Приложение МААМ

Консультация для родителей «Характер формируется с детства»

Лилия Севрюкова
Консультация для родителей «Характер формируется с детства»
▼ Скачать + Заказать документы

Разработчик

Воспитатель:

Севрюкова Л. А.

Характер формируется с детства.

Характер с греческого языка переводится, как отличительная черта.

В повседневной жизни мы слышим: «трудолюбивый человек», «волевой и принципиальный», «стойкий и мужественный», «человек с характером!». И нам понятно: под этим подразумевают те черты, которые показывают отношение к окружающему миру, людям, к самому себе. Допустим, насколько он общителен? Обладает ли доброжелательностью, чуткостью, трудолюбием и нравственно- волевыми качествами, скромностью и самокритичностью, трудолюбием … Одним словом, каков нравственный стержень в человеке.

Многие из родителей мечтают увидеть в своем ребенке все лучшие черты. Но хотеть - еще не значит осуществить желаемое. И когда подросший малыш начинает вдруг хитрить или обманывать, дерзить или командовать, проявлять неуважение к старшим или леность к учебе, родители недоумевают. Иногда в свое оправдание говорят: «Такой уж у него характер!». Правомерно ли это утверждение? Действительно ли характер растущего человека складывается сам по себе и поэтому родители тут ни причем? Конечно же, это может и заблуждение, или удобная позиция, тех, кто не считает нужным своевременно, думать о его воспитании.

Основы характера закладываются очень рано, и дальнейшее его развитие всегда зависит и от социальной среды и воспитания.

Характер – категория нравственная. Если вы с самого начала правильно воспитываете ребенка, то он своевременно усваивает понятия и навыки морального поведения. И поэтому, это становиться основой становления его характера.

Так, например, если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился, то уже в дошкольном возрасте стоит прививать ему трудолюбие, дисциплинированность, морально - волевые черты.

Учение - это труд, требующий физического и морального вложения; это - воля, направленная на добывание знаний; это дисциплина желаний и обязанностей; это умение подчинять свое «хочу - не хочу» обязательному «надо».

Дисциплинированность - это показатель собранности, организованности, самостоятельности, инициативы, волевых черт характера. Если вы хотите облегчить самостоятельную жизнь ребенка, то уже сейчас стоит заботиться о формировании основ дисциплинированности. Азы дисциплинированности при разумном воспитании малыш постигает рано- с усвоения элементарных понятий «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». С развитием сознания ребенка к этим усвоенным понятиям прибавляется понятие «надо». Оно и есть одно из главных движущих сил дисциплинированности. Вместе с понятием «надо» к растущему человеку приходит чувство ответственности за свои действия, вырабатываются первые элементарные проявления воли.

Большинство родителей с первых дней жизни малышей учат сдерживать свои желания и порывы. Это начинается с малого – с умения взрослых на детское неразумное «дай», «хочу», вовремя ответить: «Нет», «Нельзя». Без твердых требований невозможно сформировать умение подчинять капризные «я хочу».

Но нас не может удовлетворять слепое послушание. Важно, чтобы дошкольник, выполняя указание взрослых, понимал, почему это необходимо. Такое восприятие создает у ребенка внутреннее согласие с требованием взрослого и, помогает мобилизовать волю к самоограничению. Осмысленность выполнения требований – одно из условий саморегулирования поступков. В этом проявляется первоначальное чувство ответственности за свое поведение. Такая линия воспитания дает ребенку перспективу развиться: творчески мыслить; самостоятельно принимать решения; инициативность; чувство долга и т. д. Где искать истоки этих качеств личности? Однозначного ответа нет, но многое в характере человека начинается с привычек. Не зря говорят: «Посеешь привычку - пожнешь характер». Не сформировав у ребенка необходимых привычек – помощников, трудно воспитать у него нужные качества характера. Какие это привычки? Это те, которые помогают полноценно расти и развиваться, - привычки гигиенические, культурные, моральные и пр. Они вносят порядок в детскую жизнь, упорядочивают поведение и, следовательно, предвосхищают различного рода негативные проявления – упрямство, капризы, непослушание.

Приоритетную роль в развитии ценных свойств характера играют нравственные привычки, которые должны быть сформированы к школе. Привычка к чистоте, порядку в своих вещах и окружающем; к самостоятельности; привычка ценить и беречь труд взрослых; к трудовому усилию, быть занятым, самостоятельно находить полезные дела; привычка бережно обращаться с игрушками, книгами; привычка уважать старших, быть дисциплинированным, честным; привычки культурного поведения и многие другие.

Но пока ребенок совсем мал, перспективы его завтрашнего дня кажутся родителям столь далекими, что они многое упускают, делают немало ошибок в воспитании. Например, детские капризы, озорство, упрямство, неподчинение родительским требованиям воспринимаются, как естественное неподчинение, сопутствующее детству. Родители лишают ребенка самостоятельности, отстраняют его от трудовых и нравственных обязанностей, опекают. Бывает, что отрицательные проявления ребенка вызывают у взрослых восторг. Если ребенок чувствует, что постоянно является центром всеобщего интереса, что все разговоры в семье ведутся только о нем, он становиться маленьким тираном: он привыкает к тому, что от него «хочу - не хочу» зависит вся жизнь в доме. Все это не может не способствовать формированию, c одной стороны, чувства исключительности, переоценки своих возможностей, эгоизма, c другой стороны, слабоволия, беспомощности. Ведь исполняя все желания, родители, сами того не подозревая, по существу лишают ребенка возможности тренировать волю, управлять своим поведением. Слабоволие же пускает глубокие корни в формирующемся характере особенно тогда, когда ребенок постоянно повелевает другими и не учиться «управлять собой». В этом случае в его характере могут в дальнейшем зародиться зерна себялюбия, диктаторства.

