изготовлен из пластикового каркаса и легкой ткани в виде «ширмы». В нем находятся близкие, знакомые ребенку вещи, эстетически оформлены и аккуратно располагающиеся на своих местах.
8 слайд:
В средней группе «уголок уединения» оформлен в виде «домика».
9 слайд:
• «Уголок уединения» совмещает в себе уголок психологической разгрузки, который предназначен для отдыха и релаксации, выплескивания негативных эмоций. Уголок настроения необходим для снятия эмоционального напряжения, поднятия настроения. Тактильный центр нужен для успокоения детей, отвлечения их от грустных мыслей, негативных эмоций.
10, (11) слайд:
• Рекомендации к оформлению и содержанию «уголка уединения». По мнению психологов, уголок уединения должен больше всего напоминать норку. Там должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился — можно вылезать и снова включаться в общую суету.
12 слайд:
• Для релаксации и снятия напряжения у детей мы используем «Массажные мячики» : - «мячики-ежики» разного цвета и размера, (также можно использовать шишки).
13, (14) слайд:
• Обязательный атрибут - мягкие подушки, на которые ребенок может прилечь и отдохнуть, например, это «подушка – «обнимушка - игрушка», обняв такую подушечку ребенок может прилечь и поделиться с ней своими впечатлениями и настроением. При этом ребенок может послушать аудиозапись с релаксирующей, расслабляющей музыкой, шум воды, дождя, пения птиц, дуновение ветра.
• Для высплескивания негативных эмоций, дети используют «подушки–плакушки», а также подушка для выплескивания негатива «подушка-толкушка».
15, (16) слайд:
• «Стаканчики и бутылочки для гнева» - представляют собой красиво оформленные бутылочки и стаканы. Если ребенок проявляет агрессию, я предлагаю ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике, бутылочке, мешочке. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик и бутылочка затем плотно закрываются, а мешочек плотно завязывается.
17, (18) слайд:
• «Зеркало настроения» - зеркало, к которому прилагаются картинки по кругу с изображением лиц, выражающих разное настроение, ребёнок, глядя в зеркало, пытается отобразить на своём лице ту либо иную эмоцию. Кроме того, если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться - настроение обязательно улучшится;
19 слайд:
• «Рамка настроения» - на гранях рамки нарисованы различные эмоции, ребёнок, рассматривая её, выбирает ту грань, где изображено то, что он чувствует, а потом изображает себя в «рамке»;
• «Альбом группы» - альбом с размещёнными фотографиями детей, детей с родителями, дети, смотря в альбом, вспоминают тот или иной приятный момент из своей жизни.
20, (21) слайд:
Дидактические игры и игрушки:
• дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: «Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках»;
• тактильные, сенсорные коврики;
• игры для развития мелкой моторики (нанизывание, перебирание по форме, по цвету);
• шнуровка.
22 слайд:
• Коробочка «Почта» («Спрячь все плохое») - ребёнок выговаривает в коробочку все свои обиды, может нарисовать свой гнев или обиду и также положить туда, коробочку убираем до конца дня, затем с позволения детей, смотрим содержимое коробочки, читаем письма, записочки.
23 слайд:
• «Коробка примирения – «Мирилка» - коробка с отверстиями с двух сторон, а по бокам коробки два больших рукава, дети вставляют руки и пожимают их друг другу, проговаривая при этом стишки «мирилки»;
24 слайд:
• «Домик Настроения» дети приходя в дет. сад берут в коробочке свой «бейджик настроения» и прикрепляют к определенному «солнышку настроения», в течении дня настроение может меняться;
25 слайд:
• «Коврик примирения - «Мирилка» - при возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот «коврик» (самодельный, красиво оформленный коврик) и решить свой конфликт по «мирилке» ;
26 слайд:
• В уголке уединения есть мягкие Куклы (в том числе театральные куклы; куклы сшитые, вязанные вручную);
• Также маленькие прорезиненные игрушки-пищалки, дети с удовольствием играют в них, проигрывая сказки, читая стихи, и сочиняя свои истории.
27 слайд:
• Так же есть «Набор для рисования» :
в яркой коробке – блокнот для рисунков, листы бумаги,
разукрашки, карандаши, фломастеры и т. д.
28, (29) слайд:
• «Островок примирения» - при возникновении конфликтных ситуаций, ссор или споров дети могут подойти к стенке «островку» (самодельные, красивые ладошки и ножки позволят ребенку самостоятельно поиграть, тянутся к тучке - если пасмурное настроение; и к солнышку - если радостное настроение; ребенок может лечь на коврик (на пол) и ножками походить по следам «ножкам»на стене) игровые моменты отвлекут ребенка от плохих мыслей и грустного настроения.
30 слайд:
• Важно помнить!
- все игры и игрушки не должны храниться в уголке постоянно, вся атрибутика периодически меняется, обновляется и пополняется по мере необходимости.
- эффективность работы зависит от того насколько дети осведомлены о предназначении уголка, его оснащённости и умении пользоваться атрибутами.
Поэтому детей я познакомила с уголком сразу после его организации, предложила осмотреться, опробовать игрушки. По мере внесения нового атрибута, детям демонстрирую различные способы манипулирования с ним.
При правильной организации Уголка уединения, это место становится настоящим помощником воспитателя в группе, кроме того, помогает детям разобраться во всём спектре чувств, которые они испытывают!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!