Светлана Каталагина
Конспект открытого занятия в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность.
Конспект открытого занятия в старшей группе
Тема: «Удивительные свойства воздуха».
Образовательная область: «Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).
Возраст: старшая группа (5-6 лет).
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Вид деятельности: занятие.
Тип: занятие-эксперимент.
Форма: фронтальная.
Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.
2. Расширять знания детей о свойствах воздуха: невидим, прозрачный, воздух движется, воздух легче воды.
3. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
4. Знакомить с техникой проведения опытов.
Развивающие:
1. Развивать у дошкольников познавательную активность, любознательность, воображение и мышление, умение анализировать полученные результаты.
2. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.
3. Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
3. Воспитывать самостоятельность и активность в процессе опытов.
Словарная работа.
Обогатить словарь детей словами: атмосфера, лаборатория, опыты,
эксперименты.
Предварительная работа: экспериментирование с водой «Свойства воды», просмотр презентаций, чтение научно – познавательной литературы.
Методы и приемы:
Мотивационно-побудительный этап: постановка проблемного вопроса
Организационно-поисковый этап: познавательная и практическая мотивация.
Наглядный метод (показ, демонстрация).
Практический (работа с раздаточным материалом, игры-исследования, экспериментальная деятельность).
Словесный (напоминание, пояснение заданий, вопросы, хоровые и индивидуальные ответы, вопросы: «Без него мы жить не можем?», «Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?», «Вы видите воздух вокруг нас?», «Вы видите воздух?» и т. д.
Рефлексивно-корригирующий этап: поощрение, анализ занятий, получение сюрприза.
Используемые технологии: здоровьесберегающие (дыхательная гимнастика, физкультминутка «Ветерок», игровые (игра с мыльными пузырями, игра-танец с ленточками).
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, слайды.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, трубочки для коктейля, салфетки, веера, мыльные пузыри, кораблики, тазики для моря, колечки с лентами, апельсин, фартуки. (Все по количеству детей.)
Стульчики стоят в ряд, стол с оборудованием (фартуки, мыльные пузыри, ленточки, мини – лаборатория.
Ход занятия
Воспитатель: -Ребята, сегодня к нам пришли гости.
Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.
- Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется!
Давайте поздороваемся
Дети: - Доброе утро!
Воспитатель: - Присаживаемся на стулья.
Ребята, вы любите загадки?
Тогда отгадайте вот эту:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем? (воздух)
Дети: ответы детей
Воспитатель: – Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе.
- А как вы думаете, что такое воздух?
Дети: ответы детей (воздухом мы дышим)
Воспитатель: – Правильно, воздух – это то, чем мы с вами дышим.
1 Слайд (земля, атмосфера вокруг земли)
- Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
- Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера.
Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос – воздух, сфера – шар.
- Воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям.
- А вы знаете, что без воды и еды человек может прожить несколько дней, а без воздуха всего несколько минут.
2 Слайд (водолаз, космонавт)
Вот поэтому водолазы, когда собираются нырять, глубоко под воду, и
космонавты, когда отправляются в полет, берут запасы воздуха в
специальных баллонах.
- Сегодня нам предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и
какими свойствами он обладает.
- Чтоб это увидеть и доказать, мы превратимся в ученных- исследователей и отправимся в лабораторию.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: – ответы
Воспитатель: - Лаборатория – это место, где ученные проводят различные опыты и эксперименты.
- В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не мешать друг другу, работать аккуратно, громко не разговаривать.
- В лаборатории все должно быть чисто, стерильно, поэтому мы все наденем фартуки.
Готовы!
Ну вот, теперь мы соблюли меры осторожности. Я буду руководителем
научной группы, а вы, моими помощниками.
Воспитатель: – Приглашаю вас в нашу лабораторию «Почемучек», чтоб исследовать воздух.
- Эксперимент мы проведем – воздух мы везде найдем
Опыт 1 «Поймать воздух»
Воспитатель: - Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: ответы
Воспитатель: - Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: ответы (невидимый, прозрачный).
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить?
Дети: ответы
Воспитатель: – Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети: ответы
Воспитатель:- Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Дети: ответы (пакет стал толстый. Он полон воздуха и похож на подушку).
Воспитатель: - А вы видите воздух?
Дети: ответы (воздух он невидимый)
Воспитатель: – а вы видите свою руку?
Дети: – Да
Воспитатель: – значит какой воздух?
Дети: ответы (воздух прозрачный).
Воспитатель: – Пакет развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, почему? (нет воздуха, вышел)
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо
поймать и поместить в оболочку.
Опыт 2 «Воздух внутри нас»
Воспитатель: – Как вы думаете, воздух есть внутри нас?
- Возьмите трубочки, поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что
происходит?
- Пузыри воздуха поднимаются наверх, воздух легче воды.
Дети: ответы (Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузыри. Значит, внутри нас есть воздух).
Воспитатель: – А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети: ответы (Нет, без воздуха человек умрет)
Воспитатель: – Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Воспитатель: – А еще, какие пузыри мы можем пускать?
Дети: ответы (Мыльные пузыри).
Опыт 3 «Игра с пузырями»
(на столике стоят мыльные пузыри)
Дети подходят к столу и берут мыльные пузыри,
Воспитатель: - Если дунуть посильней,
Будет много пузырей
12345 ни за что их не поймать.
В каждом пузыре есть воздух. Мыльная пленка наполняется воздухом и
отрывается от петельки, легкие воздушные пузыри летают.