Взрослые часто путают понятия «упрямство» и «настойчивость». Видят в детском упрямстве проявления настойчивости, воли. Однако эти понятия антиподы, в упрямстве ребенка проявляется слабоволие, неумение преодолевать свое желание, стремление настоять на своем. В то время как настойчивость - это не только стремление добиться желаемого и преодолеть трудности, но и умение от чего-то отказаться, но это и нравственно - волевой акт, от которого в дальнейшем берут свои начала такие ценные черты характера, как активность, инициативность, целеустремленность, дисциплинированность, решительность, стойкость.

Дошкольный возраст, является возрастом, возникновения воли как сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. Задача родителей содействовать развитию волевых качеств ребенка, предоставлять ему больше самостоятельности, делать выбор, как поступить и самому преодолевать посильные трудности. Этому может поспособствовать следующее, например старший дошкольник должен без напоминания убирать свои вещи, содержать свои игрушки и книги в порядке, переключиться от веселой забавы к делу обязательному (помочь папе, погулять с собачкой и пр., подчиняться без пререканий распорядку дня и т. п. Все это требует от ребенка нравственных усилий, самоконтроля, умения регулировать свои желания.

Формированию характера способствует все, с чем соприкасается растущий ребенок. Семья - это первый коллектив ребенка. Здесь он приобретает первый опыт взаимодействия с другими людьми, усваивает основы заботливости, взаимной помощи. Познает, что такое ответственность, труд. Семья для маленького ребенка - почти единственный социальный институт, формирующий его личность. Налаженный быт семьи, при котором предполагается разумный распорядок жизни дошкольника,- существенный фактор в формировании детского поведенческого стереотипа. Если режим в семье и в детском саду совпадает, то это значительно облегчает задачу формирования у ребенка морально - волевых качеств. Расслабленность, нежелание преодолевать «не хочу» обычно ребенок проявляет тогда, когда нет строго режима. В повседневной жизни нужно ставить ребенка перед необходимостью выполнять трудовые поручения, участвовать в делах семьи, проявлять внимание и заботу к своим близким – помогать им и освобождать родных от хлопот о себе: самостоятельно себя обслужить, убрать за собой, помочь нести покупки, поднять оброненную вещь и прочее. Сложность дел и поручений зависит от возраста ребенка. И еще: необходимо, чтобы ребенок видел: в доме все делиться поровну - любовь, ласка, внимание и забота, обязанности трудовые и нравственные; он (она) не на особом счету, а такой же, как и все.

Дети очень чутко улавливают отношение взрослых к ним и поэтому у детей возникают соответствующие проявления: мама добрая и поэтому дочь знает: ее слушаться не обязательно; папа строг, - значит, его распоряжение обсуждению не подлежит. Подобная практика отношений взрослых с ребенком может побудить в нем неискренность, приспособленчество, двоедушие. Можно ли предположить, что это не станет в дальнейшем чертой характера ребенка? Увы, характер не дается ребенку в наследство от родственников, как, например, цвет глаз или волос. Если же сын или дочь приобретают черты характера отца, матери или бабушки, то это благодаря высокой детской восприимчивости и подражательности, постоянному общению с ними. Ведь родные воздействуют на ребенка не только воспитывающими мерами, но и собственной личностью и примером.

У каждого ребенка можно сформировать любые положительные черты личности. С каким характером ребенок войдет во взрослый мир? Это зависит от нас!

Характер человека и счастье – понятия взаимозависимые. Понятно, что кто обладает лучшими человеческими качествами, больше светлых минут, т. к. у него более обострена способность, воспринимать положительное в окружающем и делать добро людям. Такой человек умеет считаться с законами нашего общества, и если ему и приходиться отказываться от чего – то личного, то он не считает, что приносит себя в жертву. Ведь такой поступок для него естествен. Человек же с плохим характером зачастую сам себе отравляет жизнь по пустякам, руководствуясь эгоистическими принципами «мне так удобно…» Критику такие люди воспринимают, как личное оскорбление, а отказ любой – как несчастье.

«…Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

Тут уместна народная мудрость: человек - кузнец своего счастья. Пока ребенок мал - это истина не применима к нему, зато имеет прямое отношение к тем, кто ответственен за его воспитание, формирование характера - к родителям.

Публикации по теме:

«Палисадники детства». Консультация для родителей из цикла «Малое краеведение»«Палисадники детства». Консультация для родителей из цикла «Малое краеведение» Возле дома - палисадник самой дивной красоты. Поражают разноцветьем симпатичные цветы: Колокольчики, ромашки, ноготки и васильки… А над.

«Растим патриотов с детства». Консультация для родителей«Растим патриотов с детства». Консультация для родителей «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Консультация для родителей «Берегите природу с детства»Консультация для родителей «Берегите природу с детства» 5 июня. Всемирный день окружающей среды «Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Характер формируется с детства»
Опубликовано: 26 ноября 2024 в 20:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Характер формируется с детства»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Севрюкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД