Татьяна Диокер
Уголок природы, как часть развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Уголок природы, как часть развивающей среды в ДОУ.
Диокер Татьяна Витальевна - воспитатель I квалификационной категории
Диокер Александра Александровна
Публикация «Уголок природы, как часть развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Создание эколого-развивающей среды в ДОУ является одним из условий экологического воспитания детей. Насыщенная многообразными природными объектов среда позволяет воспитанникам не только наблюдать, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагога. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость.
Многие факторы городской среды являются сегодня непосредственной причиной большинства заболеваний. Контакт с природой, ее эмоциональное, эстетическое восприятие являются средством поддержания и восстановления психологического благополучия человека.
Особое значение приобретает организация эколого-развивающей среды в дошкольном в учреждении, где дети проводят большую часть времени.
Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты. Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность.
Уголок природы в нашей группе является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В повседневной жизни у наших воспитанников воспитывается познавательное отношение к природе, желание ухаживать за объектами, добрые чувства, ответственность.
В процессе наблюдений за объектами уголка природы в сочетании с трудом по уходу за ними у детей формируется представление о растениях их росте и развитии, изменениях в зависимости от сезона. Дети знакомятся со способами ухода за растениями в соответствии с их потребностями.
Комнатные растения нашего уголка – это дидактический материал, с помощью которого решаются задачи экологического образования. Они представлены разными экологическими группами:
• растения засушливых мест -алоэ, сансевьера, гавортия, кактусы;
• влажных районов - бальзамин, бегония, традесканция, циперус;
• умеренного пояса – аспидистра, фиалка, хлорофитум.
Все растения размещены в соответствии с их отношением к свету, теплу и влаге. Мы постарались объединить их в географические группы: растения сухих и влажных тропиков и субтропиков, пустынь и полупустынь. Так в уголке появились растения долгоцветущие (бальзамин, бегония, вечноцветущая, герань, примула, фикус) у которых хорошо представлены такие части, как цветок, лист, стебель. Ко второй группе относятся растения, у которых можно устанавливать сходство и различие их морфологических особенностей: растения с пестрой окраской и разной формой листа (аукуба, бегония крапчатая, колеус). Для интересного наблюдения нами были подобраны растения молодые, выращенные из черенков (дети следят за их ростом и развитием, разнообразные посвоему внешнему виду: форме, величине, окраске, расположению листьев, цветов; по строению стебля: вьющийся, стелящийся, прямостоячий. Это такие цветы как традисканция, цикломен, бегония-рекс, аспарагус, комнеломка, кливия. Подобраны растения и с разным способом размножения:
• Стеблями – фуксия, традесканция, циссус, вечноцветущая бегония;
• Листовыми – сансевьера, фиалка, глоксиния;
• Черенками, делением куста, отпрысками, усами – хлорофитум, камнеломка.
В разные сезоны в уголок природы мы вносим дикорастущие травянистые растения, ветки деревьев и кустарников за которыми мы с детьми не только наблюдаем, но и ухаживаем в течении определенного периода времени.
Для того чтобы знания наших воспитанников были осознанными, мы проводим несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
Проводя опыты с растениями, мы знакомим своих воспитанников с условиями, необходимыми для их жизни. Нами представлены несложные опыты, знакомящие детей с природой.
№
п/п Цель опыта Содержание опыта Выводы
1 Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений Проращивали одинаковые семена в 2 блюдцах (в пустом и с влажной ватой)
Сажали семена сухих и пророщенные.
Проращивали луковицы в сухой банке и в банке с водой. Семена проросли с блюдце с влажной ватой.
Пророщенные семена дали всходы и луковица проросла в банке с водой.
Вывод: вода нужны для роста растениям.
2 Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений Поместили два одинаковых растения в темное и светлое место и наблюдали за движением растений тянущихся к свету. Через семь дней, листья у растения побелели. Вывод: растение без света жить не может.
3 Подвести детей к самостоятельному выводу о необходимости удобрений для роста растений. Из двух одинаковых растений подкармливали только одно. Через 7 дней у растения №1 листья твёрдые, а у растения образец №2, листья повяли. Вывод: с удобрением растение растёт лучше.
