Раиса Кокоревич
Театрализованная деятельность как средство развития творческих и социально-коммуникативных способностей детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих и социально-коммуникативных способностей детей с ТНР»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я, Кокоревич Раиса Николаевна, работаю воспитателем в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет. Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по использованию театрализованной деятельности как способа развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития творческих и социально-коммуникативных способностей детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» сентябрь 2020
В группе компенсирующей направленности я работаю много лет. Работая с детьми с ТНР, мне всегда хотелось видеть речь детей выразительной, эмоциональной, чтобы ребёнок мог свободно и легко общаться со сверстниками и взрослыми. Мою группу дети посещают с 4-х лет. По заключению учителя-логопеда у детей с ТНР в этом возрасте наблюдается невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывания начала и конца слов, они мало общаются со сверстниками. Это приводит к робости во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, замкнутости.
Я пыталась найти способы решения вопросов налаживания взаимоотношений между детьми, развития их речевого общения и пришла к выводу, что эти задачи можно решить с помощью театрализованной деятельности. Театр – это эмоции, общение, выразительная речь. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная деятельность прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Организуя этот вид деятельности, я опиралась на сотрудничество со специалистами: учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем. Целью нашей работы являлось создание условий для формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников в процессе театрализованной деятельности. Каждый из специалистов давал свои рекомендации и советы. Учитель-логопед проводила с детьми артикуляционную гимнастику, предложила подборку чистоговорок и скороговорок на формирование речи и движения, упражнения на развитие тембра голоса «Скажи фразу низким и высоким голосом» и темпа речи «Скажи фразу в разном темпе». Педагог-психолог предложила игры на развитие коммуникативных качеств «Поздороваемся разными способами», «Передай другу», «Испорченный телефон». Музыкальный руководитель проводила с детьми музыкальную пальчиковую гимнастику, знакомила детей с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в спектакле. Также, она организовала игры-драматизации с несколькими персонажами по народным сказкам («Курочка Ряба», «Репка»).
Хотелось бы отметить и участие родителей в организации театрализованной деятельности в группе. Совместно с родителями в группе организовала предметно-пространственную среду с учетом требований ФГОС:
• уголок театрализованной деятельности;
• ТСО (магнитофон, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения);
• наглядные пособия (репродукции картин, иллюстрации, фотографии, альбом по теме «Театр», афишы театральных постановок);
• атрибуты для организации театрализованных игр : ширма, костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров : би-ба-бо или театр «Петрушки», настольный театр по мотивам русских народных сказок, пальчиковый театр, магнитный театр;
• картотеку пальчиковой и артикуляционной гимнастики, игр на развитие координации движений и речи.
• для постановки спектаклей в группе имеется сцена.
В группе родители являются полноправными участниками театрализованной деятельности. Они принимают участие в изготовлении декорации, костюмов и кукольного театра (би-ба-бо, вместе с детьми участвуют в театрализованных сценках. Дети с восторгом принимают участие своей мамы или бабушки в театрализованной постановке. Ребенок чувствует поддержку со стороны родителей, речь его становится более выразительной, эмоциональной.
В театрализованной деятельности есть много направлений. Это и пальчиковые театры, плоскостные, магнитные театры, настольные театры. Я в своей работе использую театр «Петрушки» или би-ба-бо.
Работа по театрализованной деятельности с детьми включает в себя много методов и приемов. Поэтому я предлагаю вашему вниманию лишь некоторые из них, на мой взгляд, самые необычные и интересные, для работы воспитателя. Я приглашаю моих помощников-воспитателей.
Работая с куклой надо обязательно учитывать возрастные особенности детей. Рука у ребенка меньше руки взрослого, поэтому и куклу мы подбираем соответствующего размера (показать куклу для ребенку и для взрослого). Для работы с куклой мы пользуемся тремя пальцами: большим, указательным и средним.
-Уважаемые коллеги, я предлагаю вам выбрать куклу и одеть ее на руку ( куклы: кошка, лиса, заяц, волк, медведь)
Работа с куклой начинается со знакомства с ней. Ребенок ее разглядывает, пытается производить с ней разные действия. Посредством куклы, одетой на руку, ребенок говорит о своих переживаниях, тревогах, радостях, поскольку полностью отождествляет себя с куклой. Пока кукла лежит на столе, она является просто куклой, но стоит нам одеть ее на руку и она оживет.
- Давайте выполним несколько движений с куклой.
Игровое упражнение «Кукловод»
- Вот как хлопаем в ладоши и киваем головой,
повернёмся мы направо,
повернёмся мы налево
и поклонимся не раз.
Вот так, вот так,
мы поклонимся не раз (все слова сопровождаются показом действий).
- Кукла у нас на руке ожила и начала не только двигаться, но и говорить, голосом своего героя. Все наши куклы это образы животных, которые живут в лесу. В лесу очень много интересных новостей. Я предлагаю вам голосом своего героя, рассказать любую лесную новость.
Упражнение «Новости в лесу».
- Упражнения такого характера помогают ребенку эмоционально и выразительно показать характер своего героя, составить небольшой рассказ и почувствовать себя уверенней, так как он говорит от лица персонажа.
Важно научить ребенка изменять тембр своего голоса. Предлагаю вашему вниманию следующее упражнение (Предлагаю одному из воспитателей одеть куклу на руку)
Следующий этап работы с куклой – это работа над выразительностью реплик персонажей, художественной выразительностью образа. В качестве примера обыграем стихотворение «Кисонька – мурысонька». Диалог между куклами «Кошка» и «Заяц».
Кисонька-мурысонька
Заяц - Кисонька-мурысонька,
Где была?
Кошка - На мельнице.
- Кисонька-мурысонька,
Заяц - Что там делала?
Кошка - Муку молола.
Заяц - Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
Кошка - Прянички.
Заяц - Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
Кошка - Одна.
Заяц - Не ешь одна!
Не ешь одна!
Обращаю ваше внимание, что новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, она становится эмоционально выразительной. Ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
В подготовительной группе, когда у детей накоплен опыт владения куклой, умение вести диалог, эмоционально и выразительно показывать характер героев мы переходим к следующему этапу - творческому. В этом процессе тоже очень важно участие воспитателя. Детям часто бывает сложно выбрать персонажи для своих сценок, придумать тему. В данной ситуации, я предлагаю использовать картинки с героями сценок.
- Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам выбрать любую картинку и определиться со своим персонажем (картинки лежат на столе обратной стороной). А теперь придумайте ситуацию, в которой могут участвовать ваши герои. В сценке могут участвовать несколько персонажей (педагоги обговаривают ситуацию, одевают кукол на руку). Показ сценки.
Вопрос. Испытывали ли вы какие – нибудь затруднения или вам было все понятно и легко в обыгрывании сценки? (ответы). Спасибо, уважаемые коллеги за помощь.
Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, выразительно и эмоционально произносить диалог между героями, использую красивые обороты речи, эпитеты, сравнения.
Таким образом, на протяжении всего пребывания детей в группе с помощью театрализованной деятельности развиваются творческие и социально-коммуникативные способности, речь ребенка становится образной, эмоционально выразительной.