Игра с мыльными пузырями.
Воспитатель: – Ребята, а как воздух попадает к нам? Чем мы вдыхаем?
Дети: ответы (через нос).
Воспитатель: – Давайте покажем, как мы дышим.
(Дыхательная гимнастика)
- Идемте в лабораторию.
Воспитатель: – Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, мы видим воздух?
Дети: ответы
Опыт 4 (С бумажной салфеткой)
Воспитатель: – Возьмите салфетки, вдох и выдох.
А с салфеткой видно?
Дети: ответы (Видно, салфетка шевелится).
Воспитатель: – При выдохе, образуется движение воздуха, и салфетка приходит в движение.
Вывод: Ветер – движение воздуха, воздух движет предметы.
Опыт 5 (с веером)
Воспитатель – Давайте устроим ветер с помощью веера.
Возьмите веера, помашите на себя, теперь на соседа. Что вы чувствуете?
Дети: ответы (Ветерок ощущаем).
Вывод: Не видим, но ощущаем.
Опыт 6 (с корабликами)
(на столе стоят тазики с водой, кораблики из пенопласта по количеству
детей)
Воспитатель: – А хотите устроить настоящий ветерок? Подходите ко мне. Возьмите кораблики и пустите на воду. Дуем на кораблики, ветерок созданный потоком воздуха из груди раздувает паруса и кораблик плывет. Дети играют.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Воспитатель:- подойдите ко мне ребята, раздает ленточки.
Физкультминутка «Ветерок»
Вы любите слушать музыку? Ребята, я предлагаю послушать музыку и
поиграть в игру «Ветерок». Вы будете изображать тихий, ласковый, теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать
подбирать интересные разнообразные движения.
(Дети двигаются с лентами, музыка становится все тише и тише, и замолкает).
Воспитатель: – все молодцы, очень красиво изображали ветерок.
Ветер очень изменчивый, не постоянный, он может приносить пользу и вред.
Давайте присядем, я вам буду показывать картинки, рассмотрите их и
объясните, когда ветер бывает хорошим, а когда плохим.
(Иллюстрации)
1. Парусник в море
Дети: ответы – Ветер хороший, потому что он надувает паруса, помогает кораблю плыть.
2. Шторм
Дети: ответы – Ветер плохой, потому что он поднимает большие волны и переворачивает корабли.
3. Одуванчик
Дети: ответы – Ветер хороший, потому что он разносит семена растением.
4. Лесной пожар
Дети: ответы - Ветер плохой, потому что он раздувает лесной пожар.
5. Ветряная мельница
Дети: ответы – Ветер хороший, потому что он поворачивает крылья мельницы, она мелет муку.
Воспитатель: - Молодцы, а теперь в лабораторию.
Опыт 7 (воздух не имеет запаха)
(контейнер с апельсином)
Воспитатель: – А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Дети: ответы – нет
Воспитатель: - А теперь закройте глаза (воспитатель подносит к детям разрезанный апельсин)
Чем пахнет?
Дети: ответы - Апельсинами.
Воспитатель: - Так воздух имеет запах или нет?
Дети: ответы - Дети в замешательстве.
Воспитатель:- А чем пахнет в пекарне?
Дети: ответы - Хлебом.
Воспитатель: - А в аптеке?
Дети: ответы - Лекарствами.
Воспитатель: - Воздух имеет свойство переносить запахи.
Воспитатель: – Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух?
Дети: ответы – Воздух бесцветный
Воспитатель: – Вдохните ртом воздух. Попробуйте какой вкус у воздуха?
Дети: ответы – Воздух безвкусный.
Воспитатель: – Вдохните носом воздух. Какой у него запах?
Дети: ответы – Воздух без запаха.
Воспитатель: – Какой вывод мы делаем?
Вывод:
Дети: ответы – Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
Воспитатель: – Молодцы ребята.
Вам понравилось работать в лаборатории?
Дети:- ответы
Воспитатель: - А какие опыты понравились больше?
Дети:- ответы
Воспитатель: – На этом наши исследования закончены, оставим нашу лабораторию и займем наши места.
Иллюстрация (природа)
Воспитатель: – Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит, каким воздухом.
Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Почему?
Дети: ответы – Много деревьев
Воспитатель: – Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезнее для человека и его здоровья.
Иллюстрация (заводы, фабрики)
Воспитатель: – Ребята, посмотрите, что происходит с воздухом.
- Воздух загрязняют заводы, фабрики, машины загрязняют выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух устраивая различные свалки.
Воспитатель: – А сейчас юные исследователи, давайте подумаем;
- Мы можем позаботиться о чистоте воздуха?
Дети: ответы – Да, можем позаботиться.
Дети: ответы – Не жечь костры, не мусорить, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, выделяют кислород. Надо заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
Воспитатель: – Нужно беречь нашу планету Земля.
Воспитатель: – Уважаемые ученные, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я хочу вручить вам медали «Юный исследователь».
Вручение медалей.
Воспитатель: – Земля - наш общий дом. Мы должны жить в мире и согласии.
Воспитатель: - Без солнца в мире счастья не бывает,
Без детей его на свете нет
В просторы неба птицы мира улетают,
И каждая имеет чудный цвет.
Цвета эти и в радуге небесной
И в самоцветах, маленьких, больших.
В руках храним детишек наших детство,
Пусть многогранным будет счастье их!
А теперь попрощаемся с гостями
Дети:- машут руками и выходят под музыку.