Папки-передвижки

Конспект открытого занятия в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Светлана Каталагина
Конспект открытого занятия в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы

Экспериментальная деятельность.

Конспект открытого занятия в старшей группе

Тема: «Удивительные свойства воздуха».

Образовательная область: «Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

Возраст: старшая группа (5-6 лет).

Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах

Вид деятельности: занятие.

Тип: занятие-эксперимент.

Форма: фронтальная.

Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.

2. Расширять знания детей о свойствах воздуха: невидим, прозрачный, воздух движется, воздух легче воды.

3. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

4. Знакомить с техникой проведения опытов.

Развивающие:

1. Развивать у дошкольников познавательную активность, любознательность, воображение и мышление, умение анализировать полученные результаты.

2. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.

3. Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

3. Воспитывать самостоятельность и активность в процессе опытов.

Словарная работа.

Обогатить словарь детей словами: атмосфера, лаборатория, опыты,

эксперименты.

Предварительная работа: экспериментирование с водой «Свойства воды», просмотр презентаций, чтение научно – познавательной литературы.

Методы и приемы:

Мотивационно-побудительный этап: постановка проблемного вопроса

Организационно-поисковый этап: познавательная и практическая мотивация.

Наглядный метод (показ, демонстрация).

Практический (работа с раздаточным материалом, игры-исследования, экспериментальная деятельность).

Словесный (напоминание, пояснение заданий, вопросы, хоровые и индивидуальные ответы, вопросы: «Без него мы жить не можем?», «Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?», «Вы видите воздух вокруг нас?», «Вы видите воздух?» и т. д.

Рефлексивно-корригирующий этап: поощрение, анализ занятий, получение сюрприза.

Используемые технологии: здоровьесберегающие (дыхательная гимнастика, физкультминутка «Ветерок», игровые (игра с мыльными пузырями, игра-танец с ленточками).

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, слайды.

Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, трубочки для коктейля, салфетки, веера, мыльные пузыри, кораблики, тазики для моря, колечки с лентами, апельсин, фартуки. (Все по количеству детей.)

Стульчики стоят в ряд, стол с оборудованием (фартуки, мыльные пузыри, ленточки, мини – лаборатория.

Ход занятия

Воспитатель: -Ребята, сегодня к нам пришли гости.

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.

- Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется!

Давайте поздороваемся

Дети: - Доброе утро!

Воспитатель: - Присаживаемся на стулья.

Ребята, вы любите загадки?

Тогда отгадайте вот эту:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем? (воздух)

Дети: ответы детей

Воспитатель: – Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе.

- А как вы думаете, что такое воздух?

Дети: ответы детей (воздухом мы дышим)

Воспитатель: – Правильно, воздух – это то, чем мы с вами дышим.

1 Слайд (земля, атмосфера вокруг земли)

- Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

- Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера.

Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос – воздух, сфера – шар.

- Воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям.

- А вы знаете, что без воды и еды человек может прожить несколько дней, а без воздуха всего несколько минут.

2 Слайд (водолаз, космонавт)

Вот поэтому водолазы, когда собираются нырять, глубоко под воду, и

космонавты, когда отправляются в полет, берут запасы воздуха в

специальных баллонах.

- Сегодня нам предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и

какими свойствами он обладает.

- Чтоб это увидеть и доказать, мы превратимся в ученных- исследователей и отправимся в лабораторию.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: – ответы

Воспитатель: - Лаборатория – это место, где ученные проводят различные опыты и эксперименты.

- В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не мешать друг другу, работать аккуратно, громко не разговаривать.

- В лаборатории все должно быть чисто, стерильно, поэтому мы все наденем фартуки.

Готовы!

Ну вот, теперь мы соблюли меры осторожности. Я буду руководителем

научной группы, а вы, моими помощниками.

Воспитатель: – Приглашаю вас в нашу лабораторию «Почемучек», чтоб исследовать воздух.

- Эксперимент мы проведем – воздух мы везде найдем

Опыт 1 «Поймать воздух»

Воспитатель: - Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: ответы

Воспитатель: - Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: ответы (невидимый, прозрачный).

Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить?