4 Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений. Поместили два одинаковых растения в разные условия: одно в теплое место, другое в холодное. В холоде растение замерзло.
Вывод: растение нуждается в тепле.
5 Доказать разную потребность растений во влаге. Для проведения этого опта дети поливали одинаковым количеством воды фикус и примулу, кактус и фиалку. Фикус и кактус стали погибать от избытка влаги.
Вывод: растения нужно поливать по разному.
6 Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как. Чтобы проверить происходит процесс дыхания у растения или нет, смазали одну или обе стороны листа вазелином. Через семь дней листок пожелтел. Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании.
7 Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода.) Одно растение поливать, а другое нет. Через 5 дней, у цветка, который поливали, листья и стебли упругие, а у растения без воды потеряло упругость. Вывод: растение без воды жить не может.
8 Познакомить как растение теряет влагу через испарение Поместить часть растения в полиэтиленовый пакет и поставить на солнце На внутренней поверхности пакета, капельки воды, и кажется туман. Вывод: вода идет через корни по стеблю и испаряется через устицу (транспирация).
Ухаживая за комнатными растениями, дети всегда стараются понять, почему именно происходит так, а не иначе. Ответы и догадки бывают разными, порой фантастическими. Они служат поводом для обсуждений, споров, побуждают детей мыслить, сравнивать, запоминать и искать главное решение. Все результаты опытов фиксируются в дневнике наблюдений (в виде моделей).
Моделирование - помогает нам обеспечивать успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.
Кроме этого наш уголок природы оснащен : •Наборами картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. •Альбомами «Времена года»; книжками с иллюстрациями, на которых изображены животные; картинами известных художников. •Рисунками детей о природе и поделками из природного материала. •Материалом для труда (фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями; метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе). •Оборудованием для экспериментов (формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком); для игр с водой используем пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы; для изготовления поделок природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки); так же проводим интересную работу с лупой, микроскопом, весами. •Дидактическими играми природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и т. д.
Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Наши дети привлекаются не только к выполнению отдельных трудовых поручений, но и к дежурству по уголку природы.
Осуществляя уход за объектами природы дети знают, какие предметы необходимы, их назначение, что хранятся они в определенном месте, максимально доступном. Это вносит организованность в работу, сокращает затраты времени на ее подготовку. Имеет значение эстетическое оформление самих предметов ухода.
Ежедневно наблюдая за деятельностью детей при выполнении ими поручений, дежурств, мы отмечаем с каким желанием дети ухаживают за объектами уголка природы, наличие у них интереса к ним, степень активности и самостоятельности детей в наблюдении и труде; составляем план работы по уголку природы для каждого дежурства. После выполнения своих обязанностей дежурные отчитываются перед коллективом при передаче дежурств. Дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за растениями и животными, что нового, интересного заметили. К оценке работы дежурных мы привлекаем самих ребят. Такие отчеты перед коллективом повышают ответственность дежурных за выполнение своих обязанностей. В процессе воспитания трудовых навыков и умений большое значение имеет согласованность в работе двух воспитателей, а также договоренность с младшим воспитателем группы.
Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление группы, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.
1. Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы»- СПб, 2006 г.
2. Марковская М. М. «Уголок природы в детском саду : Книга воспитателя детского сада» - Москва, «Просвещение», 1989 г.
3. Николаева Н. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве - Москва, 2005 г.
4. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников Москва, 2006 г.
5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду - Москва, 2006 г.
6. Рыжова Н. А., Быстрова И. А. Поговорим о природе. Дошкольное воспитание № 7, 2000 г. (материалы о живом уголке и проведению занятий в нем).
7. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду - Москва, 2007 г.
8. Нищева Н. В. Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду - СПб., 2006 г.
9. Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. – Москва, 1983 г.
10. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников - Москва, 2003 г.
11. Федосеева П. Г Организация деятельности уголка природы. Младшая группа. - Волгоград, 2009 г.
12. Федосеева П. Г Организация деятельности уголка природы. Средняя группа. - Волгоград, 2009 г.