Пакки Инна
«Спешим на помощь к солнышку». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: «Спешим на помощь к солнышку»
Цель: Развитие речи через крупную и мелкую моторику.
Программные задачи: Развивать крупную и мелкую моторику, общие речевые навыки, темп и ритм речи, способствовать развитию межполушарного взаимодействия / левого и правого полушария/, соотносить движение со словами, развивать слуховое внимание, память, речевое дыхание, фонематический слух, связную речь. Совершенствовать навыки словообразования. Формировать грамматический строй речи.
Уточнить и активизировать знания детей о весенних изменениях в природе. Закрепить названия весенних месяцев.
Расширять словарный запас, посредством участия в словесно-речевых играх; подбирать слова противоположные по значению.
Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.
Воспитывать доброту, чувства взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации; умение преодолевать трудности.
Интеграция образовательных областей:
• речевое развитие;
• познавательное развитие;
• социально-коммуникативное;
• физическое развитие.
Словарная работа: повторение и закрепление словаря детей за счет слов и выражений – солнце: лучистое, горячее, светлое.
Предварительная работа:
• чтение художественной литературы
• просмотр мультипликационных фильмов;
• отгадывание загадок;
• выполнение физкультурных разминок.
Методические приемы:
• словесные;
• наглядные;
• практические;
• игровые
Материалы и оборудование:
• Колокольчик;
• Аудиозапись речи «Тётушки – Непогодушки»;
• Аудиозапись звука ветра и скрипа ставен;
• Письмо;
• «Лучи солнышка» с заданиями;
• Мнемотаблица «Пальчики – зайчики»;
• Картонажные домики для птиц, розетки, колечки на палочках, разноцветные мягкие, маленькие шарики;
• Музыкальное сопровождение для игры с домиками для птиц;
• Магнитная доска с картинками солнышка;
• Полянка с разноцветными дорожками, бумажные гусеницы, трубочки для поддувания;
• «Су-Джок» на каждого ребёнка;
• «Следы»
• Обруч с тучками;
• Прищепки на каждого ребёнка, голубой «солнечный Луч»;
• Видиоролик «Солнышко лучистое» -разминка;
• Сюрпризный момент от Солнышка.
Ход занятия.
1 Организационный момент: /на ковре/
/Раздаётся звон колокольчика/
Колокольчик озорной,
Ты друзей в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Справа друг и слева друг.
Крепче за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь.
2 Основная часть.
/Загадывание загадки/
Солнце ярче светит.
Дует тёплый ветер.
Птицы с юга прилетели.
Звонко капают капели.
Вот и кончилась зима.
К нам опять пришла… (весна).
- Какое сейчас время года?
- Какие месяцы весны вы знаете? /март, апрель, май/
-Какой месяц наступил, сейчас? /апрель/
Весной природа оживает и происходит много разных явлений.
- А, что бы Вы хотели от весны?
Дети: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т. д.
- Отгадайте ещё одну мою загадку:
Среди поля голубого,
Яркий блеск огня большого.
Светит весело в оконце.
Догадались… это (солнце)
-А как ласково назвать:
- Солнце – солнышко, (дождь, ветер, туча, трава, лужа, проталина, скворец, дерево, ручей, лист, ветка, капля, гнездо, облако, жук, птица, цветок)
- Хорошо, когда весной тепло и солнечно, правда ребята?
/Раздаётся голос Тётушки – Непогодушки – видиоролик/
Апч-хи! Ха-ха-ха! Заладили – всё солнце да солнце! Не видать вам больше тёплых солнечных лучей! Это говорю вам я, Сама, Тётушка – Непогодушка! Апч-хи! Вот, если справитесь с моими заданиями, так и быть –верну теплые лучи солнцу. А не справитесь, навсегда останется солнце холодным! Апч-хи!
/Звучит музыка Ветра – в окно влетает конверт с письмом/ в конверте солнечный круг бледного цвета/
/Дети садятся за столы/
- Ребята, посмотрите! Эта проказница, Тётушка – Непогодушка и правда, похитила тёплые солнечные лучи.
- Какое у солнышка стало настроение, как вы думаете?
- Поможем солнышку вернуть его лучи?
- Постараемся справиться со всеми заданиями?
- Ребята, давайте, для начала, пробежимся по дорожке, разогреем наши кулачки, ладошки.