Дети: ответы

Воспитатель: – Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?

Дети: ответы

Воспитатель:- Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?

Дети: ответы (пакет стал толстый. Он полон воздуха и похож на подушку).

Воспитатель: - А вы видите воздух?

Дети: ответы (воздух он невидимый)

Воспитатель: – а вы видите свою руку?

Дети: – Да

Воспитатель: – значит какой воздух?

Дети: ответы (воздух прозрачный).

Воспитатель: – Пакет развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, почему? (нет воздуха, вышел)

- Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо

поймать и поместить в оболочку.

Опыт 2 «Воздух внутри нас»

Воспитатель: – Как вы думаете, воздух есть внутри нас?

- Возьмите трубочки, поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что

происходит?

- Пузыри воздуха поднимаются наверх, воздух легче воды.

Дети: ответы (Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузыри. Значит, внутри нас есть воздух).

Воспитатель: – А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?

Дети: ответы (Нет, без воздуха человек умрет)

Воспитатель: – Какой вывод можно сделать?

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Воспитатель: – А еще, какие пузыри мы можем пускать?

Дети: ответы (Мыльные пузыри).

Опыт 3 «Игра с пузырями»

(на столике стоят мыльные пузыри)

Дети подходят к столу и берут мыльные пузыри,

Воспитатель: - Если дунуть посильней,

Будет много пузырей

12345 ни за что их не поймать.

В каждом пузыре есть воздух. Мыльная пленка наполняется воздухом и

отрывается от петельки, легкие воздушные пузыри летают.

Игра с мыльными пузырями.

Воспитатель: – Ребята, а как воздух попадает к нам? Чем мы вдыхаем?

Дети: ответы (через нос).

Воспитатель: – Давайте покажем, как мы дышим.

(Дыхательная гимнастика)

- Идемте в лабораторию.

Воспитатель: – Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, мы видим воздух?

Дети: ответы

Опыт 4 (С бумажной салфеткой)

Воспитатель: – Возьмите салфетки, вдох и выдох.

А с салфеткой видно?

Дети: ответы (Видно, салфетка шевелится).

Воспитатель: – При выдохе, образуется движение воздуха, и салфетка приходит в движение.

Вывод: Ветер – движение воздуха, воздух движет предметы.

Опыт 5 (с веером)

Воспитатель – Давайте устроим ветер с помощью веера.

Возьмите веера, помашите на себя, теперь на соседа. Что вы чувствуете?

Дети: ответы (Ветерок ощущаем).

Вывод: Не видим, но ощущаем.

Опыт 6 (с корабликами)

(на столе стоят тазики с водой, кораблики из пенопласта по количеству

детей)

Воспитатель: – А хотите устроить настоящий ветерок? Подходите ко мне. Возьмите кораблики и пустите на воду. Дуем на кораблики, ветерок созданный потоком воздуха из груди раздувает паруса и кораблик плывет. Дети играют.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Воспитатель:- подойдите ко мне ребята, раздает ленточки.

Физкультминутка «Ветерок»

Вы любите слушать музыку? Ребята, я предлагаю послушать музыку и

поиграть в игру «Ветерок». Вы будете изображать тихий, ласковый, теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать

подбирать интересные разнообразные движения.

(Дети двигаются с лентами, музыка становится все тише и тише, и замолкает).

Воспитатель: – все молодцы, очень красиво изображали ветерок.

Ветер очень изменчивый, не постоянный, он может приносить пользу и вред.

Давайте присядем, я вам буду показывать картинки, рассмотрите их и

объясните, когда ветер бывает хорошим, а когда плохим.

(Иллюстрации)

1. Парусник в море

Дети: ответы – Ветер хороший, потому что он надувает паруса, помогает кораблю плыть.

2. Шторм

Дети: ответы – Ветер плохой, потому что он поднимает большие волны и переворачивает корабли.

3. Одуванчик

Дети: ответы – Ветер хороший, потому что он разносит семена растением.

4. Лесной пожар

Дети: ответы - Ветер плохой, потому что он раздувает лесной пожар.

5. Ветряная мельница

Дети: ответы – Ветер хороший, потому что он поворачивает крылья мельницы, она мелет муку.