Разминка «Пальчики – зайчики» - /Мнемотаблица/
Задание №1 «Блиц – игра»
- Если на улице очень холодно, то день …
- Если на улице шум, то улица …
- Если человеку сопутствует удача, то человек …
- Если у человека талант, то человек …
- Если весь день идёт дождь, то день …
- Если весь день светит солнце, то день …
/Появился первый лучик/ - 1
- Давайте разомнём наши пальчики,
Тогда быстрее отогреем солнечные лучи.
Пальчиковая гимнастика: «Солнышко»
Солнышко-солнышко,
Раскидай колечки –
На лужок, на полюшко
На лесок и речки!
Мы колечки соберём,
Поясок из них сплетём.
Задание №2 «Почистим домики для птиц» - /Муз. сопровождение/
И/упражнение: «Дом» /домик, домишка, домище/ с показом
/Появился второй лучик/ - 2
Задание №3 «Разбуди насекомых» - /на ковре/
/помогаем гусеницам прснуться/- поддувание через трубочку
- Гусеницы должны проползти по своей дорожке до полянке. А мы в этом им, поможем. /игра на полу/
- Слышите, дети, кто-то фыркает! – Ф-ф-ф
А вы так умеете? / дети –ф-ф-ф-/
- Ой, ребятки, посмотрите на полянку выбежал ежик, а с ним и ежата. Так вот кто это фыркал. Давайте мы с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика с мячиками Су–джок
Ёжик, ёжик, хитрый ёж, сжимать Су Джок то в одной,
на клубочек ты похож. то в другой руке
На спине иголки дети катают Су- Джок между ладонями
очень-очень колкие.
Хоть и ростом ёжик мал, крутить шар кончиками пальцев
нам колючки показал,
А колючки тоже прыгать по ладошке шаром
на ежа похожи.
/ Появился третий лучик/ -3
Задание №4 «Распутай слова»
/Составляем из слов правильные предложения/
1 Дымок, идёт, трубы, из.
2 Снег, в, тает, поле.
3 Прилетели, из, птицы, стран, тёплых.
4 Проталинки, на, первые, опушке, появились.
5 Звонкий, бежит, к, ручеёк, речке.
/ Появился четвёртый лучик/ -4
Задание №5 «Прохлопай – прошагай!»
/Деление заданных слов на слоги/ - /Ходьба по «следам»/
-Весна, дождик, лужа, лёд
- Погода, берёза, человек, крыша
-Проталинка, …
Физкультминутка
Руки тянем в потолок, (потягивание, руки вверх)
Будто к солнышку цветок.
Мы попрыгаем немножко, (прыжки на месте)
И пройдемся по дорожке (ходьба на месте)
За столы садимся дружно-
Нам ещё трудиться нужно!
/ Появился пятый лучик/ -5
Задание №6 «Разгони тучки!» /За столами/
/Игра с обручем/ - слово - предмет, слово – действие; какой предмет и где происходит это действие.
-Машина, автобус, мяч, дети,
- Грачи, ветер, солнце, дождик, трава
/ Появился шестой лучик/ -6
Задание №7 «Отогрей последний лучик!»
/Игра с прищепками/ передаём лучик по кругу через прищепки
Игра «Скажи наоборот»
— Я вам предлагаю в конце каждой фразы добавить слово, противоположное по значению:
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь … («близко»)
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь … («низко»)
Скажу я слово «уронил» — … («поднял»)
Скажу я слово «потерял» — … («нашёл»)
Скажу «больной» тебе — … («здоровый»)
Скажу я слово «плохо» — … («хорошо»)
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты … («храбрец»)
Теперь «начало» я скажу,
Ответьте все … («конец»).
- «Фокус с Лучиком» - /меняем синий лучик на жёлтый/
— Прикрепляем последний лучик /желтый/
«Весёлая Физминутка» /Видео ролик/ - /Про солнышко/
-/Во время физминутки - меняю грустное солнышко на весёлое/.
3 Заключительная часть
Итог:
1. Что вам больше всего понравилось?
2. Что было особенно трудно?
3. Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?
— Вы все сегодня очень старались, были внимательными и дружными, поэтому смогли справиться с проказами «Тётушки – Непогодушки» и вернули Солнышку тепло его лучей!
Сюрпризный момент от Солнышка.
/Солнечные зайчики – вертушки, сладкие угощения – конфеты/