Воспитатель: - Молодцы, а теперь в лабораторию.

Опыт 7 (воздух не имеет запаха)

(контейнер с апельсином)

Воспитатель: – А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

Дети: ответы – нет

Воспитатель: - А теперь закройте глаза (воспитатель подносит к детям разрезанный апельсин)

Чем пахнет?

Дети: ответы - Апельсинами.

Воспитатель: - Так воздух имеет запах или нет?

Дети: ответы - Дети в замешательстве.

Воспитатель:- А чем пахнет в пекарне?

Дети: ответы - Хлебом.

Воспитатель: - А в аптеке?

Дети: ответы - Лекарствами.

Воспитатель: - Воздух имеет свойство переносить запахи.

Воспитатель: – Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух?

Дети: ответы – Воздух бесцветный

Воспитатель: – Вдохните ртом воздух. Попробуйте какой вкус у воздуха?

Дети: ответы – Воздух безвкусный.

Воспитатель: – Вдохните носом воздух. Какой у него запах?

Дети: ответы – Воздух без запаха.

Воспитатель: – Какой вывод мы делаем?

Вывод:

Дети: ответы – Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

Воспитатель: – Молодцы ребята.

Вам понравилось работать в лаборатории?

Дети:- ответы

Воспитатель: - А какие опыты понравились больше?

Дети:- ответы

Воспитатель: – На этом наши исследования закончены, оставим нашу лабораторию и займем наши места.

Иллюстрация (природа)

Воспитатель: – Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит, каким воздухом.

Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Почему?

Дети: ответы – Много деревьев

Воспитатель: – Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезнее для человека и его здоровья.

Иллюстрация (заводы, фабрики)

Воспитатель: – Ребята, посмотрите, что происходит с воздухом.

- Воздух загрязняют заводы, фабрики, машины загрязняют выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух устраивая различные свалки.

Воспитатель: – А сейчас юные исследователи, давайте подумаем;

- Мы можем позаботиться о чистоте воздуха?

Дети: ответы – Да, можем позаботиться.

Дети: ответы – Не жечь костры, не мусорить, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, выделяют кислород. Надо заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

Воспитатель: – Нужно беречь нашу планету Земля.

Воспитатель: – Уважаемые ученные, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я хочу вручить вам медали «Юный исследователь».

Вручение медалей.

Воспитатель: – Земля - наш общий дом. Мы должны жить в мире и согласии.

Воспитатель: - Без солнца в мире счастья не бывает,

Без детей его на свете нет

В просторы неба птицы мира улетают,

И каждая имеет чудный цвет.

Цвета эти и в радуге небесной

И в самоцветах, маленьких, больших.

В руках храним детишек наших детство,

Пусть многогранным будет счастье их!

А теперь попрощаемся с гостями

Дети:- машут руками и выходят под музыку.

Публикации по теме:

Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха»Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха» Познавательное развитие. Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства воздуха» Цель: Расширять представления детей о.

Конспект ООД в старшей группе «Удивительные свойства воды»Конспект ООД в старшей группе «Удивительные свойства воды» Цель: обобщить знания детей о воде. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Задачи: Образовательные: Расширить представления детей.

Конспект интегрированного занятия по теме «Свойства воздуха» Возрастная группа ДОУ: старшая группа. Программное содержание: 1. Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни, человека, животных и.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Удивительные свойства воздуха» Конспект непосредственно- образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: «Удивительные свойства воздуха». Образовательная область:.

Конспект открытого занятия по экологии «Свойства воздуха» в старшей группе Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воздуха» для детей старшей группы Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воздуха» для детей старшей группы Цель: Формирование целостного.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воздуха»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воздуха» Конспект по экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Свойства воздуха» Познавательно-исследовательская деятельность.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Ветер в комнате» по теме «Свойства воздуха» во второй младшей группе Цель: выявить, как образуется ветер Задачи: Образовательные: учить делать вывод Развивающие :развивать интерес к экспериментированию;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Опубликовано: 17 мая 2024 в 21:38
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Каталагина (УИ 15516) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД